Поговори с Богом
Одно лицо Отца, и одно лицо Сына, и одно лицо Духа Святого – одно Божество, одна сила, одно царство в трех лицах, или ипостасях. Так славим святую едúницу в Троице и Святую Троицу в едúнице, так исповедует Святая Божия Вселенская Церковь! О сей Святой Троице крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно и неотлучно, Ей поклоняется непогрешительно, Ее прославляет немолчно.
Сей Триипостасной едúнице – Отцу, и Сыну, и Святому Духу подобает слава, благодарение, честь, держава, величие во веки.
Вспомнив же о страшном оном Пришествии, содрогнись телом и душой и с сердечной болезнью скажи себе: «Каким же я, грешный, окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу Страшного Судии? Как мне, рассеянному, иметь место с совершенными? Или как мне, козлищу, стать с овцами одесную Христа? Или как мне, бесплодному, оказаться в числе святых, совершивших здесь плоды правды?
Мученики покажут свои муки, подвижники – свои добродетели, а я что покажу, кроме своего нерадения и всегдашних себе поблажек?
О душа грешная, душа бесстыдная, душа, ненавидевшая всегда богоугодную жизнь! Долго ли увлекаться тебе худым навыком к лукавым помыслам? Чего ждешь в нерадении своем?
Думаешь, что укоснит* (*замедлит) прийти Судия? Не укоснит Он, но как страшная молния будет пришествие Его с небес.
Постарайся же оказаться готовой в тот страшный час, чтобы не плакать там во век века».
Здесь, Спаситель мой, накажи меня как чадолюбивый и сердобольный Отец, а там прости как единый безгрешный и многомилостивый Бог.
Ибо если здесь не вразумишь несчастного и не дашь ему сердечного озарения, чтобы ежедневно без стыда приносил он покаяние во грехах своих, – что там делать ему, не имеющему оправдания?
Когда не было еще меня на земле, угодно было Тебе, Владыко, по великим щедротам Твоим образовать меня во чреве грешной матери моей; когда же родился я, то по милости Своей сподобил Ты меня стать сосудом благодати. Но, получив дар, я, слабый и грешный, по лености уклонился от воздаяния за него.
Почему, припадая к благости Твоей, молюсь Тебе, Сыне Единородный, Спасителю наш: отрезви меня, и восстави, и паки осени благодатью Твоей, да озаряет она помраченный мой ум, как угодно Твоей благости, и, всегда пребывая со мной, своим невидимым руководством соделает меня достойным Царствия Небесного, дабы как здесь сия благодать Твоя была для меня, недостойного, на всякий час озарением, покровом, защитой, убежищем и радостью, так и там, Спаситель мой, под покровом ее укрылся бы я от Страшного Суда и в Царствии Твоем, ущедренный ею, спасенный милостью Твоей, стал одесную, воспевая и прославляя долготерпение Твое, Пречистый Создатель мой, потому что не презрел Ты слез непотребного и грешного раба Твоего.
Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов, не положив начала оставлению прежнего грехолюбия? Или как совлекусь ветхого человека, не пресекши вожделений греховного обольщения?
О Господи, воздвигни меня, расслабленного, возбуди спящего, воскреси умерщвленного грехом! Спаси бедную душу мою от смерти, Господи, имеющий власть над жизнью и смертью!
Прежде кончины истреби во мне всякий грех и даруй мне, Человеколюбче, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы там мог я спастись под кровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред страшной Твоей славой.
Ей, Владыко, услыши и приими прошение грешного и недостойного раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, потому что Ты – милосердый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Увы! Какое предстоит мне испытание? Подлинно, ношу я на себе образ благочестия, а не силу его. С каким лицом приступлю к Господу Богу, знающему тайны сердца моего, будучи повинен в таком непотребстве? Стоя на молитве, боюсь, чтобы не сошел огнь с неба и не попалил меня, как некогда принесших чуждое кадило в пустыне пожег огонь от Господа.
Чего ожидать мне, на котором лежит такое тяжкое бремя грехов? Сожжено сердце мое, омрачен ум, изменился благочестивый помысл – как пес, всегда обращаюсь на свою блевотину.
Нет у меня дерзновения пред Испытующим сердца и утробы, нет у меня чистых мыслей, нет слез во время молитвы, хотя и воздыхаю я, и склоняю ниц покрытое стыдом лицо свое, и бью себя в грудь – это жилище страстей, эту рабочую храмину лукавых помыслов.
