Как праздновали Крещение в старину
Накануне Крещения в Петербурге устраивали две иордани – на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над самой иорданью размещали изображение Святого Духа.
После окончания Литургии царская семья, гости и представители духовенства шли Крестным ходом из церкви по Иорданской лестнице на Дворцовую набережную, к иордани.
«Сейчас даже некоторые священники выходят к иордани, накинув шубу или пуховик, — говорит Аркадий Васильев. – А в то время даже государственные деятели не могли позволить себе в 20-градусный мороз надеть пальто или шинель, головной убор». Известно, что император Александр I присутствовал на водоосвящении в одном лишь мундире, а императрица совершала крестный ход в 18-градусный мороз с одной лишь легкой вуалью на голове. Пример с императорской четы брали и обычные жители города.
Все люди, в том числе и царская семья, шли пешком от Зимнего дворца до Сенатской площади по длинному помосту, выстроенному специально для праздника. Этот помост пролегал через весь Александровский сад. По бокам от шествия следовало шесть тысяч военных. Около иордани военные втыкали в снег знамена, после чего священники начинали молебен. В воду погружали крест. Это действие сопровождалась одновременным выстрелом из сотни пушек с Васильевского острова.
Вода считались святой в течение трех дней. Люди окунались в Неву, приносили с собой разную тару, черпали воду и забирали ее домой. «Известен случай, когда одна женщина приволокла с собой бочонок для освященной воды, — говорит Васильев. – Нести полный бочонок она уже не могла, она катила его по земле впереди себя. Женщина увлеклась процессом и не заметила, как сбила бочонком идущего по дороге священника. Тот рассердился на нее и заставил вылить весь бочонок обратно в Неву».
В XIX веке во время праздника Крещения было не принято проводить развлекательных мероприятий – люди окунались и сразу ехали домой или шли в церковь. В начале XX века крещенские купания прекратились и были возрождены уже в конце прошлого столетия.
В наши дни в Петербурге обычно делают несколько иорданей, главная из которых находится у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Каждый год 19 января в нее окунаются несколько тысяч петербуржцев.
Пример царской четы
Праздник состоял из нескольких частей: литургии, крестного хода, водоосвящения, церковного парада и самого погружения в иордань. Уже с самого утра на Дворцовой набережной и на Морских улицах выстраивались полки военных и оркестры. В Зимнем дворце проводилась Литургия для членов царской семьи – она проходила в церкви Спаса Нерукотворного образа. В это время в Зимнем дворце собирались все самые именитые жители города.После окончания Литургии царская семья, гости и представители духовенства шли Крестным ходом из церкви по Иорданской лестнице на Дворцовую набережную, к иордани.
«Сейчас даже некоторые священники выходят к иордани, накинув шубу или пуховик, — говорит Аркадий Васильев. – А в то время даже государственные деятели не могли позволить себе в 20-градусный мороз надеть пальто или шинель, головной убор». Известно, что император Александр I присутствовал на водоосвящении в одном лишь мундире, а императрица совершала крестный ход в 18-градусный мороз с одной лишь легкой вуалью на голове. Пример с императорской четы брали и обычные жители города.
Водоосвящение под залпы пушек
Водоосвящение в начале XIX века проходило на набережной Невы напротив здания Сената и Синода. Таким образом, крестный ход был довольно продолжительным.Все люди, в том числе и царская семья, шли пешком от Зимнего дворца до Сенатской площади по длинному помосту, выстроенному специально для праздника. Этот помост пролегал через весь Александровский сад. По бокам от шествия следовало шесть тысяч военных. Около иордани военные втыкали в снег знамена, после чего священники начинали молебен. В воду погружали крест. Это действие сопровождалась одновременным выстрелом из сотни пушек с Васильевского острова.
После гадания – в иордань
После водоосвящения начинался церковный парад войск. Потом император покидал иордань и отправлялся обратно в резиденцию. С этого момента окунутся в иордань могли все желающие. «На льду около иордани собиралось столько людей, что удивительно, как лед ни разу не проломился под ними, — рассказывает Аркадий Васильев. – Особенно торопились окунуться молодые люди и девушки, которые гадали на картах в святочные дни. Гадание считалось большим грехом, и молодежь хотела поскорее «смыть» его с себя. Некоторые, находясь в иордани, пили воду прямо из Невы».Вода считались святой в течение трех дней. Люди окунались в Неву, приносили с собой разную тару, черпали воду и забирали ее домой. «Известен случай, когда одна женщина приволокла с собой бочонок для освященной воды, — говорит Васильев. – Нести полный бочонок она уже не могла, она катила его по земле впереди себя. Женщина увлеклась процессом и не заметила, как сбила бочонком идущего по дороге священника. Тот рассердился на нее и заставил вылить весь бочонок обратно в Неву».
В XIX веке во время праздника Крещения было не принято проводить развлекательных мероприятий – люди окунались и сразу ехали домой или шли в церковь. В начале XX века крещенские купания прекратились и были возрождены уже в конце прошлого столетия.
В наши дни в Петербурге обычно делают несколько иорданей, главная из которых находится у Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Каждый год 19 января в нее окунаются несколько тысяч петербуржцев.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.