Зачем нам старость
Начиная с 1990 года, 1 октября считается Международным днем пожилых людей, когда современное общество пытается обратить особое внимание на проблемы стариков, порассуждать об их правах и роли в обществе. Однако один-единственный день в году кардинально не меняет отношения к старости. Оно остается негативным и испуганным.
День пожилых людей не имеет отношения к церковному календарю, однако это повод еще раз задуматься о смысле и цели жизни человека. И когда делаешь это, понимаешь, что для атеиста старость — финал, в котором одна безысходность. Верующий же смотрит на нее иначе.
«Различие между плотью, душой и духом ясно можно видеть в старости праведных людей… Душа связывается, тело разлагается, а дух возвышается, торжествует и блаженствует», — пишет архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).
А Платон, митрополит Московский, утверждает: «Старец представляет связь между происшествиями настоящими и будущими, он есть соединительная точка между вещами тленными и вечностью».
Так зачем же человеку дана старость? А точнее, немощная, больная старость, когда человек снова становится беспомощным, как младенец. Почему мы, прежде чем уйти из этого мира, должны пройти это, казалось бы, жестокое и в чем-то унизительное испытание? Ведь тело еще живого, разумного существа действительно медленно разлагается, а человеческий облик порой совершенно исчезает в тумане старческого маразма, деменции и других патологических состояний.
Этот вопрос всегда не давал мне покоя. Особенно когда такая старость настигала родных, очень близких мне людей. И однажды тема вылилась в документальный фильм с участием епископа, монашествующих, врача-реаниматолога. Все записанные беседы, конечно, не вписались в отведенные 30 минут эфира. Статья позволяет вернуться к теме и снова дать слово всем участникам съемки, озвучить их опыт и мысли, но уже в несколько ином и более расширенном формате.
Врач-реаниматолог Олег Романовский рассказал тогда, что в течение 5 лет работал в геронтологическом отделении (геронтология — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним) и поделился воспоминанием:
«Однажды во время одного общественного мероприятия наше отделение посетило большое количество людей, которые с медициной почти не сталкиваются. И вот, некоторые женщины испытали ужас, когда увидели, что может случиться с человеком в старости.
Складывается такое впечатление, что весь сегодняшний образ жизни, средства массовой информации, другие институты, которые влияют на сознание людей, формируют неправильное представление о старости как о явлении жизни. Не может быть ужасного и некрасивого в том, что есть.
Старость — это процесс абсолютно естественный. И каждый человек с возрастом приходит к определенным элементам мудрости, жизненного опыта. Просто у нас, более молодых, не всегда хватает терпения и той же мудрости, чтобы этих людей понять».
Архиепископ Феодосий (Бильченко):
«Каждый человек — это творение Божие. Как и целая галактика, и отдельные планеты, и малейшая былинка. Все это стало выражением величайшей премудрости Творца и Создателя. Если мы будем говорить о том, что человек в мироздании занимает очень значимую, главенствующую роль, то все станет на свои места и в плане его старости. Господь создал человека по Своей бесконечной любви. Само творение — это выражение любви Божией вовне. Господь бесконечно, безгранично любит Свое создание, печется о нем непрестанно, начиная с первых секунд жизни человека и кончая, конечно, последними мгновениями его земного бытия, после чего душа отходит к Богу, а тело идет в землю — до Второго пришествия Христова».
Но есть люди, которые спокойно проживают свою старость и говорят о ней поразительно мудрые и даже возвышенные слова. Как монахиня Матрона, насельница Спасо-Евфросиниевского монастыря (г. Полоцк):
«Я использую свою старость для проматывания, прокручивания всей своей жизни. Стараюсь вспомнить то, что забыто. И я считаю, что все это нужно. Нужна старость, такое спокойное время, чтобы все обдумать и во всем покаяться. Человек стареет для того, я думаю, чтобы умиротвориться, успокоиться, чтобы отвести от себя все соблазны. Надо стареть — чтобы без сожаления уйти к Господу».
