Архимандрит Маркелл Павук — о третьей и четвёртой заповедях
Разговор о третьей и четвёртой заповедях с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.
– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия?
– Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий.
Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова.
Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету.
Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией.
– Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?
– Безусловно. Безответственное или грубое, развязное или равнодушное отношение к ближним тоже является нарушением третьей заповеди. Подобным образом действий мы, часто даже не давая себе отчета, оскорбляем образ Божий, который есть в каждом человеке.
Впрочем, хуже всего то, что, преступая эту заповедь, мы незаметно лишаем себя покрова благодати Божией.
– Как это проявляется?
– Например, человек вычитал молитву скороговоркой, без смирения и сокрушения сердца, и после этого сразу начинает ощущать пустоту. При этом он не понимает её происхождения. Если он сразу не кается, то, в конце концов, совсем перестает молиться или начинает довольствоваться формальным произнесением утром и вечером молитвы «Отче наш». В храме же ему становится совсем трудно стоять. Даже если он молод, у него кружится голова, болят ноги, спина. И он найдет тысячу отговорок, чтобы сюда не ходить.
– И чем все это заканчивается?
– Многие, слыша первую часть третьей заповеди, изложенной в Книгах Исход и Второзаконие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» — не обращают внимания на вторую: «Ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».
Всякое наше неблагоговейное отношение к имени Божиему, небрежение молитвой, храмом Божиим, как и неискреннее отношение к ближнему, влечет за собой неминуемое наказание, на которое обрекает себя человек сам. Это может быть недопонимание и разлад в семье, неприятности на работе, скорби, болезни и т.д.
– Четвертая заповедь звучит так: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Ее нужно воспринимать буквально?
– Четвертая заповедь учит нас обязательно после всех суетных дел находить время для благодарения Господа. Если же суета безмерно увлекает и мы теряем связь с Источником нашей жизни — Богом, тогда все становится бессмысленным. Точнее всего такое состояние описал премудрый Соломон: «Суета сует — все суета» (Еккл. 1: 2).
В таком случае человек всю неделю крутится как белка в колесе, все время что-то делает, но ничего не успевает. Ему очень сложно, а точнее, невозможно настроиться на творческий и созидательный труд. Если ему и удается заработать какие-то деньги для семьи, то, как правило, ему платят жестокой неблагодарностью. Здесь четко работает закон духовной жизни. Кто не научился в своей жизни за все благодарить Бога, тот не может ждать благодарности от других.
И наоборот, когда мы каждый воскресный день участвуем в Литургии, которая еще называется Святой Евхаристией, что переводится с греческого на русский язык словом благодарение, тогда мы налаживаем необходимую связь с Творцом нашей жизни, а самое главное — получаем благодатное вдохновение на все наши труды.
– А как быть с сектантами, которые делают акцент на почитании субботы?
– По всей видимости, возвеличивая субботу, они слишком цепляются за букву и не придают значения духу, подобно древним иудеям, многие из которых знали наизусть Священное Писание, но не приняли Христа.
Возможно, это происходит потому, что люди протестантского толка не осознают, насколько тонко бывает действие греха и как он может разрушать человеческую природу.
Протестанты считают, что как только они уверовали — уже спасены. Ощущение своей греховности, осознание глубокой поврежденности человеческой природы страстями им не свойственно. Не потому ли они недооценивают значение Воскресения, а соответственно, воскресного дня? Вместо этого протестанты сектантского толка, так называемые субботники, делают акцент на ветхозаветной субботе. Получается, что они вроде и приближаются к истине, но не могут её вполне познать, потому что их греховность, которую они не видят, приземляет их и не позволяет понять глубочайший смысл Воскресения. А ведь в Пасхе, Воскресении — сердцевина духовной жизни христианина. Мы все стремимся к Воскресению. Если Христос не воскрес, — пишет святой апостол, — то вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15: 14). Поэтому самый главный для нас день не суббота, а воскресение.
Правда, согласно православному церковному уставу, и суббота как богослужебный день особо выделяется среди других дней недели. Великим постом в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, отменяются земные поклоны, меняется цвет облачений на более светлый и др.
В целом, из всего вышесказанного следует, что третья и четвертая заповеди — одни из самых важных, ибо они настраивают нас на главнейшие христианские добродетели: правильную молитву, благоговейное отношение к Богу и бережное – к людям. А главное — научают началу премудрости — страху Божию.
– Отче, о чем говорит третья заповедь Божия?
– Если первые две заповеди учат нас истинному богопочитанию и предостерегают от идолопоклонства, неразумного преклонения перед кумирами, то следующие две научают, что такое благоговение и страх Божий.
Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Мы прямо нарушаем эту заповедь, когда в обычных наших разговорах начинаем божиться или много раз без надобности, лишь для связки слов, а не для того, чтобы молиться, употребляем имя Божие. Страшно грешат против этой заповеди также те, кто употребляет нецензурные слова.
