Мученики из Эдессы — покровители брака
По церковной традиции, этих святых почитают небесными покровителями христианского брака. Но почему? Ну, понятно — родители Пресвятой Богородицы, святые Иоаким и Анна, или святые мученики Адриан и Наталия, или святые Петр и Феврония Муромские. Но какое отношение к христианскому браку имеют святые, принявшие мученическую кончину хоть и в один и тот же день, но в разное время и объединенные, казалось бы, только общим местом погребения?
Диакон Авив, служивший в той же Эдессе, пострадал позже, в гонения императора Лициния, — на него написали донос и за отказ принести жертвы языческим богам его сожгли заживо, а останки родные погребли в одной гробнице с Гурием и Самоном.
Первоначально мученические акты (официальные протоколы судов над мучениками или краткие отчеты, составленные самими христианами — свидетелями этих событий) святых Гурия, Самона и Авива были написаны на сирийском языке и известны по их греческим, армянским и латинским переводам. А сирийский текст дошел до нас лишь в рукописи XV века. В ней упоминается ее автор — Феофил Эдессянин, который сообщает о себе, что он от рождения был язычником, потом обратился в христианство и написал свой труд на пятый день после мученической смерти Гурия и Самона. Его авторству принадлежит и мученический акт святого Авива.
По преданию, во время похода один наемник-гот остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил ее дочь Евфимию и стал просить хозяйку отдать ее себе в жены. Мать отказывалась — ходили слухи, что у гота на родине есть жена. Но он поклялся у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее и будет любить и почитать. И… обманул: на родине у него действительно была жена, и Евфимия стала ее рабыней. А когда у нее родился ребенок, ревнивая хозяйка его отравила.
Евфимии чудом удалось бежать на родину. Не зная, что она там, гот какое-то время спустя снова появился в Эдессе, пришел в дом Софии и долго рассказывал ей о счастливой семейной жизни с ее дочерью, пока к нему не вышла сама Евфимия. Для гота эта история кончилась печально — городские власти приговорили его к казни. А мучеников Гурия, Самона и Авива стали считать небесными покровителями христианского брака.
Мученики из Эдессы
Миряне Гурий и Самон приняли мученическую смерть во время гонений императора Диоклетиана: пытались было бежать из родной Эдессы (сейчас город Шанлыурфа в Турции), но были схвачены, подвергнуты пыткам и обезглавлены.Диакон Авив, служивший в той же Эдессе, пострадал позже, в гонения императора Лициния, — на него написали донос и за отказ принести жертвы языческим богам его сожгли заживо, а останки родные погребли в одной гробнице с Гурием и Самоном.
Первоначально мученические акты (официальные протоколы судов над мучениками или краткие отчеты, составленные самими христианами — свидетелями этих событий) святых Гурия, Самона и Авива были написаны на сирийском языке и известны по их греческим, армянским и латинским переводам. А сирийский текст дошел до нас лишь в рукописи XV века. В ней упоминается ее автор — Феофил Эдессянин, который сообщает о себе, что он от рождения был язычником, потом обратился в христианство и написал свой труд на пятый день после мученической смерти Гурия и Самона. Его авторству принадлежит и мученический акт святого Авива.
Как святые наказали брачного афериста
А покровителями христианского брака этих святых считают благодаря легендарному сюжету, вошедшему в их житие. Описываемые в нем события относятся ко времени нашествия на Византию гуннов (379–387).По преданию, во время похода один наемник-гот остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил ее дочь Евфимию и стал просить хозяйку отдать ее себе в жены. Мать отказывалась — ходили слухи, что у гота на родине есть жена. Но он поклялся у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее и будет любить и почитать. И… обманул: на родине у него действительно была жена, и Евфимия стала ее рабыней. А когда у нее родился ребенок, ревнивая хозяйка его отравила.
Евфимии чудом удалось бежать на родину. Не зная, что она там, гот какое-то время спустя снова появился в Эдессе, пришел в дом Софии и долго рассказывал ей о счастливой семейной жизни с ее дочерью, пока к нему не вышла сама Евфимия. Для гота эта история кончилась печально — городские власти приговорили его к казни. А мучеников Гурия, Самона и Авива стали считать небесными покровителями христианского брака.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.