Архиепископ Феодосий:
«Старость — это, конечно, удел многих. И каждый человек идет к этому пределу своей жизни. Но он должен идти к этому вполне сознательно, очищая и облагораживая свою душу. Ибо в вечной жизни у Бога, где царствует любовь, святость и чистота Божественная, кого попало не возьмут, и в каком попало состоянии души туда не пройдешь.
Поэтому общая задача каждого из нас на протяжении всей своей жизни — готовиться к своему исходу. Этому учит Священное Писание, об этом говорят святые отцы Церкви».
Архиепископ Феодосий:
«На самом деле, всякая болезнь, страдание и в конечном итоге старость, которая ожидает каждого человека, — это величайший дар Божий. Дар Божий в плане излечения недугов души. Ведь тело смертно, даже если человек прожил бы несколько сот лет — все равно смерть неизбежна. А душа бессмертна. И вот, ради этой бессмертной души Господь и посылает болезни, страдания, испытания. Для того, чтобы душа пришла ко здравому образу жизни и мысли.
Я приведу пример. Больница, одна из московских клиник. В палате лежат двое: заслуженный мастер спорта по водному поло, богатырь, человек огромных физических сил. И полковник российской армии, сын известного полководца. Попали они в эту больницу, очевидно, по Промыслу Божьему. У мастера спорта была настолько сильная мускулатура, что, когда болезнь привела его в состояние истощения и мышцы исчезли, кожа свисала, как у верблюда, указывая на то, каким мощным тело было раньше. Полковник тоже был тяжело болен.
И вот, диалог этих людей высшего круга, которые имели славу, деньги, почет. Мастер спорта: ‟Слушай, Коля, если Бог не поможет — конец!ˮ Другой: ‟Вася, а я сейчас точно так же думаю, если меня Господь не подымет, то уже надеяться ни на какую профессуру не приходитсяˮ.
Это яркий пример того, как душа остепеняется, как она смиряется и приходит к единому на потребу — Богу, от Которого все: и жизнь, и смерть, и радость, и скорбь. И старость в этом плане, выражаясь уже техническим языком, работает на душу человека, на его вечную жизнь, отрезвляя, смиряя и открывая для него окно в вечность».
Монахиня Матрона:
«Конечно, все помогает — и старость, и болезнь. Мне так кажется, что старенькие люди добрее. Им уже нечего ждать, надо надеяться на Бога — всё у Господа. Всё у Него, в Его власти, в Его силе, в Его воле. Но может такой момент наступить, что человек долгую жизнь и молился, и верил, и добро творил, а в последние годы — роптание нападет. Все может быть.
Надо просить Бога, чтобы Он не отвернулся! Чтобы Он всё учел, и главное — наши немощи. Мы такие немощные, что можем от одного слова какого-то неприятного возмутиться, возбудиться, наговорить чего-то. Прости нам, Господи, дай, Господи, силу перенести все, что Ты нам пошлешь!»
Если бы все старики молились за нас…
Одни люди, пройдя горнило жизненных испытаний, озлобляются. Другие теряют разум. А есть те, кто с миром принимает все свои страдания. Глядя на них, думаешь: разве то, какой будет старость, не зависит от самого человека?
Олег Романовский:
«Мне пришлось видеть очень много людей пожилого возраста с разными болезнями. Могу сказать с полной уверенностью, что поведение этих людей отличается. Люди, пришедшие к вере, ведут себя более спокойно, достойно. И болезни у них отличаются более плавным течением…
При посещении женского монастыря я испытал умиление, когда увидел пожилых женщин, которые не обсуждали тему повышения цен, жизнь политиков или звезд, а сидели и читали молитвы о своих родственниках — о детях, внуках.
