Не игрушка, но сын

Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.
Письмо в редакцию православного журнала:
Здравствуйте! Читаю Библию, и складывается такое впечатление, что человек для Бога — это просто игрушка. Как у ребенка, у Бога есть солдатики — наши и ненаши, есть любимые куклы, есть нелюбимые.





Чем Авель лучше Каина? А Бог, просто потому, что Авель Ему симпатичнее, принимает его жертву, а жертву Каина не принимает. А в результате — первое в истории мира убийство. И в Новом Завете мы читаем, что у Христа был любимый ученик, которому Он открывал чуть больше, чем всем остальным. А Иуде, которому, по словам самого Христа, лучше бы и не родиться, ничего не сказал, никак не предостерег его. Получается, и Иуда стал здесь игрушкой, которой лишь суждено было исполнить какую-то роль. А то, что после нее ему осталось лишь удавиться… Ну так и поделом, правда?
Неприятно ощущать себя куклой, судьба которой целиком в руках невидимого Карабаса-Барабаса. Как-то даже начинаешь лучше понимать Буратино, сбежавшего от такого кукловода и открывшего за нарисованным на стене очагом новый, настоящий мир. Мир, где нет боли и страданий, никто не заставляет тебя плясать под дудку кукловода, все живут радостно и свободно.
Примечательно, как Бог ответил безвинному страдальцу Иову (причина всех его ужасных страданий была в споре Бога с сатаной, т. е. очередная игра): а кто ты такой, чтобы задавать вопрос Мне, Творцу мира? Горшок не спрашивает у горшечника, зачем ты меня слепил. Один горшок — для царских покоев, другой — для мусора. И все они все равно — просто горшки. И, скажем прямо, Иову еще повезло: мало к какому горшку горшечник явится лично, чтобы его пожурить. Ко мне вот пока что-то не заходил.
Владимир

***
Дорогой Владимир, как это ни странно прозвучит, но в Ваших сомнениях гораздо больше веры в Бога, чем неверия. Лишь верующий человек может возмущаться тем, что его Бог оказался не таким, каким он Его себе представлял. И возникнуть подобные вопросы могли только в неравнодушном к Богу сердце. Мне они тоже когда-то не давали покоя. Я тоже возмущался отвержением жертвы Каина, страданиями Иова, судьбой Иуды. Не найдя ответов, я откладывал их на самую дальнюю «полку» в своем сознании, надеясь, что когда-нибудь Господь все же ответит мне на них. И постепенно эти ответы действительно приходили. Что-то было прочитано в книгах, что-то услышано в разговоре с умными людьми, а что-то с возрастом вдруг само открылось для понимания. Сейчас я уже твердо убежден в том, что люди для Бога не игрушки, что в любом, даже самом противоречивом и странном событии Священной Истории действует любовь Бога к человеку. Хочу поделиться с Вами найденными для себя ответами и очень надеюсь, что они в чем-то окажутся полезными и для Вас.

Человек: не игрушка, но сын

Можно по-разному видеть одни и те же вещи и, соответственно своему видению, давать им разные имена. В Библии Бог назван Отцом, потому что человек — любимое его дитя. Иногда — своевольное, иногда — глупое, иногда — жестокое, жадное и безжалостное даже к себе самому. Но от этого не переставшее быть для Отца — любимым. И вся история человечества, по сути, — история взросления этого Божьего ребенка. Трудная, временами даже трагическая, со взлетами и падениями, с катастрофическими ошибками и долгим и тяжелым их исправлением. Человек не игрушка для Бога уже потому хотя бы, что обладает удивительной возможностью противиться своему Создателю, жить наперекор Его замыслу, упорствовать в этом противлении вплоть до собственной гибели. И Бог не ограничивает его в этой свободе. Он просто всегда находится рядом с человеком и в любой момент готов помочь. В выборе между жизнью и смертью Он всегда предлагает человеку пути жизни. Он оставляет человека свободным, но делает все, чтобы тот смог реализовать эту свободу во благо. В притче о блудном сыне Христос показал самую суть этих отношений: хочешь уйти — иди, но будь готов к тому, что тебе придется очень туго. Захочешь прийти назад, знай — Отец всегда тебе рад, и примет тебя с любовью, из какой бы мерзости ты к Нему ни возвратился. Можно ли назвать это отношением хозяина к игрушке? Наверное, можно, если бы не одно обстоятельство: ни один Карабас-Барабас не согласится принять мучительную смерть ради спасения своих кукол. На такое способен лишь Творец, защищающий любимое творение, или Отец, спасающий своих детей, попавших в беду. Именно таким самопожертвованием заканчивается библейский рассказ об отношениях Бога и человека. И лишь из этой перспективы можно правильно увидеть и понять истории Каина, Иова, Иуды и еще многих и многих людей, чья непростая судьба описана в Библии.
Источник
« История Корсунского образа Пречистой Девы
Владимир Красовский — об обретении мощей Иоанна... »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.