Может ли со вкусом одетая прихожанка быть хорошей христианкой?

В этом месяце сразу два дня напоминают о преподобномученице великой княгине Елисавете: 11 октября – день обретения ее мощей, а 1 ноября (по старому стилю 20 октября) – ее день рождения. Когда смотрю на прижизненные фото святой, даже не на иконы, любуюсь тем, как красиво она выглядит – и в изысканных княжеских нарядах, и в скромном монашеском одеянии. Эта тема приходит мне на ум всякий раз, как я оказываюсь в храме на службе. Вы обращали внимание, как выглядят молящиеся там? Точнее, как они одеты?

Может ли со вкусом одетая прихожанка быть хорошей христианкой?

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Казалось бы, для верующего человека вопрос «как одеваться?» столь маловажный и второстепенный по сравнению с проблемой спасения души, что не стоит и обсуждать его. Но все же… Что будет по-настоящему благочестиво: ради духовного возрастания совсем не заботиться о своей внешности или прославлять Бога красотой не только внутренней, но и внешней?

Одна из моих бабушек жила на хуторе. Целыми днями хлопотала по хозяйству: огород, скотина, дом. Но каждый воскресный день стремилась пойти в храм и ради этого обязательно старалась омыть свое тело (причем ни ванны, ни бани у нее не было) и вместо рабочей, запачканной одежды надевала нарядное платье и платок. Идя в Дом Божий, на встречу с Господом, на Причастие, она надевала самое лучшее, что у нее было!

Сейчас же отношение верующих женщин к своей одежде каким-то странным образом переменилось… Часто приходилось наблюдать у людей, недавно пришедших к вере, появление вопиющей небрежности к своему внешнему виду. Хотя бывает это и у тех, кто считает себя давно воцерковленным человеком. Думается, что это одно из проявлений особого понимания духовности, связанного с категорическим отрицанием всего мирского.

Кто спорит? Мир наш заражен духом тщеславия, и в нем масса самовлюбленных нарциссов. Но неофиты нередко начинают познавать христианство не с азов, а, например, с «Добротолюбия», то есть читают творения монахов-аскетов и пустынников, которые доходили до такой степени пренебрежения не только к одежде, но и к своему телу, что вовсе не мылись… Отсюда логическая цепочка: чем больше в человеке духовности – тем меньше внимания к своей тленной оболочке (то бишь телу и одежде). Так-то оно так, но мы, живущие в миру, имеющие родных, знакомых, сослуживцев, не имеем возможности, да и не должны полностью уподобляться отшельникам пустыни. Чай, не в пустыне живем!

Да, стоит восхищаться подвигами великих подвижников, сумевших отказаться не только от всех благ мира сего, но даже от элементарных удобств и одежды. Но мы-то, мы – не такие, и нам до них далековато! Думается, очень важно понять, что духовность – это не обязательно аскеза. Вообще, аскетичный образ жизни – только средство достигнуть духовных высот, стяжать Божию благодать. Вот и святые отцы об этом пишут. Но нас – духовно неопытных – вечно тянет в крайности. И поди раздели понятия «духовность» и «аскетика»!

Разве обязательно ради спасения души превращать свою жизнь в монастырь, а самого себя в отшельника? За многие годы участия в богослужениях у меня сложилось мнение, что мирянин, который оправдывает небрежение к своему внешнему виду стремлением к духовности, или лукавит, или заблуждается…

Загляните в святцы. Среди святых не только пустынники, юродивые и монахи. Есть там князья и княгини, короли и царицы. Те, которые всю жизнь провели среди роскоши царских палат, но, несмотря на это, смогли стяжать дары Духа Святого и почитаются Церковью святыми – достаточно вспомнить равноапостольную царицу Елену.

Есть и такие, кто в конце жизни ушел в монастырь, сменив роскошные мантии и ризы на скромное иноческое одеяние, как та же великая княгиня Елисавета Феодоровна. Однако, отказавшись от блеска великосветского общества, став подвижницей благочестия, она сохранила и не стеснялась проявлять истинно царственное, изысканное чувство вкуса, которым до этого блистала в высшем свете. Всё, к чему она прилагала свое творческое попечение, всё, что создавала для своей обители милосердия, было задумано безупречно эстетичным и красивым – начиная с Марфо-Мариинского храма и заканчивая облачением для сестер обители.

Конечно, финансовые возможности многих православных женщин не такие, как у великой княгини. Однако хорошо сказала одна мудрая прихожанка: бедность – это состояние наших кошельков, а неопрятность, увы, – состояние души. Найти себе приличный, добротный и в то же время недорогой наряд можно при любой зарплате. Просто ради этого нужно потрудиться и – поискать. Без труда и терпения в этом мире ничего не дается. А для оправдания своей лени можно найти множество «благочестивых» причин.

Конечно, монашество всегда вызывало у людей, стремящихся к духовной жизни, благоговение и желание подражать. Но ведь очень немногим Господь предначертал иноческий (то есть иной, отличный от мирского) путь к Царству Небесному! И уж коли живем среди людей, подавляющее большинство из которых, как в той пословице, встречают человека по одежке, не стоит этим пренебрегать.

Как мы свидетельствуем о нашей вере? Разве только словом? Нет, всем своим обликом, тем, какими мы стали после встречи с Богом! Вряд ли, глядя в храме на уныло-замученные, мрачные лица (радость на них как-то не особо светится), страшненькие платочки, скучные, серые одежды (по принципу «сойдет и так»), кто-либо из окружающих захочет последовать за такими православными. И стать таким же…

Конечно, мы, женщины-христианки, не должны относиться к одежде с маниакальной зависимостью от моды и надевать в храм нечто экстравагантное и вызывающее. Никто к этому не призывает. Хорошо всегда напоминать себе изумительные слова апостола Петра:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4).

Пред Богом…

Но ради любви к ближнему, ради уважения к нему, чтобы не оттолкнуть от Православия тех, кто еще не познал мудрости слов святого апостола, мне кажется, стоит уделить внимание своей внешности. И учиться сочетать скромность и благопристойность в одежде со вкусом и аккуратностью. Правда, в церковно-приходской среде почему-то сложилось негласное мнение, что ухоженная, со вкусом одетая женщина не может быть хорошей христианкой. Но почему? Про неё говорят, что она «пытается привлечь внимание, «смущает» и тому подобное. А в этом ли дело? Только ли в этом?

Приснопамятный архиепископ Артемий (Кищенко, +2023), который умел остроумно и точно расставить смысловые акценты в любой теме, однажды так прокомментировал мои наблюдения по поводу внешнего вида «особо благочестивых» прихожан:

«Вообще, культура духовная подразумевает и культуру физическую. Человек неряшливый внешне, неопрятный, безразличный не может, мне кажется, быть одухотворенным. Гармония личности должна быть во всем. В человеке все должно быть прекрасно.

Мы видим массу примеров в аскетизме, когда монахи ходили в лохмотьях и не мылись. Но, во-первых, это восток, во-вторых, сколько тысяч лет назад это было? Тот уровень культуры, мировоззрение того человека, пустыня в конце концов, условия жизни.

То, что у нас сейчас есть культ тела и больше половины жизни проходит перед зеркалом, – тоже нездоровое явление. А это порождает крайность, когда все зеркала разбивают. Все зеркала бить не надо, парочку оставьте, они вам пригодятся. Но на всех стенах зеркала держать тоже не нужно. Как Серафим Саровский говорит: идите средним путем».

Елена Наследышева

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024