Путеводитель ко спасению: жизнь старца Симеона
Старец Симеон родился 1 сентября 1920 года в селе Берёза Глуховского района Сумской области, в бедной крестьянской семье; отошел ко Господу 6 декабря 2010 года, на 91-м году жизни.
Подростком нанявшись пасти скот, он обморозил ноги и до конца дней страдал остеомиелитом обеих голеней. «Когда он служил на приходе, чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, в которой его разместили, до церкви». «Он часто повторял слова преподобного Антония Великого: ‟Скорбями обретаем Бога”».
В 1943-м году он поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1958-м году иеромонах Симеон был изгнан из родной обители под давлением светских властей и по благословению старцев отправился на Кавказ, в Иверскую землю. Здесь батюшка служил в селе Лыхны (Абхазия), в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1959-м году он основал там общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Патриарх Грузинский Илия периодически его посещал и 2 августа 1979 года в Тбилиси произвел отца Симеона в сан игумена. 7 июля 1981 года в городе Цхакая Патриарх Илия возвел игумена Симеона в сан архимандрита.
В годы грузино-абхазского конфликта старца Симеона вынудили покинуть Абхазию. С 1993 года он жил в окрестностях Сочи, в селе Верхний Юрт.
Постриг в великую схиму архимандрит Симеон принял в 1997-м году, имя при постриге не менялось.
Многие верующие приезжали к нему за духовным советом и благословением. У отца Симеона был особый дар рассудительности. Всем находилось у отца Симеона слово назидания и утешения. Всех он укреплял в вере. Всем обращавшимся к нему за духовным наставлением он всегда говорил и писал о покаянии:
«Чада, умоляю всех вас, молитесь, ограждайтесь страхом Божиим и крепитесь духом. Мужайтесь в терпении. Чада, всем я вам одного желаю: покайтесь! Не поверите мне — поверите своим глазам, жнева придут, и горькие слезы рекой потекут. Берегите свою душу, дороже ее ничего нет у человека. В Священном Писании сказано: ‟Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит”(Мк. 8,36). Чада, поймите, закон евангельский был, есть и будет. Кто его изменит, кто его умалит, кто его не признает, погибнет неминуемо. Что в ваших силах, делайте, родненькие, творите добро всем и всегда. Бегите зла, греха, как огня, да не поймайтесь в сети вражия, которые в наше время раскинуты по всей вселенной, для всех малых и взрослых, и старых, и ученых, и простецов. Сила ада восстала во всей своей мощности и уловляет всех в свои сети. Пришло запустение, и при дверех суд Божий. Труден и тяжек путь в Царствие Небесное, но помощь Господня всегда готова на нем. А кто не испытывал горького, тот не может познать сладкого».
Погребен был старец за алтарем Свято-Успенского храма города Сочи. Позже рядом с ним были захоронены и некоторые его сподвижницы. Сегодня над их могилами красуется изящная часовня, освященная во имя Святого преподобного Симеона Столпника в 2013-м году митрополитом Кубанским Исидором.
Назидательным стало знакомство одного человека со старцем Симеоном. Оно состоялось более 20 лет назад, но на всю жизнь осталось неизгладимым воспоминанием. Вот это воспоминание:
У меня есть друг Алексей. Мы с ним давно уже были в поисках истины. Даже ходили в церковь — собор Архангела Михаила, он тогда в городе Сочи был фактически единственным полноценно действующим храмом. Купили там себе по одинаковой книге — сборнику святоотеческих поучений «Духовная брань». Очень полезная книга, в ней изречения богодухновенных старцев: и о мудрости духовной, и о смирении, и о прелести, и о прочем необходимом для спасения души. И тут бывшие соседи семьи Алексея вдруг научились «лечить» болезни сверхъестественным образом. А у моего друга и отец, и мать страдали недугами. Ну, как тут не воспользоваться помощью старых знакомых? Да ведь и «лечили» женщины (мать и дочь) с помощью молитв, и в церковь отправляли свечи ставить святым. Так и попал Алексей и его семья к «целителям»…
Я тогда пришел к Алексею, и он мне с восторгом стал рассказывать об этом «чуде»: его семья уже с неделю как «лечилась» у знахарок. Мне стало интересно, и я попросился прийти на сеанс из любопытства, да и здоровье поправить, конечно. И вот, встречаемся мы все у друга моего дома: я, он, его отец, мать и сестра. Пришли знахарки. И, осмотрев меня, велели нам молиться и ложиться на пол, закрыв глаза. Я к тому времени выучил основные молитвы из Закона Божия. Женщины отметили, что я правильно крестился и клал поклоны. Хотя, как ни странно, сами с нами не молились. Когда мы улеглись, с нами лег «лечиться» и хозяйский кот, уже успевший привыкнуть к такой процедуре. Мы закрыли глаза. Я, лежа на полу, продолжал, как мог, усердно молиться. И тут котика вытошнило на ковер, сеанс пришлось прервать.