Знаешь Ты, Господи, скрытые во тьме страсти мои, известны Тебе язвы души моей. Исцели же мя, Господи, – и исцелюсь. Если не Ты созиждешь дом души моей, всуе потружусь, зиждя его сам.
Правда, уготовляюсь иногда и сам я к противоборству страстям, когда они воюют на меня, – но злокозненность змия расслабляет душевные силы мои сластолюбием, и я уступаю. Хотя никто не вяжет мне руки видимо, невидимые страсти влекут меня как пленника.
О Господи, просвети очи сердца моего, чтобы познать мне всё коварство и злобу страстей! Благодать Твоя да приосенит меня, чтоб я мог стать и устоять, препоясав чресла свои мужеством.
Ты, Господи, некогда для народа Твоего непроходимое море сделал удобопроходимым. Ты из твердого камня жаждущим людям Твоим дал воду. Ты один по благодати Своей спас впадшего в разбойники. Умилосердись и надо мной, который также попался в руки разбойникам и, как узник, связан злоумием.
Никто не силен исцелить страстность души моей, кроме Тебя, Господи, ведущего глубины сердца моего. Преклонись убо милосердием Твоим и спаси меня!
Я пал, восставь и укрепи меня, Господи, ибо Ты восставляешь всех падших. Простри ко мне руку и снова оживотвори меня Твоими щедротами!
Противник обманул меня, совлек с меня и похитил всё мое убранство, сделал, что остаюсь бесплодным и должен идти (туда) обнаженный от всего. Милость Твоя да будет мне ризой в день Суда!
Велик страх в тот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих и в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой, ибо хоть и виновен я, но имею волю каяться.
Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет всё, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.
Тогда горе тому, кто, подобно мне, соделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтоб не быть посрамленным здесь! Там в день Суда будут указывать на него перстами.
Беззакония мои умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет во мне. Если не будет места щедротам, горе мне в день Суда!
Блажен человек, который потрудился немного в этом мире, ибо он наследует Царство в мире непреходящем. За малый труд приобретет он великое наследие.
На Суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия, тогда каждому воздано будет по делам его: у кого дела хороши, тому Царство, а у кого худы, тому мучение.
Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.
Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Ты Сам покори меня воле Твоей, чтобы чрез то получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.
Милостиво приими молитву мою о примирении с Тобой и по благости Твоей даруй мне жизнь в Пришествие Твое, и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.
Враг, как приманку на уде, употребляет в дело прелесть сласти, раздражающей вожделение, чтоб чрез то уловлять души и ставить их в зависимость от себя.
Душа, прежде уловленная в волю врага, делается для других душ вражьей сетью, кажущимся наслаждением своим прикрывая горечь греха.
Прилежа добродетели, не приходи в уныние от трудов, потому что без труда нет добродетели.
Во время труда возводи душевное око горé и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.
Труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели. Предаваясь первым и удалясь от вторых, не давай, однако ж, места и трудам пустым, не приносящим плода добра.
Терпи для Бога скорби настоящей жизни – и не напрасно будешь водиться упованием святых.
Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся в делах Божиих, чтобы близ себя не иметь обличения, но тем увеличивают только венцы внимательных тружеников.
Держи смиренномудрие, чтобы не утратить плода добрых дел. Если отринешь оное, то будешь причислен к трудящимся всуе.
Хочешь ли стать стражем души? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтоб не прокрались где сластолюбивые помыслы и не погрузили ладьи твоей в пристани.
Если хочешь, чтобы пристань была безопасна, огради ее оплотами, которые бы не вдруг колебались от бури страстей, иначе пристань обратится в место крушения.
Слова страстные если найдут себе место в душе, как крючьями влекут ее на зло, в ров пагубы.
Избегай душевредных сходбищ – и душа твоя всегда будет наслаждаться тишиной.
Святитель Феофан Затворник «Псалтирь прп. Ефрема Сирина»
Сей Триипостасной едúнице – Отцу, и Сыну, и Святому Духу подобает слава, благодарение, честь, держава, величие во веки.
Вспомни Второе Пришествие и отрезвись
Возведи очи свои на небо, когда оно, подобно чистому зеркалу, со славой осиявает звездами землю, и в удивлении скажи: «Если звезды сияют с такой славой, то кольми паче праведные и святые, сотворившие волю Святого Бога, в тот час, когда приидет Господь, воссияют неизглаголанным светом спасительной славы.Вспомнив же о страшном оном Пришествии, содрогнись телом и душой и с сердечной болезнью скажи себе: «Каким же я, грешный, окажусь в этот страшный час? Как предстану престолу Страшного Судии? Как мне, рассеянному, иметь место с совершенными? Или как мне, козлищу, стать с овцами одесную Христа? Или как мне, бесплодному, оказаться в числе святых, совершивших здесь плоды правды?
