Может ли со вкусом одетая прихожанка быть хорошей христианкой?
В этом месяце сразу два дня напоминают о преподобномученице великой княгине Елисавете: 11 октября – день обретения ее мощей, а 1 ноября (по старому стилю 20 октября) – ее день рождения. Когда смотрю на прижизненные фото святой, даже не на иконы, любуюсь тем, как красиво она выглядит – и в изысканных княжеских нарядах, и в скромном монашеском одеянии. Эта тема приходит мне на ум всякий раз, как я оказываюсь в храме на службе. Вы обращали внимание, как выглядят молящиеся там? Точнее, как они одеты?
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Казалось бы, для верующего человека вопрос «как одеваться?» столь маловажный и второстепенный по сравнению с проблемой спасения души, что не стоит и обсуждать его. Но все же… Что будет по-настоящему благочестиво: ради духовного возрастания совсем не заботиться о своей внешности или прославлять Бога красотой не только внутренней, но и внешней?
Одна из моих бабушек жила на хуторе. Целыми днями хлопотала по хозяйству: огород, скотина, дом. Но каждый воскресный день стремилась пойти в храм и ради этого обязательно старалась омыть свое тело (причем ни ванны, ни бани у нее не было) и вместо рабочей, запачканной одежды надевала нарядное платье и платок. Идя в Дом Божий, на встречу с Господом, на Причастие, она надевала самое лучшее, что у нее было!
Сейчас же отношение верующих женщин к своей одежде каким-то странным образом переменилось… Часто приходилось наблюдать у людей, недавно пришедших к вере, появление вопиющей небрежности к своему внешнему виду. Хотя бывает это и у тех, кто считает себя давно воцерковленным человеком. Думается, что это одно из проявлений особого понимания духовности, связанного с категорическим отрицанием всего мирского.
Кто спорит? Мир наш заражен духом тщеславия, и в нем масса самовлюбленных нарциссов. Но неофиты нередко начинают познавать христианство не с азов, а, например, с «Добротолюбия», то есть читают творения монахов-аскетов и пустынников, которые доходили до такой степени пренебрежения не только к одежде, но и к своему телу, что вовсе не мылись… Отсюда логическая цепочка: чем больше в человеке духовности – тем меньше внимания к своей тленной оболочке (то бишь телу и одежде). Так-то оно так, но мы, живущие в миру, имеющие родных, знакомых, сослуживцев, не имеем возможности, да и не должны полностью уподобляться отшельникам пустыни. Чай, не в пустыне живем!
Да, стоит восхищаться подвигами великих подвижников, сумевших отказаться не только от всех благ мира сего, но даже от элементарных удобств и одежды. Но мы-то, мы – не такие, и нам до них далековато! Думается, очень важно понять, что духовность – это не обязательно аскеза. Вообще, аскетичный образ жизни – только средство достигнуть духовных высот, стяжать Божию благодать. Вот и святые отцы об этом пишут. Но нас – духовно неопытных – вечно тянет в крайности. И поди раздели понятия «духовность» и «аскетика»!
Разве обязательно ради спасения души превращать свою жизнь в монастырь, а самого себя в отшельника? За многие годы участия в богослужениях у меня сложилось мнение, что мирянин, который оправдывает небрежение к своему внешнему виду стремлением к духовности, или лукавит, или заблуждается…
Загляните в святцы. Среди святых не только пустынники, юродивые и монахи. Есть там князья и княгини, короли и царицы. Те, которые всю жизнь провели среди роскоши царских палат, но, несмотря на это, смогли стяжать дары Духа Святого и почитаются Церковью святыми – достаточно вспомнить равноапостольную царицу Елену.
Есть и такие, кто в конце жизни ушел в монастырь, сменив роскошные мантии и ризы на скромное иноческое одеяние, как та же великая княгиня Елисавета Феодоровна. Однако, отказавшись от блеска великосветского общества, став подвижницей благочестия, она сохранила и не стеснялась проявлять истинно царственное, изысканное чувство вкуса, которым до этого блистала в высшем свете. Всё, к чему она прилагала свое творческое попечение, всё, что создавала для своей обители милосердия, было задумано безупречно эстетичным и красивым – начиная с Марфо-Мариинского храма и заканчивая облачением для сестер обители.
Конечно, финансовые возможности многих православных женщин не такие, как у великой княгини. Однако хорошо сказала одна мудрая прихожанка: бедность – это состояние наших кошельков, а неопрятность, увы, – состояние души. Найти себе приличный, добротный и в то же время недорогой наряд можно при любой зарплате. Просто ради этого нужно потрудиться и – поискать. Без труда и терпения в этом мире ничего не дается. А для оправдания своей лени можно найти множество «благочестивых» причин.