Если бы сейчас наше общество пришло к такому состоянию, что все пожилые люди, которые сетуют на свою жизнь, осаждают поликлиники, лечебницы различные, если бы все они молились за нас, что бы тогда было? Тогда бы, наверное, наше общество процветало».
Архиепископ Феодосий:
«Старость работает не только на личность, которая приблизилась к итогу своей жизни. Она работает и на всех окружающих. Проявляя милосердие и терпение по отношению к обессиленному старику, мы исполняем заповедь Христову и в копилку своей жизни складываем добрые дела. Господь, когда мы состаримся, помянет и наше терпение, и наши слезы, и наш труд, очень нелегкий, очень многоскорбный. Он обязательно вспомнит нашу любовь к ближнему и постарается воздать нам, послав нам таких же сердобольных, милостивых людей, какими были мы в свое время по отношению к старикам. Мы обязательно получим за свою доброту, за свой уход за стариками воздаяние от Бога в виде добрых людей, которые утешат нашу старость. Это первое.
Но, кроме этого, Господь, видя наши подвиги, наши молитвы об этом пожилом человеке, обязательно проявит милость и к этому старику. Этот человек, несмотря на свое упорство, окаменение сердечное, обязательно по Промыслу Божию когда-нибудь вдруг прозреет, просветлеет, увидит Бога, увидит нашу любовь к нему. И, может быть, в этот момент его душа воскреснет и уйдет в вечность с Богом и с благословением».
«У Господа все так сложно, так нам непонятно. У Него один вздох может заменить десятилетия труда и страданий. Вот, дал Господь человеку немощь — и положил ему на сердце такое чувство своего ничтожества, немощи, что человек вполне может покаяться. И не всенародно, не вслух, а в душе… Все главное — в сердце!
Человек лежит уже на смертном одре, уже готов ко всему… И тут Господь открывает ему Свою силу, Свою милость — и человек кается… Кается в душе, ничего никому не сказав. Люди думают, что он ушел такой же, какой и был, а он уже ушел совсем другой! Он уже ближе к Богу».
Архиепископ Феодосий:
«У Бога, по образному выражению святых отцов, взвешено даже крыло мухи. Всякое наше неудобство, всякую скорбь, дискомфорт Бог учитывает. И вменяет это даже в какую-то заслугу и, может быть, в какую-то меру очищения».
Весна прекрасна, и кто не любит ее? Так и детство человеческое… Сердцу сладостно вспоминать это время, полное ярких надежд, свежести чувств и блаженной беззаботности.
Лето — время созревания. Как бы ни сложилась жизнь человека, но середина ее — это пора расцвета сил и поиска смысла жизни. Еще это пора трудов, когда в поте лица своего добывает человек хлеб насущный…
Ранняя осень — великолепна. Осень жизни человеческой так же бывает прекрасна и многоплодна.
Старость сурова и так похожа на зиму, под покровом которой жизнь в человеке медленно угасает… Но, когда снег покрывает землю, она погружается в тишину и обретает покой.
Под этим холодным покровом земля спит, не подавая признаков жизни. Но там, в глубинах, чудесным образом накапливаются силы для будущей весны, которая непременно будет! И разве это не чудо? Разве не чудесный повод верить, что смерти, как и зиме, придет конец?
Если душа знает, что Бог есть, и чает воскресения мертвых, старость может стать временем особой тишины, временем подготовки к рождению в новую жизнь, к весне, что, непременно и вопреки всему, — будет!
Елена Наследышева
День пожилых людей не имеет отношения к церковному календарю, однако это повод еще раз задуматься о смысле и цели жизни человека. И когда делаешь это, понимаешь, что для атеиста старость — финал, в котором одна безысходность. Верующий же смотрит на нее иначе.
«Различие между плотью, душой и духом ясно можно видеть в старости праведных людей… Душа связывается, тело разлагается, а дух возвышается, торжествует и блаженствует», — пишет архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).
