«Бог же один»: о гибели варяжских мучеников Феодора и Иоанна
Первыми «русскими гражданами» небесного Отечества были не русские. Так необычно решил Господь. Они были скандинавами. Это святые мученики Феодор Варяг и его сын Иоанн. Они стали последней страшной жертвой язычества.
Скандинавы Феодор и Иоанн прибыли на Русь вместе с одной из варяжских дружин, которые в те времена служили киевским князьям Отец и сын были христианами.
Как раз в это время князь Владимир занял Киевский престол. Он устроил в Киеве большое капище, где помимо старых идолов, появились новые, а также поощрял человеческие жертвоприношения языческому богу-громовержцу Перуну.
И вот однажды Иоанну выпала доля стать такой жертвой. Когда посыльные князя подошли к дому Феодора, чтобы уведомить, что его сын будет принесён в жертву языческим богам, он, согласно «Повести временных лет», молвил: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет. Бог же один, сотворил Он небо, и землю, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».
Через некоторое время посыльные князя снова пришли к дому Федора, но варяг Феодор вместе с сыном Иоанном не стали прятаться, а остались дожидаться их в сенях. Толпа требовала Иоанна. Федор отказался отдавать сына в жертву языческим богам.
Тогда разгневанные язычники принялись подсекать сени, которые рухнув погребли под собой стойких отца и сына.
Гибель мучеников произвела такое глубокое впечатление на князя Владимира, что с этого момента он задумался и обратил внимание на христианское вероучение, за которое не страшно и умереть. Это событие стало предтечей крещения Руси, а святые Федор и Иоанн стали первыми русскими святыми, хотя и не были русскими людьми.
Скандинавы Феодор и Иоанн прибыли на Русь вместе с одной из варяжских дружин, которые в те времена служили киевским князьям Отец и сын были христианами.
Как раз в это время князь Владимир занял Киевский престол. Он устроил в Киеве большое капище, где помимо старых идолов, появились новые, а также поощрял человеческие жертвоприношения языческому богу-громовержцу Перуну.
И вот однажды Иоанну выпала доля стать такой жертвой. Когда посыльные князя подошли к дому Феодора, чтобы уведомить, что его сын будет принесён в жертву языческим богам, он, согласно «Повести временных лет», молвил: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет. Бог же один, сотворил Он небо, и землю, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».
Через некоторое время посыльные князя снова пришли к дому Федора, но варяг Феодор вместе с сыном Иоанном не стали прятаться, а остались дожидаться их в сенях. Толпа требовала Иоанна. Федор отказался отдавать сына в жертву языческим богам.
Тогда разгневанные язычники принялись подсекать сени, которые рухнув погребли под собой стойких отца и сына.
Гибель мучеников произвела такое глубокое впечатление на князя Владимира, что с этого момента он задумался и обратил внимание на христианское вероучение, за которое не страшно и умереть. Это событие стало предтечей крещения Руси, а святые Федор и Иоанн стали первыми русскими святыми, хотя и не были русскими людьми.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.