Еще больше мы виновны против третьей заповеди, когда совершаем молитву лишь устами, а ум и сердце у нас заняты совершенно другими вещами, и при этом мы совсем не раскаиваемся. Например, есть люди, которые во время богослужения позволяют себе вычитывать из айфона последние новости или вести переписку с друзьями. Кто-то, стоя на молитве, переживает, как он сегодня выглядит, или ревниво смотрит на своего соседа и всю службу думает: почему он стал на мое место в храме? Жёны часто на службе обеспокоены тем, что приготовить на обед. Или бывает, что христианин, вместо того чтобы в воскресный день идти в храм Божий на литургию, занимается какими-то своими, кажущимися ему неотложными делами. Однако всякое наше пренебрежение богослужением является грехом против третьей заповеди, ибо мы вместо благодарения и славословия Бога выбираем суету.
Тем не менее, рано или поздно вся эта наша житейская суета закончится, настанет Страшный суд Божий и Господь скажет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21). То есть, если мы даже старались усердно молиться, но за словами нашей молитвы не следовали конкретные добрые поступки, тогда она была напрасной и суетной, ибо мы не исполнили воли Божией.
– Получается, что эта заповедь подразумевает не только благоговейное отношение к Богу, но и внимательное — к людям?
– Безусловно. Безответственное или грубое, развязное или равнодушное отношение к ближним тоже является нарушением третьей заповеди. Подобным образом действий мы, часто даже не давая себе отчета, оскорбляем образ Божий, который есть в каждом человеке.
Впрочем, хуже всего то, что, преступая эту заповедь, мы незаметно лишаем себя покрова благодати Божией.
– Как это проявляется?
– Например, человек вычитал молитву скороговоркой, без смирения и сокрушения сердца, и после этого сразу начинает ощущать пустоту. При этом он не понимает её происхождения. Если он сразу не кается, то, в конце концов, совсем перестает молиться или начинает довольствоваться формальным произнесением утром и вечером молитвы «Отче наш». В храме же ему становится совсем трудно стоять. Даже если он молод, у него кружится голова, болят ноги, спина. И он найдет тысячу отговорок, чтобы сюда не ходить.
– И чем все это заканчивается?
– Многие, слыша первую часть третьей заповеди, изложенной в Книгах Исход и Второзаконие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» — не обращают внимания на вторую: «Ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно».
Всякое наше неблагоговейное отношение к имени Божиему, небрежение молитвой, храмом Божиим, как и неискреннее отношение к ближнему, влечет за собой неминуемое наказание, на которое обрекает себя человек сам. Это может быть недопонимание и разлад в семье, неприятности на работе, скорби, болезни и т.д.
– Четвертая заповедь звучит так: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Ее нужно воспринимать буквально?
– Четвертая заповедь учит нас обязательно после всех суетных дел находить время для благодарения Господа. Если же суета безмерно увлекает и мы теряем связь с Источником нашей жизни — Богом, тогда все становится бессмысленным. Точнее всего такое состояние описал премудрый Соломон: «Суета сует — все суета» (Еккл. 1: 2).
В таком случае человек всю неделю крутится как белка в колесе, все время что-то делает, но ничего не успевает. Ему очень сложно, а точнее, невозможно настроиться на творческий и созидательный труд. Если ему и удается заработать какие-то деньги для семьи, то, как правило, ему платят жестокой неблагодарностью. Здесь четко работает закон духовной жизни. Кто не научился в своей жизни за все благодарить Бога, тот не может ждать благодарности от других.
И наоборот, когда мы каждый воскресный день участвуем в Литургии, которая еще называется Святой Евхаристией, что переводится с греческого на русский язык словом благодарение, тогда мы налаживаем необходимую связь с Творцом нашей жизни, а самое главное — получаем благодатное вдохновение на все наши труды.
– А как быть с сектантами, которые делают акцент на почитании субботы?
– По всей видимости, возвеличивая субботу, они слишком цепляются за букву и не придают значения духу, подобно древним иудеям, многие из которых знали наизусть Священное Писание, но не приняли Христа.
Возможно, это происходит потому, что люди протестантского толка не осознают, насколько тонко бывает действие греха и как он может разрушать человеческую природу.
Протестанты считают, что как только они уверовали — уже спасены. Ощущение своей греховности, осознание глубокой поврежденности человеческой природы страстями им не свойственно. Не потому ли они недооценивают значение Воскресения, а соответственно, воскресного дня? Вместо этого протестанты сектантского толка, так называемые субботники, делают акцент на ветхозаветной субботе. Получается, что они вроде и приближаются к истине, но не могут её вполне познать, потому что их греховность, которую они не видят, приземляет их и не позволяет понять глубочайший смысл Воскресения. А ведь в Пасхе, Воскресении — сердцевина духовной жизни христианина. Мы все стремимся к Воскресению. Если Христос не воскрес, — пишет святой апостол, — то вера наша напрасна (см. 1 Кор. 15: 14). Поэтому самый главный для нас день не суббота, а воскресение.
Правда, согласно православному церковному уставу, и суббота как богослужебный день особо выделяется среди других дней недели. Великим постом в субботу служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, отменяются земные поклоны, меняется цвет облачений на более светлый и др.
В целом, из всего вышесказанного следует, что третья и четвертая заповеди — одни из самых важных, ибо они настраивают нас на главнейшие христианские добродетели: правильную молитву, благоговейное отношение к Богу и бережное – к людям. А главное — научают началу премудрости — страху Божию.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.