Искренность и непосредственность — этого ждёт от нас Бог

Сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам размыслить над одной из самых красивых бесед, когда-либо бывших у Господа Христа с земнородными (см.: Ин. 4: 5–42). Из этой беседы мы можем с очевидностью убедиться в том, с какой мягкостью и деликатностью обращается Бог с нами, людьми.




Пятое по Пасхе воскресенье, о самаряныне, напоминает нам об одном важном условии стяжания Царства Небесного: на примере жены-самарянки становится ясно, что Бог, желая вступить в диалог с нами, ждет от нас искренности и непосредственности.
Христос проходил через пределы Самарийские в полуденную жару, под палящими лучами солнца. Подойдя к источнику, сел передохнуть. Туда же направляется женщина, жительница тех мест. Подходит к источнику и видит там мужчину-иудея. Она догадалась об этом по Его одежде и говору. А это был не кто иной, как Сам Христос, Богочеловек, и сейчас Он изменит душу этой женщины, еще не нашедшей путь к Царству Божию.
В беседе Христа с женой-самарянкой мы можем четко увидеть отношение Бога к нам, не всегда способным постичь глубину Божественных поучений и понять мысль, которую Бог хочет нам передать. У нас те же самые рефлексы, что и у жены-самарянки. А она была женщиной непосредственной, искренней и довольно отважной. С первых же слов спрашивает Христа, чего Он там ищет, ведь Он был иудеем и Ему нечего было делать в этих местах. Для евреев Самарийский регион был местом нечистым, которого им следовало избегать. Евреи никогда не проходили через пределы Самарии, а выбирали другие пути, чтобы не пересекаться с этим языческим народом. Считали, что самаряне не служат Богу истинному.
Христос, чтобы найти повод для беседы, просит у нее воды. Просьба эта звучала правдоподобно, поскольку дело было в полдень, в самый солнцепек. И Христос начинает беседу, чтобы по ходу ее подойти к более глубокому предмету, а именно – к воде живой, то есть воде Духа Святого, которую Христос дарует тем из нас, кто пожелает ее жаждать.
Женщина, когда ей говорили о живой воде, испив которой, ты уже никогда не будешь жаждать, отнеслась к этому крайне прагматично. Она в некотором роде была пленницей материального измерения мира. Может, ей приходилось преодолевать очень большое расстояние до этого источника, и это для нее было утомительно. И она, совершенно искренняя, непосредственная, просит у Него этой воды, чтобы ей больше не ходить на источник.
Христос, по Своей деликатности, не упрекает женщину в том, что она ничего не поняла из сказанного Им, ведь Он говорил о совсем другой воде. Женщина думала, что Он говорит о какой-то материальной воде, испив которой, ты больше никогда не возжаждешь, а Христос говорил ей о воде живой.
Когда мы не понимаем каких-нибудь глубоких, духовных вещей, Господь, Который всегда рядом, готов нам помочь. Он весьма предупредителен и помогает нам своим умом дойти до более глубоких смыслов.
В жизни часто бывает, что кто-нибудь говорит нам о важных, глубоких вещах, способных пробудить нас к постижению определенной реальности, в результате чего мы сможем найти смысл жизни. Но мы в эту минуту не понимаем, о чем нам говорят. А спустя какое-то время в нашей памяти всплывает то, о чем нам говорили, и мы понимаем, насколько этот человек был прав. Понимаем, что ключ ко всем недоумениям и терзаниям нашей души скрывался в этом слове. Так произошло и с женой-самарянкой. Когда Христос раскрывает тайну ее души, обнажает самые сокровенные стороны личной жизни этой женщины, она понимает, что беседует не с простым человеком, а с Самим Мессией, Богочеловеком.
На примере этой беседы мы убеждаемся в том, что, когда наш ум заперт и мы не понимаем той мысли, которую Он хочет передать нам, Бог проявляет терпение, смиряется, не одергивая нас и не наказывая. Господь всегда ждет от нас непосредственности и искренности, которые приведут нас к познанию самих себя. Он ждет, чтобы мы осознали место, в котором находимся.
Жена-самарянка поняла, что грешна и стоит перед Святым Человеком. И ей тут же захотелось побежать в село и рассказать всем, что она встретила Мессию, Который раскрыл самые сокровенные тайники ее жизни. После беседы с Ним она оказалась настолько полна воды живой, которую Христос излил в ее сердце, что сама стала апостольствовать и свидетельствовать об опыте, полученном ею благодаря встрече с Господом.
Бог, когда желает приблизиться к человеку, всегда внушает ему, что Он Сам – жаждущий, чтобы побудить и нас сделаться жаждущими красоты жизни истинной, евангельской. Встречаясь с нами, людьми, Он внушает нам быть жаждущими и искать утоления своей жажды духовной.
Не впадая в излишний пессимизм, приходится, тем не менее, констатировать, что у современного человека, к сожалению, больше нет никакой жажды, даже жажды чего-нибудь материального. А тем более духовного! Это человек, духовные функции которого анестезированы, так что его уже ничто не побуждает сделаться более непосредственным и искренним, хотя бы с Богом.
Бог ждет от нас, чтобы мы каждый раз, когда Он вступает в беседу с нашей душой, были искренними, непосредственными, чтобы мы не хотели казаться тем, чем не являемся. Давайте же исповедуем Ему подлинное состояние нашей души, чтобы, таким образом, с нами произошла перемена и в нашем сердце возгорелась жажда встречи с Богом.

Епископ Игнатий (Триф)
« Служение и смысл жизни
В жизни всё плохо — почему так? »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.