Алексей и его родные заметили, что никаких видений на этот раз не было. А целительницы принялись рассказывать, какие святые приходили лечить нас и кому нужно в церкви поставить свечи в знак благодарности. Про меня же сказали, что я летал в облаках, и принялись обольщать тем, что могут меня научить своему «искусству». Мне было неловко такое слышать, но спорить я не стал. После «волшебницы» «зарядили» воду и фрукты и ушли до следующего сеанса. И тут вспомнилось мне из книги «Духовная брань» слово о прелести. И поделился я своими сомнениями с Алексеем. И он тоже задумался. Как же так? Святые считали себя недостойными каких-либо дарований и всячески их избегали. Если Бог давал им какой-то дар, то они зачастую просили Его забрать (!) его, чтобы не возгордиться и не погубить свою душу! А тут такое самообольщение!
В таком недоумении я ушел домой. Дома я обратился к верующей соседке, всё ей рассказал. Она-то и посоветовала обратиться с этим вопросом к батюшке — отцу Симеону. И объяснила, как к нему добраться. На следующий день я отправился к нему, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию…
Приехал я к батюшке утром, к окончанию монашеского правила. Монахини строго встретили меня во дворике, стали спрашивать, как я о них узнал и с каким вопросом приехал. Я всё объяснил. Батюшка принял меня, внимательно выслушал, объяснил коротко, что к чему. А потом позвал послушницу, и она читала из какой-то брошюры о новоявленных гуру, целителях, экстрасенсах, НЛО и других «чудесах» нашего лукавого времени. Все монахини тоже внимательно слушали. Признаться, я, когда ехал к отцу Симеону, уже как-то начал осмысливать, что произошло у Алексея. И когда батюшка говорил мне об этом и разъяснял, что это за вражье обольщение, я лишь соглашался и радовался тому, что я так и думал. После меня накормили за общей монашеской трапезой, и батюшка благословил привести друга, если тот будет сомневаться.
Алексей, когда я ему передал батюшкин наказ, охотно поверил мне. Но ему хотелось тоже лично увидеть батюшку и получить благословение. В тот же день мы отправились к архимандриту (схиму батюшка тогда еще не принял). Когда мы приехали в Верхний Юрт, он отдыхал. Нас проводила к нему монахиня Варвара и оставила наедине. Батюшка строго приказал нам молиться, указывая на иконы; мы прочитали «Отче наш». Он предложил нам сесть и стал наставлять нас на путь истинный: что искать спасения души и разрешения всех духовных вопросов следует в Церкви. Благословил исповедоваться и причаститься. А после стал рассказывать о житии своего небесного покровителя — преподобного Симеона Столпника. Особо батюшка обратил внимание на то, как святого хотел обольстить сатана под видом «Божьего вестника», вновь предостерегая нас от коварства врага рода человеческого, который ничем не брезгует, и призывая нас быть очень внимательными. И вдруг отец Симеон расплакался. Зашла монахиня Варвара, ближайшая помощница старца. Сказала нам, что батюшка устал, и попросила удалиться. А батюшка вдогонку попросил монахиню, чтобы нас покормили.
Так было у батюшки заведено. Всех, кого он принимал, всегда кормили, и отказываться было не принято. Мы с удовольствием повечеряли и отправились домой — разъяснять родителям и сестре Алексея то, что произошло, и что дальше делать. Слава Богу, молитвами старца, я, грешный, и вся семья моего друга по сей день в Церкви, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Я тогда сердечно очень расположился к батюшке и стал время от времени обращаться к нему за советом и благословением. Отец Симеон благословлял меня и на службу в армии, и на другие богоугодные дела. По его благословению и молитвам один священник крестил моего отчима.
Знаменательно то, что батюшка умер в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), который является небесным покровителем того самого моего друга Алексея. От него я и узнал в тот день, что батюшка преставился, когда поздравил его с Днем Ангела.
В память о богоугодном старце сохранились у меня его поздравительные письма и открытки с Рождеством Христовым и Пасхой Господней. Батюшка всегда поздравлял своих чад не только с этими, но и другими великими праздниками. Все его письма проникнуты глубокой любовью и смирением.
Из общения с отцом Симеоном мне более всего запомнилось, как он восхищался духоносными старцами наших дней — и при этом ни в коей мере не сравнивал себя с ними, часто говорил о покаянии. Запомнилось, что очень любил молиться сам и радовался, если кто решался усерднее подвизаться в молитве. Удивительный он был человек! И поистине это было милостью Божией, что он оказался в нашем «праздном» городе и многим стал путеводителем ко спасению.