Мученики покажут свои муки, подвижники – свои добродетели, а я что покажу, кроме своего нерадения и всегдашних себе поблажек?
О душа грешная, душа бесстыдная, душа, ненавидевшая всегда богоугодную жизнь! Долго ли увлекаться тебе худым навыком к лукавым помыслам? Чего ждешь в нерадении своем?
Думаешь, что укоснит* (*замедлит) прийти Судия? Не укоснит Он, но как страшная молния будет пришествие Его с небес.
Постарайся же оказаться готовой в тот страшный час, чтобы не плакать там во век века».
Здесь накажи и благодатью исправь, чтоб там не постыдиться!
Пощади, милосердый Господи, пощади раба Твоего, чтоб не оказаться мне там предстоящим Судилищу Твоему в страхе и великом стыде и не стать позором для Ангелов и человеков.Здесь, Спаситель мой, накажи меня как чадолюбивый и сердобольный Отец, а там прости как единый безгрешный и многомилостивый Бог.
Ибо если здесь не вразумишь несчастного и не дашь ему сердечного озарения, чтобы ежедневно без стыда приносил он покаяние во грехах своих, – что там делать ему, не имеющему оправдания?
Когда не было еще меня на земле, угодно было Тебе, Владыко, по великим щедротам Твоим образовать меня во чреве грешной матери моей; когда же родился я, то по милости Своей сподобил Ты меня стать сосудом благодати. Но, получив дар, я, слабый и грешный, по лености уклонился от воздаяния за него.
Почему, припадая к благости Твоей, молюсь Тебе, Сыне Единородный, Спасителю наш: отрезви меня, и восстави, и паки осени благодатью Твоей, да озаряет она помраченный мой ум, как угодно Твоей благости, и, всегда пребывая со мной, своим невидимым руководством соделает меня достойным Царствия Небесного, дабы как здесь сия благодать Твоя была для меня, недостойного, на всякий час озарением, покровом, защитой, убежищем и радостью, так и там, Спаситель мой, под покровом ее укрылся бы я от Страшного Суда и в Царствии Твоем, ущедренный ею, спасенный милостью Твоей, стал одесную, воспевая и прославляя долготерпение Твое, Пречистый Создатель мой, потому что не презрел Ты слез непотребного и грешного раба Твоего.
Возбуди, дай силы и слезы!
Простри, Господи, руку помощи мне, лежащему во прахе. Ибо хочу встать – и не могу: бремя греховное подавило меня, лукавый навык держит меня прикованным к земле, и весь я как расслабленный. Даю обет перемениться и пощусь, но всё остаюсь тот же; ревностен я славить Тебя устами, но благоугождать Тебе делами не усердствую.Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов, не положив начала оставлению прежнего грехолюбия? Или как совлекусь ветхого человека, не пресекши вожделений греховного обольщения?
О Господи, воздвигни меня, расслабленного, возбуди спящего, воскреси умерщвленного грехом! Спаси бедную душу мою от смерти, Господи, имеющий власть над жизнью и смертью!
Прежде кончины истреби во мне всякий грех и даруй мне, Человеколюбче, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы там мог я спастись под кровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред страшной Твоей славой.
Ей, Владыко, услыши и приими прошение грешного и недостойного раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, потому что Ты – милосердый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Внутренне я не то, что наружно. Исцели!
Увы мне, какому подлежу я осуждению и какого достоин посрамления! Сокровенное мое не таково, как наружное: беседую о бесстрастии, а сам день и ночь помышляю о срамных страстях, веду речь о непорочности, а сам мысленно занимаюсь непотребством.Увы! Какое предстоит мне испытание? Подлинно, ношу я на себе образ благочестия, а не силу его. С каким лицом приступлю к Господу Богу, знающему тайны сердца моего, будучи повинен в таком непотребстве? Стоя на молитве, боюсь, чтобы не сошел огнь с неба и не попалил меня, как некогда принесших чуждое кадило в пустыне пожег огонь от Господа.
Чего ожидать мне, на котором лежит такое тяжкое бремя грехов? Сожжено сердце мое, омрачен ум, изменился благочестивый помысл – как пес, всегда обращаюсь на свою блевотину.
