Кто такой гадаринский бесноватый и что у нас с ним общего
Бывает, что, когда мы слышали одну и ту же историю много раз, мы воспринимаем её как саму собой разумеющуюся, особенно если она произошла за тридевять земель в незапамятные времена. Наверное, так же мы реагируем на хорошо знакомую нам Евангельскую историю, как Иисус Христос изгнал бесов из несчастного, жившего в погребальных пещерах и потерявшего рассудок.
Спаситель послал демонов в стадо свиней, которые бросились в воду и утонули. А тот человек снова вернулся в свой разум, а его соседи настолько были потрясены и объяты ужасом от случившегося, что просили Господа уйти из их города. Не знаю, как вы, а я никогда своими глазами не видел ничего подобного. И, может быть, нас искушают помыслы, что этот рассказ не имеет к нам отношения, ведь мы не бесноватые, не живём в гробах, а также никогда не видели, чтобы свиньи бросились в озеро на верную смерть. Что вообще может быть общего между этим Евангельским отрывком и нами?
Чтобы выяснить это, мы должны помнить, что Евангелия — не простые новостные сводки о деяниях Иисуса Христа в I-м веке. Нет, это повествовательные портреты
Благой вести о Его спасении. Слово «Евангелие» означает «Благая весть», и Церковь признала четыре Евангелия, входящие в новозаветный канон, истинным провозвестием о том, кто наш Спаситель и каким образом, в каком смысле Он исцеляет нашу человеческую природу. Цель чтения или слушания Евангелия — не удовлетворить праздное любопытство о том, что было две тысячи лет назад. Наоборот, оно призывает нас лично стать участниками жизни Того Самого, о Ком в них говорится. В самом деле, Евангелия побуждают нас стать участниками продолжающейся истории спасительных дел Господних в мире. Его Царство — блаженство, исцеление и благословение всех людей и действительности любого исторического периода.
В той же мере, в какой Он принёс избавление от зла тому несчастному бесноватому, в такой же приносит спасение и нам.
Пусть силы зла не так же очевидно контролируют нас, как того злополучного человека, у нас много общего с ним. Если будем честны с собой, нельзя не согласиться, что и лучших из нас регулярно постигают искушения мыслить, действовать и говорить так, что это отдаляет нас от подобия Божия, к которому мы призваны. Если нам трудно осознать это, подумайте о свиньях, о которых шла речь в Евангельском рассказе. Наверное, все мы видели свиней, жадно пожирающих пищу, хотя бы на картинке. Когда позапрошлым летом наша семья гостила у друзей в Миннесоте, они показали мне один из свинарников, где было больше тысячи голов. Меня предупредили, чтобы я не упал, потому что свиньи набросятся на любую еду. Помню, у одной свиньи не было хвоста — мне сказали, что его, скорее всего, откусила другая свинья. Так что я поостерегся упасть, и выбрался оттуда целым и невредимым.
Иерей Филип ЛеМастерс
Правда, слишком часто на месте свиней оказываемся мы. Мы даём страстям и эгоцентричным желаниям возобладать над нами до такой степени, что уже не владеем собой, как стадо голодных боровов, пожирающих помои из корыта.
Будь то гнев, гордость, похоть, зависть, сребролюбие, злопамятство или прочий грех — мы обыденно унижаем своё достоинство, предаваясь искушению до такой степени, что ведём себя совсем не как возлюбленные чада Божии, какими мы должны быть по Его творческому замыслу.
Проблема в том, что для того, чтобы обрести своё истинное «я», нужно изменить своему «я». Нам вправду нужно изжить самообман, что живём мы не для чего иного, как для удовольствий и удовлетворения эгоистичных желаний, и наши горизонты ограничены так же, как и у голодных свиней, которые ждут следующей кормёжки. Ведь мы при этом теряем своё истинное самосознание, как тот бесноватый. Он сказал, что имя ему «легион», потому что его населяло множество злых духов. И слишком часто мы можем сказать о себе то же самое — из-за множества патологических желаний, которые управляют нашей жизнью и искажают наше истинное самосознание.