А Платон, митрополит Московский, утверждает: «Старец представляет связь между происшествиями настоящими и будущими, он есть соединительная точка между вещами тленными и вечностью».
Так зачем же человеку дана старость? А точнее, немощная, больная старость, когда человек снова становится беспомощным, как младенец. Почему мы, прежде чем уйти из этого мира, должны пройти это, казалось бы, жестокое и в чем-то унизительное испытание? Ведь тело еще живого, разумного существа действительно медленно разлагается, а человеческий облик порой совершенно исчезает в тумане старческого маразма, деменции и других патологических состояний.
Этот вопрос всегда не давал мне покоя. Особенно когда такая старость настигала родных, очень близких мне людей. И однажды тема вылилась в документальный фильм с участием епископа, монашествующих, врача-реаниматолога. Все записанные беседы, конечно, не вписались в отведенные 30 минут эфира. Статья позволяет вернуться к теме и снова дать слово всем участникам съемки, озвучить их опыт и мысли, но уже в несколько ином и более расширенном формате.
Врач-реаниматолог Олег Романовский рассказал тогда, что в течение 5 лет работал в геронтологическом отделении (геронтология — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним) и поделился воспоминанием:
«Однажды во время одного общественного мероприятия наше отделение посетило большое количество людей, которые с медициной почти не сталкиваются. И вот, некоторые женщины испытали ужас, когда увидели, что может случиться с человеком в старости.
Складывается такое впечатление, что весь сегодняшний образ жизни, средства массовой информации, другие институты, которые влияют на сознание людей, формируют неправильное представление о старости как о явлении жизни. Не может быть ужасного и некрасивого в том, что есть.
Старость — это процесс абсолютно естественный. И каждый человек с возрастом приходит к определенным элементам мудрости, жизненного опыта. Просто у нас, более молодых, не всегда хватает терпения и той же мудрости, чтобы этих людей понять».
Архиепископ Феодосий (Бильченко):
«Каждый человек — это творение Божие. Как и целая галактика, и отдельные планеты, и малейшая былинка. Все это стало выражением величайшей премудрости Творца и Создателя. Если мы будем говорить о том, что человек в мироздании занимает очень значимую, главенствующую роль, то все станет на свои места и в плане его старости. Господь создал человека по Своей бесконечной любви. Само творение — это выражение любви Божией вовне. Господь бесконечно, безгранично любит Свое создание, печется о нем непрестанно, начиная с первых секунд жизни человека и кончая, конечно, последними мгновениями его земного бытия, после чего душа отходит к Богу, а тело идет в землю — до Второго пришествия Христова».
Чтобы все обдумать и во всем покаяться
Верующий человек знает, что у Бога все разумно и целесообразно. Но, несмотря на это, вопросы не исчезают! Знание законов земного бытия не освобождает сердце человеческое от скорби и внутреннего неприятия старости и смерти, особенно когда ты сам к ним приближаешься. А как трудно видеть, как угасают близкие, например, родители!Но есть люди, которые спокойно проживают свою старость и говорят о ней поразительно мудрые и даже возвышенные слова. Как монахиня Матрона, насельница Спасо-Евфросиниевского монастыря (г. Полоцк):
«Я использую свою старость для проматывания, прокручивания всей своей жизни. Стараюсь вспомнить то, что забыто. И я считаю, что все это нужно. Нужна старость, такое спокойное время, чтобы все обдумать и во всем покаяться. Человек стареет для того, я думаю, чтобы умиротвориться, успокоиться, чтобы отвести от себя все соблазны. Надо стареть — чтобы без сожаления уйти к Господу».
Архиепископ Феодосий:
«Старость — это, конечно, удел многих. И каждый человек идет к этому пределу своей жизни. Но он должен идти к этому вполне сознательно, очищая и облагораживая свою душу. Ибо в вечной жизни у Бога, где царствует любовь, святость и чистота Божественная, кого попало не возьмут, и в каком попало состоянии души туда не пройдешь.