Царствие Небесное схиархимандриту Симеону!
Денис Серенко
Подростком нанявшись пасти скот, он обморозил ноги и до конца дней страдал остеомиелитом обеих голеней. «Когда он служил на приходе, чтобы успеть на утреннюю службу, он с вечера полз на животе от хатки, в которой его разместили, до церкви». «Он часто повторял слова преподобного Антония Великого: ‟Скорбями обретаем Бога”».
В 1943-м году он поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1958-м году иеромонах Симеон был изгнан из родной обители под давлением светских властей и по благословению старцев отправился на Кавказ, в Иверскую землю. Здесь батюшка служил в селе Лыхны (Абхазия), в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1959-м году он основал там общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Патриарх Грузинский Илия периодически его посещал и 2 августа 1979 года в Тбилиси произвел отца Симеона в сан игумена. 7 июля 1981 года в городе Цхакая Патриарх Илия возвел игумена Симеона в сан архимандрита.
В годы грузино-абхазского конфликта старца Симеона вынудили покинуть Абхазию. С 1993 года он жил в окрестностях Сочи, в селе Верхний Юрт.
Постриг в великую схиму архимандрит Симеон принял в 1997-м году, имя при постриге не менялось.
Многие верующие приезжали к нему за духовным советом и благословением. У отца Симеона был особый дар рассудительности. Всем находилось у отца Симеона слово назидания и утешения. Всех он укреплял в вере. Всем обращавшимся к нему за духовным наставлением он всегда говорил и писал о покаянии:
«Чада, умоляю всех вас, молитесь, ограждайтесь страхом Божиим и крепитесь духом. Мужайтесь в терпении. Чада, всем я вам одного желаю: покайтесь! Не поверите мне — поверите своим глазам, жнева придут, и горькие слезы рекой потекут. Берегите свою душу, дороже ее ничего нет у человека. В Священном Писании сказано: ‟Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит”(Мк. 8,36). Чада, поймите, закон евангельский был, есть и будет. Кто его изменит, кто его умалит, кто его не признает, погибнет неминуемо. Что в ваших силах, делайте, родненькие, творите добро всем и всегда. Бегите зла, греха, как огня, да не поймайтесь в сети вражия, которые в наше время раскинуты по всей вселенной, для всех малых и взрослых, и старых, и ученых, и простецов. Сила ада восстала во всей своей мощности и уловляет всех в свои сети. Пришло запустение, и при дверех суд Божий. Труден и тяжек путь в Царствие Небесное, но помощь Господня всегда готова на нем. А кто не испытывал горького, тот не может познать сладкого».
Погребен был старец за алтарем Свято-Успенского храма города Сочи. Позже рядом с ним были захоронены и некоторые его сподвижницы. Сегодня над их могилами красуется изящная часовня, освященная во имя Святого преподобного Симеона Столпника в 2013-м году митрополитом Кубанским Исидором.
Назидательным стало знакомство одного человека со старцем Симеоном. Оно состоялось более 20 лет назад, но на всю жизнь осталось неизгладимым воспоминанием. Вот это воспоминание:
У меня есть друг Алексей. Мы с ним давно уже были в поисках истины. Даже ходили в церковь — собор Архангела Михаила, он тогда в городе Сочи был фактически единственным полноценно действующим храмом. Купили там себе по одинаковой книге — сборнику святоотеческих поучений «Духовная брань». Очень полезная книга, в ней изречения богодухновенных старцев: и о мудрости духовной, и о смирении, и о прелести, и о прочем необходимом для спасения души. И тут бывшие соседи семьи Алексея вдруг научились «лечить» болезни сверхъестественным образом. А у моего друга и отец, и мать страдали недугами. Ну, как тут не воспользоваться помощью старых знакомых? Да ведь и «лечили» женщины (мать и дочь) с помощью молитв, и в церковь отправляли свечи ставить святым. Так и попал Алексей и его семья к «целителям»…
Я тогда пришел к Алексею, и он мне с восторгом стал рассказывать об этом «чуде»: его семья уже с неделю как «лечилась» у знахарок. Мне стало интересно, и я попросился прийти на сеанс из любопытства, да и здоровье поправить, конечно. И вот, встречаемся мы все у друга моего дома: я, он, его отец, мать и сестра. Пришли знахарки. И, осмотрев меня, велели нам молиться и ложиться на пол, закрыв глаза. Я к тому времени выучил основные молитвы из Закона Божия. Женщины отметили, что я правильно крестился и клал поклоны. Хотя, как ни странно, сами с нами не молились. Когда мы улеглись, с нами лег «лечиться» и хозяйский кот, уже успевший привыкнуть к такой процедуре. Мы закрыли глаза. Я, лежа на полу, продолжал, как мог, усердно молиться. И тут котика вытошнило на ковер, сеанс пришлось прервать.