Нет у меня дерзновения пред Испытующим сердца и утробы, нет у меня чистых мыслей, нет слез во время молитвы, хотя и воздыхаю я, и склоняю ниц покрытое стыдом лицо свое, и бью себя в грудь – это жилище страстей, эту рабочую храмину лукавых помыслов.
Знаешь Ты, Господи, скрытые во тьме страсти мои, известны Тебе язвы души моей. Исцели же мя, Господи, – и исцелюсь. Если не Ты созиждешь дом души моей, всуе потружусь, зиждя его сам.
Правда, уготовляюсь иногда и сам я к противоборству страстям, когда они воюют на меня, – но злокозненность змия расслабляет душевные силы мои сластолюбием, и я уступаю. Хотя никто не вяжет мне руки видимо, невидимые страсти влекут меня как пленника.
О Господи, просвети очи сердца моего, чтобы познать мне всё коварство и злобу страстей! Благодать Твоя да приосенит меня, чтоб я мог стать и устоять, препоясав чресла свои мужеством.
Ты, Господи, некогда для народа Твоего непроходимое море сделал удобопроходимым. Ты из твердого камня жаждущим людям Твоим дал воду. Ты один по благодати Своей спас впадшего в разбойники. Умилосердись и надо мной, который также попался в руки разбойникам и, как узник, связан злоумием.
Никто не силен исцелить страстность души моей, кроме Тебя, Господи, ведущего глубины сердца моего. Преклонись убо милосердием Твоим и спаси меня!
Пал я. Восставь и дай хоть немного потрудиться, чтобы на Суде не быть посрамленным!
Очисти меня благодатью Твоей, милосердый Отец, отри скверны мои всеочищающим иссопом Твоим и исцели язвы мои, чтоб возблагодарил я благодать Твою!Я пал, восставь и укрепи меня, Господи, ибо Ты восставляешь всех падших. Простри ко мне руку и снова оживотвори меня Твоими щедротами!
Противник обманул меня, совлек с меня и похитил всё мое убранство, сделал, что остаюсь бесплодным и должен идти (туда) обнаженный от всего. Милость Твоя да будет мне ризой в день Суда!
Велик страх в тот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих и в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой, ибо хоть и виновен я, но имею волю каяться.
Терзаться и беспредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет всё, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.
Тогда горе тому, кто, подобно мне, соделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтоб не быть посрамленным здесь! Там в день Суда будут указывать на него перстами.
Беззакония мои умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет во мне. Если не будет места щедротам, горе мне в день Суда!
Блажен человек, который потрудился немного в этом мире, ибо он наследует Царство в мире непреходящем. За малый труд приобретет он великое наследие.
На Суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия, тогда каждому воздано будет по делам его: у кого дела хороши, тому Царство, а у кого худы, тому мучение.
Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.
Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Ты Сам покори меня воле Твоей, чтобы чрез то получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.
Милостиво приими молитву мою о примирении с Тобой и по благости Твоей даруй мне жизнь в Пришествие Твое, и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.
Уроки жизни
Видя приятности жизни, остерегайся, чтобы они не увлекли тебя, ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую закидывает уду.Враг, как приманку на уде, употребляет в дело прелесть сласти, раздражающей вожделение, чтоб чрез то уловлять души и ставить их в зависимость от себя.
Душа, прежде уловленная в волю врага, делается для других душ вражьей сетью, кажущимся наслаждением своим прикрывая горечь греха.
Прилежа добродетели, не приходи в уныние от трудов, потому что без труда нет добродетели.
Во время труда возводи душевное око горé и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.
Труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели. Предаваясь первым и удалясь от вторых, не давай, однако ж, места и трудам пустым, не приносящим плода добра.
Терпи для Бога скорби настоящей жизни – и не напрасно будешь водиться упованием святых.
Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся в делах Божиих, чтобы близ себя не иметь обличения, но тем увеличивают только венцы внимательных тружеников.
Держи смиренномудрие, чтобы не утратить плода добрых дел. Если отринешь оное, то будешь причислен к трудящимся всуе.
Хочешь ли стать стражем души? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтоб не прокрались где сластолюбивые помыслы и не погрузили ладьи твоей в пристани.
Если хочешь, чтобы пристань была безопасна, огради ее оплотами, которые бы не вдруг колебались от бури страстей, иначе пристань обратится в место крушения.
Слова страстные если найдут себе место в душе, как крючьями влекут ее на зло, в ров пагубы.
Избегай душевредных сходбищ – и душа твоя всегда будет наслаждаться тишиной.
Святитель Феофан Затворник «Псалтирь прп. Ефрема Сирина»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.