Конечно, монашество всегда вызывало у людей, стремящихся к духовной жизни, благоговение и желание подражать. Но ведь очень немногим Господь предначертал иноческий (то есть иной, отличный от мирского) путь к Царству Небесному! И уж коли живем среди людей, подавляющее большинство из которых, как в той пословице, встречают человека по одежке, не стоит этим пренебрегать.
Как мы свидетельствуем о нашей вере? Разве только словом? Нет, всем своим обликом, тем, какими мы стали после встречи с Богом! Вряд ли, глядя в храме на уныло-замученные, мрачные лица (радость на них как-то не особо светится), страшненькие платочки, скучные, серые одежды (по принципу «сойдет и так»), кто-либо из окружающих захочет последовать за такими православными. И стать таким же…
Конечно, мы, женщины-христианки, не должны относиться к одежде с маниакальной зависимостью от моды и надевать в храм нечто экстравагантное и вызывающее. Никто к этому не призывает. Хорошо всегда напоминать себе изумительные слова апостола Петра:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4).
Пред Богом…
Но ради любви к ближнему, ради уважения к нему, чтобы не оттолкнуть от Православия тех, кто еще не познал мудрости слов святого апостола, мне кажется, стоит уделить внимание своей внешности. И учиться сочетать скромность и благопристойность в одежде со вкусом и аккуратностью. Правда, в церковно-приходской среде почему-то сложилось негласное мнение, что ухоженная, со вкусом одетая женщина не может быть хорошей христианкой. Но почему? Про неё говорят, что она «пытается привлечь внимание, «смущает» и тому подобное. А в этом ли дело? Только ли в этом?
Приснопамятный архиепископ Артемий (Кищенко, +2023), который умел остроумно и точно расставить смысловые акценты в любой теме, однажды так прокомментировал мои наблюдения по поводу внешнего вида «особо благочестивых» прихожан:
«Вообще, культура духовная подразумевает и культуру физическую. Человек неряшливый внешне, неопрятный, безразличный не может, мне кажется, быть одухотворенным. Гармония личности должна быть во всем. В человеке все должно быть прекрасно.
Мы видим массу примеров в аскетизме, когда монахи ходили в лохмотьях и не мылись. Но, во-первых, это восток, во-вторых, сколько тысяч лет назад это было? Тот уровень культуры, мировоззрение того человека, пустыня в конце концов, условия жизни.
То, что у нас сейчас есть культ тела и больше половины жизни проходит перед зеркалом, – тоже нездоровое явление. А это порождает крайность, когда все зеркала разбивают. Все зеркала бить не надо, парочку оставьте, они вам пригодятся. Но на всех стенах зеркала держать тоже не нужно. Как Серафим Саровский говорит: идите средним путем».
Елена Наследышева
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Казалось бы, для верующего человека вопрос «как одеваться?» столь маловажный и второстепенный по сравнению с проблемой спасения души, что не стоит и обсуждать его. Но все же… Что будет по-настоящему благочестиво: ради духовного возрастания совсем не заботиться о своей внешности или прославлять Бога красотой не только внутренней, но и внешней?
Одна из моих бабушек жила на хуторе. Целыми днями хлопотала по хозяйству: огород, скотина, дом. Но каждый воскресный день стремилась пойти в храм и ради этого обязательно старалась омыть свое тело (причем ни ванны, ни бани у нее не было) и вместо рабочей, запачканной одежды надевала нарядное платье и платок. Идя в Дом Божий, на встречу с Господом, на Причастие, она надевала самое лучшее, что у нее было!
Сейчас же отношение верующих женщин к своей одежде каким-то странным образом переменилось… Часто приходилось наблюдать у людей, недавно пришедших к вере, появление вопиющей небрежности к своему внешнему виду. Хотя бывает это и у тех, кто считает себя давно воцерковленным человеком. Думается, что это одно из проявлений особого понимания духовности, связанного с категорическим отрицанием всего мирского.
Кто спорит? Мир наш заражен духом тщеславия, и в нем масса самовлюбленных нарциссов. Но неофиты нередко начинают познавать христианство не с азов, а, например, с «Добротолюбия», то есть читают творения монахов-аскетов и пустынников, которые доходили до такой степени пренебрежения не только к одежде, но и к своему телу, что вовсе не мылись… Отсюда логическая цепочка: чем больше в человеке духовности – тем меньше внимания к своей тленной оболочке (то бишь телу и одежде). Так-то оно так, но мы, живущие в миру, имеющие родных, знакомых, сослуживцев, не имеем возможности, да и не должны полностью уподобляться отшельникам пустыни. Чай, не в пустыне живем!
