О прощении, исповеди и покаянии
– В Евангелии сказано, что в рай первым вошел разбойник. А те люди, которых он убивал или избивал (неизвестно, что делал этот разбойник)?.. Если они встретятся в раю, то, получается, справедливости нет, а только милость Божия; и те, и те будут рядом: и убийца, и жертва этого убийцы?
– Отлично! Вот интересно: Вы сами все напридумывали, а потом делаете из этого вывод? Есть такая книжка – Уголовный кодекс Российской Федерации. Почитайте, Вы узнаете, что убийство – это одно преступление, а разбой – совсем другое. Где сказано, что разбойник кого-то убивал? Разбойник разбойничал. Что это значит? Это значит – человек отнимал у другого деньги, вещи с помощью силы и оружия. Вот это называется разбоем. Может, он никого и не убивал… А если они в раю встретятся… Хотя разбойник первым в рай вошел, но все остальные, даже праведники, были в аду в это время, пока Господь не сошел в ад. Поэтому, может быть, те люди, которые от него пострадали, а позже умерли, обнимутся с ним и скажут: «Брат, я тебя прощаю. Христос мне мои грехи простил – видишь, я в раю. И я тебя прощаю». Вот как будет-то.
– Понятно. Значит, если человек, который пострадал, не простит, то он в раю и не окажется в таком случае, да?
– Никогда.
– Понятно, спасибо.
– Это как раз к вопросу о прощении…
– Дело в том, что прощение многие воспринимают по-детсадовски или юридически. Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец Небесный не простит вам». Это есть просто образ. А дело не в этом. Если ты не прощаешь, твое непрощение свидетельствует, что у тебя в сердце зло, в частности злопамятность. И как с этим качеством души ты, прости за выражение, в рай попадешь? Никак, это невозможно. Сам Господь не может силком тебя, такого злобного и мстительного, взять в рай. В рай только кающиеся грешники входят, которые каются в своей злобе, в недоброжелательности, в чувстве мести, просят Бога день и ночь: «Дай, Господи, мне силы преодолеть это». Вот что имеется в виду. А не просто Господь восседает на Своем троне и к Нему подводят людей: «Так, тебя прощаю, а тебя нет». Совсем не так процедура происходит, и вообще процедуры нет. Просто человек не прощает и закрывает (это тоже образ) себе дверь в рай, потому что Христос сказал: «Аз есмь дверь». Ты сам себе закрываешь Христа. Поэтому надо вникнуть в слова Господни, что Он имел в виду. Он же не мог разворачивать перед нами какие-то философские конструкции. По тому, что Он Сам Бог, Он, конечно, мог, но кто бы из нас что понял?
– То есть если человек носит в себе непрощенную обиду…
– Это значит, он сознательно отказался от того, чтобы взять свой крест (а обида – это крест) и следовать за Христом.
– Но он исповедует этот грех, понимая, что это грех.
– Исповедует – молодец, но исповедь же ничего с человеком не содеевает, содеет исключительно одно покаяние. Исповедь – это постановка диагноза, МРТ такое. Прожужжали двадцать минут, посмотрели: «Да, браток, нужна операция; и не тяните. Вот вам полторы недельки, а лучше неделька – и будьте любезны. Вот вам направление. А будете тянуть – только хуже будет». Вот и все. Исповедь – это диагноз, человек должен сам себе его поставить. Но постановка диагноза – это только половина лечения болезни. Поэтому хорошие врачи-диагносты очень ценятся, которые сразу угадывают с помощью опыта, образования, что с человеком происходит. Но лечить-то надо. А лечение – это покаяние.
Протоиерей Димитрий Смирнов
– Отлично! Вот интересно: Вы сами все напридумывали, а потом делаете из этого вывод? Есть такая книжка – Уголовный кодекс Российской Федерации. Почитайте, Вы узнаете, что убийство – это одно преступление, а разбой – совсем другое. Где сказано, что разбойник кого-то убивал? Разбойник разбойничал. Что это значит? Это значит – человек отнимал у другого деньги, вещи с помощью силы и оружия. Вот это называется разбоем. Может, он никого и не убивал… А если они в раю встретятся… Хотя разбойник первым в рай вошел, но все остальные, даже праведники, были в аду в это время, пока Господь не сошел в ад. Поэтому, может быть, те люди, которые от него пострадали, а позже умерли, обнимутся с ним и скажут: «Брат, я тебя прощаю. Христос мне мои грехи простил – видишь, я в раю. И я тебя прощаю». Вот как будет-то.
– Понятно. Значит, если человек, который пострадал, не простит, то он в раю и не окажется в таком случае, да?
– Никогда.
– Понятно, спасибо.
– Это как раз к вопросу о прощении…
– Дело в том, что прощение многие воспринимают по-детсадовски или юридически. Господь говорит: «Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец Небесный не простит вам». Это есть просто образ. А дело не в этом. Если ты не прощаешь, твое непрощение свидетельствует, что у тебя в сердце зло, в частности злопамятность. И как с этим качеством души ты, прости за выражение, в рай попадешь? Никак, это невозможно. Сам Господь не может силком тебя, такого злобного и мстительного, взять в рай. В рай только кающиеся грешники входят, которые каются в своей злобе, в недоброжелательности, в чувстве мести, просят Бога день и ночь: «Дай, Господи, мне силы преодолеть это». Вот что имеется в виду. А не просто Господь восседает на Своем троне и к Нему подводят людей: «Так, тебя прощаю, а тебя нет». Совсем не так процедура происходит, и вообще процедуры нет. Просто человек не прощает и закрывает (это тоже образ) себе дверь в рай, потому что Христос сказал: «Аз есмь дверь». Ты сам себе закрываешь Христа. Поэтому надо вникнуть в слова Господни, что Он имел в виду. Он же не мог разворачивать перед нами какие-то философские конструкции. По тому, что Он Сам Бог, Он, конечно, мог, но кто бы из нас что понял?
– То есть если человек носит в себе непрощенную обиду…
– Это значит, он сознательно отказался от того, чтобы взять свой крест (а обида – это крест) и следовать за Христом.
– Но он исповедует этот грех, понимая, что это грех.
– Исповедует – молодец, но исповедь же ничего с человеком не содеевает, содеет исключительно одно покаяние. Исповедь – это постановка диагноза, МРТ такое. Прожужжали двадцать минут, посмотрели: «Да, браток, нужна операция; и не тяните. Вот вам полторы недельки, а лучше неделька – и будьте любезны. Вот вам направление. А будете тянуть – только хуже будет». Вот и все. Исповедь – это диагноз, человек должен сам себе его поставить. Но постановка диагноза – это только половина лечения болезни. Поэтому хорошие врачи-диагносты очень ценятся, которые сразу угадывают с помощью опыта, образования, что с человеком происходит. Но лечить-то надо. А лечение – это покаяние.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.