20 октября — день памяти мучеников Сергия и Вакха
В этот день в 1342 году с именем Сергий принял монашеский постриг послушник Варфоломей, будущий «игумен всея Руси». Воин-мученик Сергий Радонежский стал небесным покровителем смиренного инока, которому суждено было благословить на битву воинов, которые, по словам историка Льва Гумилева, «пошли на поле Куликово как рати разрозненных княжеств, а вернулись как единый русский народ».
Мученики Сергий и Вакх
Естественно, начались «чистки» в армии. Военачальникам были разосланы приказы, чтобы все воины принесли жертвы богам или покинули военную службу. При этом они теряли все сбережения и государственную пенсию.
Казалось бы, вопрос службы в армии должен был быть одним из самых острых у ранних христиан. Должен. Но не был. Большинство христиан не видело в армейской службе ничего зазорного. Несмотря на то, что она была связана с убийством, ее считали вполне приемлемой и совместимой с духом Нового Завета. Обычно этот вопрос вообще не поднимался: он решался по умолчанию, как нечто само собой разумеющееся, словно ратное дело было таким же законным и почтенным ремеслом, как и всякое другое.
Еще Иоанн Креститель на вопрос воинов, что им нужно делать, чтобы покаяться и очиститься от греха, отвечал: никого не притеснять, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (то есть не грабить население), — как будто убийство на войне не входило в перечень рассматриваемых грехов (Лк 3: 14).
Конечно, раздавались голоса и против военной службы. Мученик Максимилиан, казненный за отказ служить в армии, объяснял: «Мне нельзя находиться на военной службе, потому что я христианин. Не могу быть воином, не могу творить зла, я христианин». А Ориген обещал: «Копья, коими мы некогда сражались, мы перековали на косы; мы не поднимем больше меч ни на один народ (...) ибо Христос сделал нас сынами мира».
И все-таки большинство ранних христианских авторов одобряли и поощряли службу в армии. Климент Александрийский считал, что солдаты-христиане должны оставаться в войсках и выполнять все приказы командиров. А в «Постановлениях апостольских», составителем которых он считается, в части, посвященной крещению, говорится: «Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут».
Иустин Философ хвалил римских солдат, доблестно защищавших границы и благосостояние страны от врагов империи. А священномученик Климент, папа Римский, вообще сравнивал Церковь с армией, где дисциплинированные солдаты подчинятся центурионам.
Сохранилось предание о целом Фиваидском (Египетском) легионе, состоявшем из нескольких тысяч христиан. Его отличием были верность в служении Христу и храбрость на службе императору. Получив приказ Максимиана принять участие в преследовании христиан, он отказался его исполнять — что неслыханно для римской армии. Легион находился в Агаунском ущелье — на территории нынешней Швейцарии, недалеко от Женевы. Узнав о бунте легиона, Максимиан приказал казнить каждого десятого. Но оставшиеся в живых по-прежнему отказывались выполнять приказ. Второй раз казнили каждого десятого. Тогда оставшиеся обратились к императору: «Бога мы обязаны больше слушаться, чем тебя; мы обязаны обращать свое оружие на защиту граждан, а не против них. Ты приказываешь отыскивать христиан и казнить их, но мы сами христиане. Мы охотнее позволим убить самих себя, чем убивать других; мы лучше умрем невинными, чем будем жить обремененные преступлением». Тогда император приказал казнить весь легион, вызвав для этого расположенные вблизи войска.
Само появление этого предания свидетельствует о том, каким остался Максимиан в памяти Церкви.
Казнить их сам Максимиан не стал. Он отдал суд над ними лютому ненавистнику христиан, правителю восточной части Сирии Антиоху, который по иронии судьбы получил свою должность с помощью Сергия и Вакха. Можно представить, какие чувства испытывал Антиох, когда по его приказу одного из его благодетелей, Вакха, запороли насмерть, а второму, Сергию, отрубили голову.
***
Город Ресафа в Сирии на берегу Евфрата, где произошли эти трагические события, позднее переименованный в Сергиополь, стал местом паломничества. Храмы, посвященные Сергию и Вакху, были в Маалюле (разрушенном боевиками в сентябре 2014 года), в Каире, Стамбуле, Риме. Были они и в России, только до нашего времени не сохранились.
Но сохранилась Свято-Троицкая Сергиева лавра, где ежегодно уставными богослужениями отмечают день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, небесных покровителей преподобного Сергия Радонежского.
Начало Великого гонения
По преданию, христиане Сергий и Вакх были офицерами в армии соправителя императора Диоклетиана — Максимиана Геркулия, правившего западной частью Римской империи со столицей в Медиолане (сейчас это Милан). Но в 303 году тетрархи Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, отменявший права христиан, требовавший от них соблюдения традиционных римских религиозных практик и обязывавший всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Христианам запрещалось собираться на молитву, их лишили права обращаться в суд. Началось гонение, вошедшее в историю под названием Великое, во время которого были казнены тысячи людей и сотни тысяч подвергнуты пыткам, заключению и изгнанию. По всей империи жгли христианские богослужебные книги и громили храмы.Мученики Сергий и Вакх
Естественно, начались «чистки» в армии. Военачальникам были разосланы приказы, чтобы все воины принесли жертвы богам или покинули военную службу. При этом они теряли все сбережения и государственную пенсию.