Да, стоит восхищаться подвигами великих подвижников, сумевших отказаться не только от всех благ мира сего, но даже от элементарных удобств и одежды. Но мы-то, мы – не такие, и нам до них далековато! Думается, очень важно понять, что духовность – это не обязательно аскеза. Вообще, аскетичный образ жизни – только средство достигнуть духовных высот, стяжать Божию благодать. Вот и святые отцы об этом пишут. Но нас – духовно неопытных – вечно тянет в крайности. И поди раздели понятия «духовность» и «аскетика»!
Разве обязательно ради спасения души превращать свою жизнь в монастырь, а самого себя в отшельника? За многие годы участия в богослужениях у меня сложилось мнение, что мирянин, который оправдывает небрежение к своему внешнему виду стремлением к духовности, или лукавит, или заблуждается…
Загляните в святцы. Среди святых не только пустынники, юродивые и монахи. Есть там князья и княгини, короли и царицы. Те, которые всю жизнь провели среди роскоши царских палат, но, несмотря на это, смогли стяжать дары Духа Святого и почитаются Церковью святыми – достаточно вспомнить равноапостольную царицу Елену.
Есть и такие, кто в конце жизни ушел в монастырь, сменив роскошные мантии и ризы на скромное иноческое одеяние, как та же великая княгиня Елисавета Феодоровна. Однако, отказавшись от блеска великосветского общества, став подвижницей благочестия, она сохранила и не стеснялась проявлять истинно царственное, изысканное чувство вкуса, которым до этого блистала в высшем свете. Всё, к чему она прилагала свое творческое попечение, всё, что создавала для своей обители милосердия, было задумано безупречно эстетичным и красивым – начиная с Марфо-Мариинского храма и заканчивая облачением для сестер обители.
Конечно, финансовые возможности многих православных женщин не такие, как у великой княгини. Однако хорошо сказала одна мудрая прихожанка: бедность – это состояние наших кошельков, а неопрятность, увы, – состояние души. Найти себе приличный, добротный и в то же время недорогой наряд можно при любой зарплате. Просто ради этого нужно потрудиться и – поискать. Без труда и терпения в этом мире ничего не дается. А для оправдания своей лени можно найти множество «благочестивых» причин.
Конечно, монашество всегда вызывало у людей, стремящихся к духовной жизни, благоговение и желание подражать. Но ведь очень немногим Господь предначертал иноческий (то есть иной, отличный от мирского) путь к Царству Небесному! И уж коли живем среди людей, подавляющее большинство из которых, как в той пословице, встречают человека по одежке, не стоит этим пренебрегать.
Как мы свидетельствуем о нашей вере? Разве только словом? Нет, всем своим обликом, тем, какими мы стали после встречи с Богом! Вряд ли, глядя в храме на уныло-замученные, мрачные лица (радость на них как-то не особо светится), страшненькие платочки, скучные, серые одежды (по принципу «сойдет и так»), кто-либо из окружающих захочет последовать за такими православными. И стать таким же…
Конечно, мы, женщины-христианки, не должны относиться к одежде с маниакальной зависимостью от моды и надевать в храм нечто экстравагантное и вызывающее. Никто к этому не призывает. Хорошо всегда напоминать себе изумительные слова апостола Петра:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3: 3–4).
Пред Богом…
Но ради любви к ближнему, ради уважения к нему, чтобы не оттолкнуть от Православия тех, кто еще не познал мудрости слов святого апостола, мне кажется, стоит уделить внимание своей внешности. И учиться сочетать скромность и благопристойность в одежде со вкусом и аккуратностью. Правда, в церковно-приходской среде почему-то сложилось негласное мнение, что ухоженная, со вкусом одетая женщина не может быть хорошей христианкой. Но почему? Про неё говорят, что она «пытается привлечь внимание, «смущает» и тому подобное. А в этом ли дело? Только ли в этом?
Приснопамятный архиепископ Артемий (Кищенко, +2023), который умел остроумно и точно расставить смысловые акценты в любой теме, однажды так прокомментировал мои наблюдения по поводу внешнего вида «особо благочестивых» прихожан:
«Вообще, культура духовная подразумевает и культуру физическую. Человек неряшливый внешне, неопрятный, безразличный не может, мне кажется, быть одухотворенным. Гармония личности должна быть во всем. В человеке все должно быть прекрасно.
Мы видим массу примеров в аскетизме, когда монахи ходили в лохмотьях и не мылись. Но, во-первых, это восток, во-вторых, сколько тысяч лет назад это было? Тот уровень культуры, мировоззрение того человека, пустыня в конце концов, условия жизни.
То, что у нас сейчас есть культ тела и больше половины жизни проходит перед зеркалом, – тоже нездоровое явление. А это порождает крайность, когда все зеркала разбивают. Все зеркала бить не надо, парочку оставьте, они вам пригодятся. Но на всех стенах зеркала держать тоже не нужно. Как Серафим Саровский говорит: идите средним путем».
Елена Наследышева
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.