Поэтому общая задача каждого из нас на протяжении всей своей жизни — готовиться к своему исходу. Этому учит Священное Писание, об этом говорят святые отцы Церкви».
Отрезвляет и смиряет
Есть мнение, что религия — выдумка для слабых, неуверенных в себе людей. Мол, только такие боятся Бога, молятся и говорят о покаянии. У молодых, сильных есть какая-то дерзкая уверенность в себе — им «море по колено»! А вот бессильная старость смиряет, и, наверное, смиряет больше, чем что-либо другое.Архиепископ Феодосий:
«На самом деле, всякая болезнь, страдание и в конечном итоге старость, которая ожидает каждого человека, — это величайший дар Божий. Дар Божий в плане излечения недугов души. Ведь тело смертно, даже если человек прожил бы несколько сот лет — все равно смерть неизбежна. А душа бессмертна. И вот, ради этой бессмертной души Господь и посылает болезни, страдания, испытания. Для того, чтобы душа пришла ко здравому образу жизни и мысли.
Я приведу пример. Больница, одна из московских клиник. В палате лежат двое: заслуженный мастер спорта по водному поло, богатырь, человек огромных физических сил. И полковник российской армии, сын известного полководца. Попали они в эту больницу, очевидно, по Промыслу Божьему. У мастера спорта была настолько сильная мускулатура, что, когда болезнь привела его в состояние истощения и мышцы исчезли, кожа свисала, как у верблюда, указывая на то, каким мощным тело было раньше. Полковник тоже был тяжело болен.
И вот, диалог этих людей высшего круга, которые имели славу, деньги, почет. Мастер спорта: ‟Слушай, Коля, если Бог не поможет — конец!ˮ Другой: ‟Вася, а я сейчас точно так же думаю, если меня Господь не подымет, то уже надеяться ни на какую профессуру не приходитсяˮ.
Это яркий пример того, как душа остепеняется, как она смиряется и приходит к единому на потребу — Богу, от Которого все: и жизнь, и смерть, и радость, и скорбь. И старость в этом плане, выражаясь уже техническим языком, работает на душу человека, на его вечную жизнь, отрезвляя, смиряя и открывая для него окно в вечность».
Монахиня Матрона:
«Конечно, все помогает — и старость, и болезнь. Мне так кажется, что старенькие люди добрее. Им уже нечего ждать, надо надеяться на Бога — всё у Господа. Всё у Него, в Его власти, в Его силе, в Его воле. Но может такой момент наступить, что человек долгую жизнь и молился, и верил, и добро творил, а в последние годы — роптание нападет. Все может быть.
Надо просить Бога, чтобы Он не отвернулся! Чтобы Он всё учел, и главное — наши немощи. Мы такие немощные, что можем от одного слова какого-то неприятного возмутиться, возбудиться, наговорить чего-то. Прости нам, Господи, дай, Господи, силу перенести все, что Ты нам пошлешь!»
Если бы все старики молились за нас…
Одни люди, пройдя горнило жизненных испытаний, озлобляются. Другие теряют разум. А есть те, кто с миром принимает все свои страдания. Глядя на них, думаешь: разве то, какой будет старость, не зависит от самого человека?
Олег Романовский:
«Мне пришлось видеть очень много людей пожилого возраста с разными болезнями. Могу сказать с полной уверенностью, что поведение этих людей отличается. Люди, пришедшие к вере, ведут себя более спокойно, достойно. И болезни у них отличаются более плавным течением…
При посещении женского монастыря я испытал умиление, когда увидел пожилых женщин, которые не обсуждали тему повышения цен, жизнь политиков или звезд, а сидели и читали молитвы о своих родственниках — о детях, внуках.