Однако у нас есть выход из такого существования, ведь Христос — Второй Адам, Богочеловек, делающий нас причастниками Его обоженного человечества. Он исцеляет, благословляет и восстанавливает нашу личность по Его образу и подобию до такой степени, что мы становимся причастниками Его Божества по благодати. Итак, быть истинным человеком, пребывающим в Нём, — значит быть свободным от управления и искажения грехом, из-за которого мы утрачиваем истинных себя. Наоборот, мы становимся способными управлять нашими желаниями, направляя их к Богу, и находим полное удовольствие в поведении, вовлекающем нас в жизнь Царства Божия — отчасти даже сейчас, когда мы живём и дышим в мире сем.
Бывший бесноватый снова пришёл в себя и возвратил истинное самосознание, так как Христос спас его. То же самое можно будет сказать и о нас, когда мы осознаем, что наши эгоцентричные желания, слабости и любовь к порокам — всё это искушения. Если на человека находит искушение, в этом ещё нет греха, но греховно принимать эти искушения, извращённые наклонности за правду о нашем истинном «я», подчиняясь им. Каждый раз, когда мы это делаем, мы повреждаем и извращаем себя, пусть даже отчасти. Мы принимаем духовную болезнь вместо здоровья. И как то злосчастное состояние бесноватого стало для него «новой нормальностью», так и мы слишком легко привыкаем к присутствию зла в нашей жизни. Конечно, с нами не происходит ничего настолько драматичного, как с тем одичавшим человеком, живущим среди гробов, или как со свиньями, бросившимися в озеро. Но последствия для нашего духовного здоровья и утрата истинной радости нашей жизни настолько же реальны. А именно, мы рискуем погубить себя — наши души, наши жизни, — пристрастившись к удовлетворению своих желаний, как нам изволится. Для нас так жить — всё равно что жить среди гробов, отщепенцами от общества, под властью бесов. По правде говоря, гадаринский бесноватый — это именно тот, кем мы станем, если продолжим так поступать.
Конечно, никто из нас не хочет окончить так свой путь. Но как лечащийся от алкоголизма учится не пить ни одного глотка, бросающий курить учится не брать ни одной сигареты, так всем и каждому из нас надо учиться отвергать искушения, как только они поднимут свою отвратительную голову. Иными словами, надо быть настороже, смотреть в оба за пагубными последствиями зависимостей, порочных склонностей и страстей, укоренившихся в нашей жизни. И, как бы это ни казалось запредельно трудным, мы должны объявить им войну, не подчиняясь их столь привычной и ублажающей привлекательности. Я знаю, иногда нам кажется, что так и прожить невозможно, если не позволить себе исполнить то или иное желание удовольствия — помышлением, словом, делом, чем угодно. Но с нами же бывало и то, что мы смогли удержаться от искушения — и, как видим, ничего смертельного. Бояться не справиться с борением — это тоже искушение, которому нельзя поддаваться.
Но когда мы раз за разом терпим поражение, не сумев воздержаться от греха, и впадаем в отчаяние — это самое уместное время выработать глубокое смирение Иисусовой молитвы. И вот почему мы должны сердечно взывать к Господу о помиловании и помощи, как можно чаще, каждый день нашей жизни. И если нас смутит помысел, что Его милосердие и могущество не могут принести нам исцеление от духовных недугов и силу, вспомним того злополучного бесноватого, жившего в гробах, утратившего истинное самосознание. Господь, Бог и Спаситель Иисус Христос освободил его, восстановил его истинное «я» как возлюбленного чада Божия. Он вернул ему жизнь. То же самое Он сделает и для нас, когда, осознавая слабость и отчаяние, мы обращаемся к Нему со смирением, чтобы исцелил нас Второй Адам, кроме Которого, никто не может дать исцеление созданным по Его, Божию, образу и подобию.