Алексей и его родные заметили, что никаких видений на этот раз не было. А целительницы принялись рассказывать, какие святые приходили лечить нас и кому нужно в церкви поставить свечи в знак благодарности. Про меня же сказали, что я летал в облаках, и принялись обольщать тем, что могут меня научить своему «искусству». Мне было неловко такое слышать, но спорить я не стал. После «волшебницы» «зарядили» воду и фрукты и ушли до следующего сеанса. И тут вспомнилось мне из книги «Духовная брань» слово о прелести. И поделился я своими сомнениями с Алексеем. И он тоже задумался. Как же так? Святые считали себя недостойными каких-либо дарований и всячески их избегали. Если Бог давал им какой-то дар, то они зачастую просили Его забрать (!) его, чтобы не возгордиться и не погубить свою душу! А тут такое самообольщение!
В таком недоумении я ушел домой. Дома я обратился к верующей соседке, всё ей рассказал. Она-то и посоветовала обратиться с этим вопросом к батюшке — отцу Симеону. И объяснила, как к нему добраться. На следующий день я отправился к нему, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию…
Приехал я к батюшке утром, к окончанию монашеского правила. Монахини строго встретили меня во дворике, стали спрашивать, как я о них узнал и с каким вопросом приехал. Я всё объяснил. Батюшка принял меня, внимательно выслушал, объяснил коротко, что к чему. А потом позвал послушницу, и она читала из какой-то брошюры о новоявленных гуру, целителях, экстрасенсах, НЛО и других «чудесах» нашего лукавого времени. Все монахини тоже внимательно слушали. Признаться, я, когда ехал к отцу Симеону, уже как-то начал осмысливать, что произошло у Алексея. И когда батюшка говорил мне об этом и разъяснял, что это за вражье обольщение, я лишь соглашался и радовался тому, что я так и думал. После меня накормили за общей монашеской трапезой, и батюшка благословил привести друга, если тот будет сомневаться.
Алексей, когда я ему передал батюшкин наказ, охотно поверил мне. Но ему хотелось тоже лично увидеть батюшку и получить благословение. В тот же день мы отправились к архимандриту (схиму батюшка тогда еще не принял). Когда мы приехали в Верхний Юрт, он отдыхал. Нас проводила к нему монахиня Варвара и оставила наедине. Батюшка строго приказал нам молиться, указывая на иконы; мы прочитали «Отче наш». Он предложил нам сесть и стал наставлять нас на путь истинный: что искать спасения души и разрешения всех духовных вопросов следует в Церкви. Благословил исповедоваться и причаститься. А после стал рассказывать о житии своего небесного покровителя — преподобного Симеона Столпника. Особо батюшка обратил внимание на то, как святого хотел обольстить сатана под видом «Божьего вестника», вновь предостерегая нас от коварства врага рода человеческого, который ничем не брезгует, и призывая нас быть очень внимательными. И вдруг отец Симеон расплакался. Зашла монахиня Варвара, ближайшая помощница старца. Сказала нам, что батюшка устал, и попросила удалиться. А батюшка вдогонку попросил монахиню, чтобы нас покормили.
Так было у батюшки заведено. Всех, кого он принимал, всегда кормили, и отказываться было не принято. Мы с удовольствием повечеряли и отправились домой — разъяснять родителям и сестре Алексея то, что произошло, и что дальше делать. Слава Богу, молитвами старца, я, грешный, и вся семья моего друга по сей день в Церкви, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Я тогда сердечно очень расположился к батюшке и стал время от времени обращаться к нему за советом и благословением. Отец Симеон благословлял меня и на службу в армии, и на другие богоугодные дела. По его благословению и молитвам один священник крестил моего отчима.
Знаменательно то, что батюшка умер в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), который является небесным покровителем того самого моего друга Алексея. От него я и узнал в тот день, что батюшка преставился, когда поздравил его с Днем Ангела.
В память о богоугодном старце сохранились у меня его поздравительные письма и открытки с Рождеством Христовым и Пасхой Господней. Батюшка всегда поздравлял своих чад не только с этими, но и другими великими праздниками. Все его письма проникнуты глубокой любовью и смирением.
Из общения с отцом Симеоном мне более всего запомнилось, как он восхищался духоносными старцами наших дней — и при этом ни в коей мере не сравнивал себя с ними, часто говорил о покаянии. Запомнилось, что очень любил молиться сам и радовался, если кто решался усерднее подвизаться в молитве. Удивительный он был человек! И поистине это было милостью Божией, что он оказался в нашем «праздном» городе и многим стал путеводителем ко спасению.
Царствие Небесное схиархимандриту Симеону!
Денис Серенко
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.