В чём истинный смысл выражения «Не судите — да не судимы будете»?

Смысл изречения «Не судите, да не судимы будете» в том, чтобы не относиться высокомерно, с презрением к другим людям, пусть они даже имеют недостатки, а прежде всего бороться со злом в собственной душе.
Фраза «Не судите, да не судимы будете» — выражение из Нагорной проповеди Иисуса Христа, одна из главнейших заповедей Нового Завета. Со временем она стала крылатой, ее употребляют и люди, никогда не бравшие в руки Евангелие. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что это общий закон, как вести себя по отношению ко всем людям.
Эта заповедь предостерегает против ханжества, учит снисходительнее относиться к людям, чем-либо провинившимся, запрещает двойные стандарты по отношению к себе и другим.





Фарисей и мытарь. Джеймс Тиссо (1886-1896 гг.)

«Не судите, да не судимы будете» в БиблииФраза «Не судите, да не судимы будете» в Библии появляется дважды: в Евангелиях от Матфея и от Луки. У Матфея это часть Нагорной проповеди:
Мф 7:1-5
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего: и се, бервно во оце твоем? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего.
В Евангелии от Луки также есть проповедь, по содержанию представляющая собой краткую версию Нагорной проповеди Евангелия от Матфея:
Лк 6:37-38
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.И не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам: дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам.

Толкование выражения

Заповедь «не судите, да не судимы будете» предостерегает нас от того, чтобы оценивать личность другого человека по его внешним проявлениям. Или сплетничать о людях. Или укорить кого-то за нарушение поста или совершение какого-либо неблаговидного поступка. Почему? Потому что любое осуждение происходит от тщеславия и гордости, свидетельствует об отсутствии любви. Когда мы осуждаем, то ставим себя выше объекта осуждения, априори заявляя, что мы лучше и праведнее. Не зная, что происходит в этот момент в его душе, выносим ему окончательный приговор. А между тем только Бог, Который видит сердце человека, может объективно оценить его состояние — но не для того чтобы осудить, а чтобы по Своей любви дать ему возможность исправления и спасения. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его, — пишет по этому поводу апостол Павел (Рим 14:4).
Объясняя пагубность осуждения, Иисус Христос говорит, что каким судом мы осуждаем ближнего, таким и Бог будет судить нас. Эти Его слова перекликаются с другими местами Евангелия.
Во-первых, с фрагментом из молитвы Господней: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — в этих словах мы сами просим Бога простить нас так же, как и мы прощаем тех, кто оскорбил нас или причинил ущерб. Следовательно, если мы сами не прощаем других, то не можем рассчитывать и на прощение Божие.
Во-вторых, с некоторыми притчами, основной смысл которых в следующем: кто судит слишком строго, тот и сам будет судим строго. В одной из них царь наказал подданного, который выбивал у друга небольшой долг: выяснилось, что жестокий заимодавец сам задолжал царю баснословную сумму, за что и отправился в темницу (Мф 18:23-35). В другой притче Иисус рассказал о фарисее, строго соблюдавшем закон, и грешном мытаре — сборщике податей. Фарисей, молясь в храме, осудил и унизил мытаря, а потому и сам подвергся порицанию от Бога, несмотря на его добрые дела (Лк 18:9-14).
Давая эту заповедь, Иисус Христос не подвергал сомнению необходимость светских судов. Однажды Он даже укорил фарисеев за то, что они оставили суд, милость и веру (Мф 23:23). А апостол Павел называет начальника, облечённого правом суда, Божиим слугой, другом всякому делающему добро и грозой каждому, творящему злое (Рим 13:4). По словам блаженного Иеронима Стридонского, этой заповедью Христос не запрещает судить, а научает, как судить. Человек может давать нравственную оценку поступкам (но не личности!) других людей, если в этой оценке нет гордыни, презрения к другим и ханжества.
Источник
« «У каждого человека есть тяга к Богу»: интервью...
Старец схимник и записки из поминального ящика »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.