Иерей Филип ЛеМастерс, профессор религии в университете МакМурри
Храм Святого Луки, Абилин, Техас
Спаситель послал демонов в стадо свиней, которые бросились в воду и утонули. А тот человек снова вернулся в свой разум, а его соседи настолько были потрясены и объяты ужасом от случившегося, что просили Господа уйти из их города. Не знаю, как вы, а я никогда своими глазами не видел ничего подобного. И, может быть, нас искушают помыслы, что этот рассказ не имеет к нам отношения, ведь мы не бесноватые, не живём в гробах, а также никогда не видели, чтобы свиньи бросились в озеро на верную смерть. Что вообще может быть общего между этим Евангельским отрывком и нами?
Чтобы выяснить это, мы должны помнить, что Евангелия — не простые новостные сводки о деяниях Иисуса Христа в I-м веке. Нет, это повествовательные портреты
Благой вести о Его спасении. Слово «Евангелие» означает «Благая весть», и Церковь признала четыре Евангелия, входящие в новозаветный канон, истинным провозвестием о том, кто наш Спаситель и каким образом, в каком смысле Он исцеляет нашу человеческую природу. Цель чтения или слушания Евангелия — не удовлетворить праздное любопытство о том, что было две тысячи лет назад. Наоборот, оно призывает нас лично стать участниками жизни Того Самого, о Ком в них говорится. В самом деле, Евангелия побуждают нас стать участниками продолжающейся истории спасительных дел Господних в мире. Его Царство — блаженство, исцеление и благословение всех людей и действительности любого исторического периода.
В той же мере, в какой Он принёс избавление от зла тому несчастному бесноватому, в такой же приносит спасение и нам.
Пусть силы зла не так же очевидно контролируют нас, как того злополучного человека, у нас много общего с ним. Если будем честны с собой, нельзя не согласиться, что и лучших из нас регулярно постигают искушения мыслить, действовать и говорить так, что это отдаляет нас от подобия Божия, к которому мы призваны. Если нам трудно осознать это, подумайте о свиньях, о которых шла речь в Евангельском рассказе. Наверное, все мы видели свиней, жадно пожирающих пищу, хотя бы на картинке. Когда позапрошлым летом наша семья гостила у друзей в Миннесоте, они показали мне один из свинарников, где было больше тысячи голов. Меня предупредили, чтобы я не упал, потому что свиньи набросятся на любую еду. Помню, у одной свиньи не было хвоста — мне сказали, что его, скорее всего, откусила другая свинья. Так что я поостерегся упасть, и выбрался оттуда целым и невредимым.
Иерей Филип ЛеМастерс
Правда, слишком часто на месте свиней оказываемся мы. Мы даём страстям и эгоцентричным желаниям возобладать над нами до такой степени, что уже не владеем собой, как стадо голодных боровов, пожирающих помои из корыта.
Будь то гнев, гордость, похоть, зависть, сребролюбие, злопамятство или прочий грех — мы обыденно унижаем своё достоинство, предаваясь искушению до такой степени, что ведём себя совсем не как возлюбленные чада Божии, какими мы должны быть по Его творческому замыслу.
Проблема в том, что для того, чтобы обрести своё истинное «я», нужно изменить своему «я». Нам вправду нужно изжить самообман, что живём мы не для чего иного, как для удовольствий и удовлетворения эгоистичных желаний, и наши горизонты ограничены так же, как и у голодных свиней, которые ждут следующей кормёжки. Ведь мы при этом теряем своё истинное самосознание, как тот бесноватый. Он сказал, что имя ему «легион», потому что его населяло множество злых духов. И слишком часто мы можем сказать о себе то же самое — из-за множества патологических желаний, которые управляют нашей жизнью и искажают наше истинное самосознание.