Если бы сейчас наше общество пришло к такому состоянию, что все пожилые люди, которые сетуют на свою жизнь, осаждают поликлиники, лечебницы различные, если бы все они молились за нас, что бы тогда было? Тогда бы, наверное, наше общество процветало».
Для милосердия и терпения
Бывают светлые старики, рядом с ними легко. Совсем другая атмосфера возле тех, у кого скверный характер или психическое расстройство. Старость — испытание не только для самого старика, но и для тех, кто рядом…Архиепископ Феодосий:
«Старость работает не только на личность, которая приблизилась к итогу своей жизни. Она работает и на всех окружающих. Проявляя милосердие и терпение по отношению к обессиленному старику, мы исполняем заповедь Христову и в копилку своей жизни складываем добрые дела. Господь, когда мы состаримся, помянет и наше терпение, и наши слезы, и наш труд, очень нелегкий, очень многоскорбный. Он обязательно вспомнит нашу любовь к ближнему и постарается воздать нам, послав нам таких же сердобольных, милостивых людей, какими были мы в свое время по отношению к старикам. Мы обязательно получим за свою доброту, за свой уход за стариками воздаяние от Бога в виде добрых людей, которые утешат нашу старость. Это первое.
Но, кроме этого, Господь, видя наши подвиги, наши молитвы об этом пожилом человеке, обязательно проявит милость и к этому старику. Этот человек, несмотря на свое упорство, окаменение сердечное, обязательно по Промыслу Божию когда-нибудь вдруг прозреет, просветлеет, увидит Бога, увидит нашу любовь к нему. И, может быть, в этот момент его душа воскреснет и уйдет в вечность с Богом и с благословением».
Один вздох может заменить десятилетия труда и страданий
Монахиня Матрона:«У Господа все так сложно, так нам непонятно. У Него один вздох может заменить десятилетия труда и страданий. Вот, дал Господь человеку немощь — и положил ему на сердце такое чувство своего ничтожества, немощи, что человек вполне может покаяться. И не всенародно, не вслух, а в душе… Все главное — в сердце!
Человек лежит уже на смертном одре, уже готов ко всему… И тут Господь открывает ему Свою силу, Свою милость — и человек кается… Кается в душе, ничего никому не сказав. Люди думают, что он ушел такой же, какой и был, а он уже ушел совсем другой! Он уже ближе к Богу».
Архиепископ Феодосий:
«У Бога, по образному выражению святых отцов, взвешено даже крыло мухи. Всякое наше неудобство, всякую скорбь, дискомфорт Бог учитывает. И вменяет это даже в какую-то заслугу и, может быть, в какую-то меру очищения».
Время особой тишины
Время… Течение его неудержимо. Секунды, часы, годы… Этот поток влечет каждого из живущих — от детства к зрелым годам, а потом — к старости и смерти. И никто не в силах остановиться…Весна прекрасна, и кто не любит ее? Так и детство человеческое… Сердцу сладостно вспоминать это время, полное ярких надежд, свежести чувств и блаженной беззаботности.
Лето — время созревания. Как бы ни сложилась жизнь человека, но середина ее — это пора расцвета сил и поиска смысла жизни. Еще это пора трудов, когда в поте лица своего добывает человек хлеб насущный…
Ранняя осень — великолепна. Осень жизни человеческой так же бывает прекрасна и многоплодна.
Старость сурова и так похожа на зиму, под покровом которой жизнь в человеке медленно угасает… Но, когда снег покрывает землю, она погружается в тишину и обретает покой.
Под этим холодным покровом земля спит, не подавая признаков жизни. Но там, в глубинах, чудесным образом накапливаются силы для будущей весны, которая непременно будет! И разве это не чудо? Разве не чудесный повод верить, что смерти, как и зиме, придет конец?
Если душа знает, что Бог есть, и чает воскресения мертвых, старость может стать временем особой тишины, временем подготовки к рождению в новую жизнь, к весне, что, непременно и вопреки всему, — будет!
Елена Наследышева
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.