«Продай одежду свою и купи меч»
Сегодня не редко можно услышать, что евангельская проповедь делает военную службу невозможной для христианина. Но ведь рядом с призывом подставить вторую щеку есть призыв: «Продай одежду свою и купи меч» (Лк 22:36). Иисус поражается силе веры центуриона из Капернаума (Лк 7:2-10), а центурион Корнелий, приняв христианство, не отказывается от воинской службы (Деян 10).Казалось бы, вопрос службы в армии должен был быть одним из самых острых у ранних христиан. Должен. Но не был. Большинство христиан не видело в армейской службе ничего зазорного. Несмотря на то, что она была связана с убийством, ее считали вполне приемлемой и совместимой с духом Нового Завета. Обычно этот вопрос вообще не поднимался: он решался по умолчанию, как нечто само собой разумеющееся, словно ратное дело было таким же законным и почтенным ремеслом, как и всякое другое.
Еще Иоанн Креститель на вопрос воинов, что им нужно делать, чтобы покаяться и очиститься от греха, отвечал: никого не притеснять, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (то есть не грабить население), — как будто убийство на войне не входило в перечень рассматриваемых грехов (Лк 3: 14).
Конечно, раздавались голоса и против военной службы. Мученик Максимилиан, казненный за отказ служить в армии, объяснял: «Мне нельзя находиться на военной службе, потому что я христианин. Не могу быть воином, не могу творить зла, я христианин». А Ориген обещал: «Копья, коими мы некогда сражались, мы перековали на косы; мы не поднимем больше меч ни на один народ (...) ибо Христос сделал нас сынами мира».
И все-таки большинство ранних христианских авторов одобряли и поощряли службу в армии. Климент Александрийский считал, что солдаты-христиане должны оставаться в войсках и выполнять все приказы командиров. А в «Постановлениях апостольских», составителем которых он считается, в части, посвященной крещению, говорится: «Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут».
Иустин Философ хвалил римских солдат, доблестно защищавших границы и благосостояние страны от врагов империи. А священномученик Климент, папа Римский, вообще сравнивал Церковь с армией, где дисциплинированные солдаты подчинятся центурионам.
Предание о Фиваидском легионе
Христиане времен Диоклетиана не смущаясь служили в армии, считая это своим гражданским долгом. Александрийский епископ Феона в своем знаменитом письме «Лукиану, начальнику придворных» говорит, что император вверил охрану своей персоны христианам, составлявшим его лейб-гвардию. А церковный историк Евсевий Кесарийский утверждает, что христиане не только служили в армии наряду с язычниками, но и считали унижением своего достоинства, если им по каким-то причинам этого не позволяли.Сохранилось предание о целом Фиваидском (Египетском) легионе, состоявшем из нескольких тысяч христиан. Его отличием были верность в служении Христу и храбрость на службе императору. Получив приказ Максимиана принять участие в преследовании христиан, он отказался его исполнять — что неслыханно для римской армии. Легион находился в Агаунском ущелье — на территории нынешней Швейцарии, недалеко от Женевы. Узнав о бунте легиона, Максимиан приказал казнить каждого десятого. Но оставшиеся в живых по-прежнему отказывались выполнять приказ. Второй раз казнили каждого десятого. Тогда оставшиеся обратились к императору: «Бога мы обязаны больше слушаться, чем тебя; мы обязаны обращать свое оружие на защиту граждан, а не против них. Ты приказываешь отыскивать христиан и казнить их, но мы сами христиане. Мы охотнее позволим убить самих себя, чем убивать других; мы лучше умрем невинными, чем будем жить обремененные преступлением». Тогда император приказал казнить весь легион, вызвав для этого расположенные вблизи войска.
Само появление этого предания свидетельствует о том, каким остался Максимиан в памяти Церкви.
Цена «христианских басен»
Когда «доброжелатели» донесли на Сергия и Вакха, что, мол, они не почитают языческих богов, цезарь, по преданию, сперва приказал снять с них знаки воинского отличия, одеть в женское платье и водить по городу с железными обручами на шее на посмешище толпы. Затем велел привести к себе и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями» и обратиться к богам римским. Но те упорствовали.Казнить их сам Максимиан не стал. Он отдал суд над ними лютому ненавистнику христиан, правителю восточной части Сирии Антиоху, который по иронии судьбы получил свою должность с помощью Сергия и Вакха. Можно представить, какие чувства испытывал Антиох, когда по его приказу одного из его благодетелей, Вакха, запороли насмерть, а второму, Сергию, отрубили голову.
***
Город Ресафа в Сирии на берегу Евфрата, где произошли эти трагические события, позднее переименованный в Сергиополь, стал местом паломничества. Храмы, посвященные Сергию и Вакху, были в Маалюле (разрушенном боевиками в сентябре 2014 года), в Каире, Стамбуле, Риме. Были они и в России, только до нашего времени не сохранились.
Но сохранилась Свято-Троицкая Сергиева лавра, где ежегодно уставными богослужениями отмечают день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, небесных покровителей преподобного Сергия Радонежского.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.