Однако у нас есть выход из такого существования, ведь Христос — Второй Адам, Богочеловек, делающий нас причастниками Его обоженного человечества. Он исцеляет, благословляет и восстанавливает нашу личность по Его образу и подобию до такой степени, что мы становимся причастниками Его Божества по благодати. Итак, быть истинным человеком, пребывающим в Нём, — значит быть свободным от управления и искажения грехом, из-за которого мы утрачиваем истинных себя. Наоборот, мы становимся способными управлять нашими желаниями, направляя их к Богу, и находим полное удовольствие в поведении, вовлекающем нас в жизнь Царства Божия — отчасти даже сейчас, когда мы живём и дышим в мире сем.
Бывший бесноватый снова пришёл в себя и возвратил истинное самосознание, так как Христос спас его. То же самое можно будет сказать и о нас, когда мы осознаем, что наши эгоцентричные желания, слабости и любовь к порокам — всё это искушения. Если на человека находит искушение, в этом ещё нет греха, но греховно принимать эти искушения, извращённые наклонности за правду о нашем истинном «я», подчиняясь им. Каждый раз, когда мы это делаем, мы повреждаем и извращаем себя, пусть даже отчасти. Мы принимаем духовную болезнь вместо здоровья. И как то злосчастное состояние бесноватого стало для него «новой нормальностью», так и мы слишком легко привыкаем к присутствию зла в нашей жизни. Конечно, с нами не происходит ничего настолько драматичного, как с тем одичавшим человеком, живущим среди гробов, или как со свиньями, бросившимися в озеро. Но последствия для нашего духовного здоровья и утрата истинной радости нашей жизни настолько же реальны. А именно, мы рискуем погубить себя — наши души, наши жизни, — пристрастившись к удовлетворению своих желаний, как нам изволится. Для нас так жить — всё равно что жить среди гробов, отщепенцами от общества, под властью бесов. По правде говоря, гадаринский бесноватый — это именно тот, кем мы станем, если продолжим так поступать.
Конечно, никто из нас не хочет окончить так свой путь. Но как лечащийся от алкоголизма учится не пить ни одного глотка, бросающий курить учится не брать ни одной сигареты, так всем и каждому из нас надо учиться отвергать искушения, как только они поднимут свою отвратительную голову. Иными словами, надо быть настороже, смотреть в оба за пагубными последствиями зависимостей, порочных склонностей и страстей, укоренившихся в нашей жизни. И, как бы это ни казалось запредельно трудным, мы должны объявить им войну, не подчиняясь их столь привычной и ублажающей привлекательности. Я знаю, иногда нам кажется, что так и прожить невозможно, если не позволить себе исполнить то или иное желание удовольствия — помышлением, словом, делом, чем угодно. Но с нами же бывало и то, что мы смогли удержаться от искушения — и, как видим, ничего смертельного. Бояться не справиться с борением — это тоже искушение, которому нельзя поддаваться.
Но когда мы раз за разом терпим поражение, не сумев воздержаться от греха, и впадаем в отчаяние — это самое уместное время выработать глубокое смирение Иисусовой молитвы. И вот почему мы должны сердечно взывать к Господу о помиловании и помощи, как можно чаще, каждый день нашей жизни. И если нас смутит помысел, что Его милосердие и могущество не могут принести нам исцеление от духовных недугов и силу, вспомним того злополучного бесноватого, жившего в гробах, утратившего истинное самосознание. Господь, Бог и Спаситель Иисус Христос освободил его, восстановил его истинное «я» как возлюбленного чада Божия. Он вернул ему жизнь. То же самое Он сделает и для нас, когда, осознавая слабость и отчаяние, мы обращаемся к Нему со смирением, чтобы исцелил нас Второй Адам, кроме Которого, никто не может дать исцеление созданным по Его, Божию, образу и подобию.
Иерей Филип ЛеМастерс, профессор религии в университете МакМурри
Храм Святого Луки, Абилин, Техас
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.