Действительна ли исповедь, если сам священник не без греха?
В Православной Церкви различают действительность и действенность таинств. Действительность относится к внешней, объективной стороне таинства и зависит от правильности его совершения. Для действительности таинства необходимо, чтобы его совершил священнослужитель, получивший в свое время законное рукоположение в соответствии с канонами Церкви и не находящийся на момент совершения таинства под запретом.
Также должна быть соблюдена внешняя обрядовая форма и правильно произнесена тайносовершительная формула. Например, в таинстве Покаяния священник, получивший рукоположение от канонически безупречного епископа, после выслушивания исповеди кающегося накрывает его голову епитрахилью и, осеняя ее крестным знамением, произносит следующие слова: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), и аз, недостойный иерей Его, властию, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Действенность таинства имеет субъективное измерение и зависит от нашего внутреннего расположения, веры в спасительность происходящего, желания и готовности стать причастными благодати Божией. Если человек приступает к таинству неподготовленным, без должного благоговения, относится к нему формально, то таинство не только не приносит ему духовной пользы, но может даже нанести вред. В Послании к Коринфянам апостол Павел предостерегал тех, кто неблагоговейно и недостойно подходит к таинству Причастия, что такое поведение может быть причиной физических недугов и даже смерти. …Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней, — писал он. — Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор 11:27–30).
Мы видим, что ни действительность, ни действенность таинств не связаны с особенностями личности священнослужителя. Священник совершает таинства не сам по себе, но в силу благодати священства, полученной в таинстве Рукоположения и в дальнейшем пребывающей на нем. Только она дает человеку право священнодействовать. В этом понимании священник — своего рода орудие, которое способствует действию в мире благодати Божией. В молитве к таинству Исповеди священник называется «только свидетелем». Он лишь свидетельствует о власти Христа прощать грехи, Который через него — недостойного иерея (см. выше) — дарует кающемуся прощение. Последнее не зависит от личных достоинств или недостатков священника, как достоинства посла, который объявляет о государевом помиловании, не влияют на то, что помилование действительно состоялось. Другое дело, что, собравшись на исповедь, лучше найти того священника, которому вы можете доверять и поведение которого не вызывает у вас смущения. И конечно, во всех случаях нужно остерегаться осуждения — священник ли перед вами, или мирянин. Только Господь знает сердце человека и может судить о его греховности.
Также должна быть соблюдена внешняя обрядовая форма и правильно произнесена тайносовершительная формула. Например, в таинстве Покаяния священник, получивший рукоположение от канонически безупречного епископа, после выслушивания исповеди кающегося накрывает его голову епитрахилью и, осеняя ее крестным знамением, произносит следующие слова: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), и аз, недостойный иерей Его, властию, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Действенность таинства имеет субъективное измерение и зависит от нашего внутреннего расположения, веры в спасительность происходящего, желания и готовности стать причастными благодати Божией. Если человек приступает к таинству неподготовленным, без должного благоговения, относится к нему формально, то таинство не только не приносит ему духовной пользы, но может даже нанести вред. В Послании к Коринфянам апостол Павел предостерегал тех, кто неблагоговейно и недостойно подходит к таинству Причастия, что такое поведение может быть причиной физических недугов и даже смерти. …Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней, — писал он. — Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор 11:27–30).
Мы видим, что ни действительность, ни действенность таинств не связаны с особенностями личности священнослужителя. Священник совершает таинства не сам по себе, но в силу благодати священства, полученной в таинстве Рукоположения и в дальнейшем пребывающей на нем. Только она дает человеку право священнодействовать. В этом понимании священник — своего рода орудие, которое способствует действию в мире благодати Божией. В молитве к таинству Исповеди священник называется «только свидетелем». Он лишь свидетельствует о власти Христа прощать грехи, Который через него — недостойного иерея (см. выше) — дарует кающемуся прощение. Последнее не зависит от личных достоинств или недостатков священника, как достоинства посла, который объявляет о государевом помиловании, не влияют на то, что помилование действительно состоялось. Другое дело, что, собравшись на исповедь, лучше найти того священника, которому вы можете доверять и поведение которого не вызывает у вас смущения. И конечно, во всех случаях нужно остерегаться осуждения — священник ли перед вами, или мирянин. Только Господь знает сердце человека и может судить о его греховности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.