«Отче наш»: разбираем молитву по строкам

«Отче наш» — молитва, переданная нам Самим Иисусом Христом. Поэтому ее называют молитвой Господней. В повседневной жизни мы произносим «Отче наш» довольно часто: утром, вечером, перед приемом пищи, вместе поем его на литургии. О чем же в ней говорится?






Отче наш, Иже еси на небесех

Именование Бога Отцом не было чем-то принципиально новым для современников Иисуса Христа. Однако именно такое, предельно личное обращение к Богу в молитве для древних иудеев было нехарактерно. Заповедуя ученикам эту молитву, Христос показывает, что наши отношения с Богом переходят на качественно иной уровень. Слово «наш» подчеркивает соборный характер молитвы — христианин произносит ее от лица всей общины как единой семьи. Небеса символизируют то духовное пространство, в котором и происходит наше общение с Богом.

Да святится имя Твое

В Ветхом Завете собственным именем Бога считалось имя Яхве, Которым Бог назвал себя в явлении пророку Моисею. Это имя полностью отождествлялось с Богом, поэтому, когда Иисус Христос говорит об имени Божьем, Он говорит о Боге как таковом. Выражение «да святится» нужно понимать в том смысле, что Бог должен святиться, то есть прославляться в людях, верующих в Него.

Да приидет Царствие Твое

Царство Божие — это новое духовное измерение, в которое человек, уверовавший во Христа, входит уже во время своей земной жизни. Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Пришествие Царства Божия — событие исключительно внутреннего порядка: это встреча человека с Богом, откровение Бога человеку. Оно происходит в сердце и может быть незаметно для окружающих».

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

Человек получил от Бога дар — свободу воли. И каждый регулярно встает перед выбором, как ему поступить. Бог ждет, что мы будем употреблять свою свободу для того, чтобы действовать в соответствии с Его волей, которая состоит в том, чтобы все люди спаслись идостигли познания истины (1 Тим 2:4). Однако люди, в силу греховных наклонностей, могут действовать вопреки воле Божией. В молитве мы и просим, чтобы Господь дал нам силы поступать по Его воле, чтобы воля Божия исполнялась на земле, как и на небе.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь

С одной стороны, мы просим Господа подать нам все потребное для нашей земной жизни в том количестве, которое нам минимально необходимо. Вспомним книгу Исход: Бог питал народ в пустыне манной небесной, она выпадала каждое утро в количестве, нужном для насыщения, но ее нельзя было хранить до завтра. С другой стороны, Сам Христос называет себя хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6:51). В этом смысле, хлеб насущный — это Тело Христово, которого причащаются верующие. Неслучайно молитва «Отче наш» поется на литургии именно перед причастием.

И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим

«Долги» здесь значит «согрешения». Христос сказал: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15). Произнося эти слова, мы заявляем о своем стремлении следовать заповеди Спасителя о необходимости прощать, просим Бога помочь нам в этом стремлении и простить наши согрешения.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Искушение может пониматься двояко: как испытание, посылаемое Богом для нашего духовного укрепления и как соблазн, исходящий от диавола. В этих словах мы просим Господа, с одной стороны, не подвергать нас испытаниям, превосходящим наши силы, а с другой, помочь нам устоять перед лицом диавольских соблазнов. Под лукавым имеется в виду все тот же диавол.

Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

Молитва Господня заканчивается славословием, то есть прославлением Бога. Как правило, во время домашней молитвы эти слова не произносятся и молитва завершается словами «избави нас от лукавого». В богослужебной практике Православной Церкви это славословие было расширено: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Во время богослужения эту фразу после чтения или пения «Отче наш» произносит только священник.
« Цезарь Аксинте: «Счастье — это заповедь, а не...
Верная долгу: трагическая история Анны Демидовой »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
О КАКОЙ СВОБОДЕ ВОЛИ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ, ЕСЛИ БОГ ЖДЕТ.ЧТО ВСЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ СОГЛАСНО ЕГО ВОЛЕ, А ВСЕ ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЖЕ СЧИТАЮТСЯ ГРЕХОПАДЕНИЕМ. АДАМ И ЕВА ПОСТУПИЛИ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ И ПОЛУЧИЛИ ПО ПОЛНОЙ. НЕТ У ЛЮДЕЙ НИКАКОЙ СВОБОДЫ
0
Согласна с вами. И бога нет. Если бог есть, то о какой воле идет речь? Вольны ли люди в своем выборе? Я не выбирала смерть своего ребенка. И ни одна мать не выберет.