Наука против Андрея Рублева
Научные исследования приблизились к доказательству, что авторы трех икон Звенигородского чина и знаменитой «Троицы», которую, вероятнее всего, написал Андрей Рублев – разные.
Об этом сообщили в Государственной Третьяковской галерее журналистам.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова пояснила, что работы велись с помощью всех возможных современных способов исследования древнерусской живописи. По ее словам, в связи с новыми открытиями в галерее намерены переиздать каталог древнерусской живописи из собрания музея 1995 года, поскольку с тех пор наука ушла далеко вперед.
Трегулова пообещала, что исследования будут продолжаться. Представленные сегодня результаты – это лишь этап в сложной многоступенчатой работе, которую проводит музей, добавила директор.
Исследования, о которых идет речь, проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации.
Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Пантократора, архангела Михаила и апостола Павла был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Как сообщается во многих источниках, иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков. Но это тоже недоказанная легенда. Был ли дровяной сарай или не было – документально не подтверждено. Точно известно только, что иконы нашли в 1918 году в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которая собирала (спасала) иконы по всей стране. И то, что эти иконы не использовались в богослужебных целях.
Иконы – часть сохранившегося Деисуса, так что изначально их было семь или девять.
После реставрации икон художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских заявил: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»
Во всех учебниках по истории русского искусства автором трех икон «Звенигородского чина» называется Рублев. Дискуссии возникали лишь вокруг того, из какого храма эти иконы. Написан ли он или для Успенского в Звенигороде, Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, собора во Владимире – этот вопрос, так и не решен.
Благодаря работе ученых Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации, в том числе и с помощью современного оборудования, теперь точно доказано, что иконы Звенигородского чина написал не автор «Троицы». Они написаны в конце XIV века, то есть раньше, чем знаменитая «Троица», которую датируют 20-ми годами XV века.
«Произошло действительно историческое событие. Доказано со всей возможной для реставрационной науки основательностью, что иконы Звенигородского чина написал другой художник, не автор «Троицы». Многие об этом догадывались. Я три года назад сказал об этом публично. Сейчас идут обсуждения – написаны ли три этих великих иконы одним мастером или двумя», – говорит Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств.
По словам Лидова, главное следствие этого открытия – «то, что мы обрели еще одного или двух больших художников, которые работали одновременно с великими Андреем Рублевым и Феофаном Греком».
«Кроме того, это является торжеством справедливости: обретенные в 1918 году иконы были приписаны другому замечательному русскому иконописцу. Случившиеся – выдающееся достижение реставрационной и искусствоведческой науки. Это открытие ставит нас перед необходимостью переосмыслить историю русского искусства этой эпохи и отказаться от привычной с детства мифологии», – добавил Алексей Лидов.
Об этом сообщили в Государственной Третьяковской галерее журналистам.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова пояснила, что работы велись с помощью всех возможных современных способов исследования древнерусской живописи. По ее словам, в связи с новыми открытиями в галерее намерены переиздать каталог древнерусской живописи из собрания музея 1995 года, поскольку с тех пор наука ушла далеко вперед.
Трегулова пообещала, что исследования будут продолжаться. Представленные сегодня результаты – это лишь этап в сложной многоступенчатой работе, которую проводит музей, добавила директор.
Исследования, о которых идет речь, проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации.
Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Пантократора, архангела Михаила и апостола Павла был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Как сообщается во многих источниках, иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков. Но это тоже недоказанная легенда. Был ли дровяной сарай или не было – документально не подтверждено. Точно известно только, что иконы нашли в 1918 году в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которая собирала (спасала) иконы по всей стране. И то, что эти иконы не использовались в богослужебных целях.
Иконы – часть сохранившегося Деисуса, так что изначально их было семь или девять.
После реставрации икон художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских заявил: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»
Во всех учебниках по истории русского искусства автором трех икон «Звенигородского чина» называется Рублев. Дискуссии возникали лишь вокруг того, из какого храма эти иконы. Написан ли он или для Успенского в Звенигороде, Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, собора во Владимире – этот вопрос, так и не решен.
Благодаря работе ученых Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации, в том числе и с помощью современного оборудования, теперь точно доказано, что иконы Звенигородского чина написал не автор «Троицы». Они написаны в конце XIV века, то есть раньше, чем знаменитая «Троица», которую датируют 20-ми годами XV века.
«Произошло действительно историческое событие. Доказано со всей возможной для реставрационной науки основательностью, что иконы Звенигородского чина написал другой художник, не автор «Троицы». Многие об этом догадывались. Я три года назад сказал об этом публично. Сейчас идут обсуждения – написаны ли три этих великих иконы одним мастером или двумя», – говорит Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик Российской академии художеств.
По словам Лидова, главное следствие этого открытия – «то, что мы обрели еще одного или двух больших художников, которые работали одновременно с великими Андреем Рублевым и Феофаном Греком».
«Кроме того, это является торжеством справедливости: обретенные в 1918 году иконы были приписаны другому замечательному русскому иконописцу. Случившиеся – выдающееся достижение реставрационной и искусствоведческой науки. Это открытие ставит нас перед необходимостью переосмыслить историю русского искусства этой эпохи и отказаться от привычной с детства мифологии», – добавил Алексей Лидов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.