Смысл праздника Воздвижения Креста Господня
Веками золотом, серебром и драгоценными камнями украшали крест, который «воздвигали» в этот день священники. Но никакие украшения не способны были затмить изначальный смысл Креста — орудия позорной и мучительной казни, к которому гвоздями был прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды Человек… И смысл этого уникального поражения, которое стало победой и торжеством.
«В нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный древний обряд. Но вокруг храма будет греметь громадный город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими. Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют “исполнять свои обряды”, лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою жизнь — без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда шел Он к распятию: “В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир”».
Столетиями в этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: «Господи, помилуй!»
Это был праздник христианской империи, родившейся в день, когда, по преданию, император Константин увидел знамение — Крест и слова: «Сим победиши!» Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями. Праздник того христианского мира, который распадается на наших глазах.
Другое предание, получившее большее распространение в Средневековье, рассказывает, что место, где нужно было искать Крест Господень, подсказал императрице Елене старый еврей по имени Иуда, а определили, какой из трех крестов — тот самый, когда от прикосновения им к мертвецу, которого проносили мимо, тот ожил. Иуда потом крестился с именем Кириак. Это сказание даже вошло в число обязательных церковных текстов, предназначенных для чтения в праздник Воздвижения.
А между тем праздник этот изначально был лишь составной частью многодневного торжества, установленного в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В 70 году войска императора Тита, завоевав город, не просто разрушили Иерусалимский храм, но, словно задавшись целью в точности исполнить пророчество Христа (Мк 13:1–2), буквально не оставили там камня на камне. А во II веке, при императоре Адриане, на месте разоренного Иерусалима римляне построили новый город — Элию Капитолину. Гроб Господень был засыпан землей и камнями, а на Голгофе возвели храм Венеры.
И вот по приказу императора Константина на этом месте было начато строительство церкви. Строили ее 10 лет. Завершения императрица Елена так и не дождалась — она скончалась в 327 году, а работы закончились в 335-м. В тот год в городе Тире (на территории современного Ливана) проходил церковный Собор, и всех участвовавших в нем епископов пригласили на освящение нового храма. К тому же в эти дни отмечали 30-летие правления императора Константина, и торжество получилось очень пышным. В тот день был освящен и весь город Иерусалим, а в память об этом был установлен церковный праздник.
На Руси он получил второе название — Воскресение Словущее. Согласно словарю Даля, «словущий» означает «прославленный, знаменитый, славный». В этом смысле Воскресение Словущее может относиться только к Воскресению Христа.
Поэтому во всех Воскресенских храмах, которых так много в России, служба в этот день совершается пасхальным чином: с пасхальной заутреней, пением канона и стихир Пасхи и ликующими пасхальными возгласами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». А над алтарем появляются буквы «Х В».
В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из «персидского плена» сделало Воздвижение одним из главных праздников литургического года. В память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А частицы Животворящего Древа во многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.
На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные «обетные» кресты — в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. В народе ходило сказание, как на Воздвижение происходит бой между «честью» и «нечистью», правдой и кривдой, а когда «наваждение от лукавого» начинает одолевать и всё, стоящее за веру правую, дрожит-колышится, воздвигается из недр земных Свят-Господень Крест, и вся вселенная сияет, как солнце, а все зло тает, как воск.
***
В кондаке праздника поется: «…Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».
Но чтобы приобщиться к этой победе, надо сперва откликнуться на призыв Христов: …кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8:34). Надо «отвергнуться себя» — и плохого, и хорошего, и своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг… А для этого — для начала — просто прийти в себя, как пришел в себя блудный сын. Или хотя бы осознать, что именно тебе и никому другому предназначен этот лежащий посреди храма крест.
«В мире печальны будете…»
В конце XX века протопресвитер Русской Православной Церкви Заграницей, богослов Александр Шмеман писал:«В нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный древний обряд. Но вокруг храма будет греметь громадный город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими. Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют “исполнять свои обряды”, лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою жизнь — без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда шел Он к распятию: “В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир”».
«Сим победиши!»
Праздник Воздвижения — один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников, — установлен в память обретения Креста Господня. Произошло оно примерно в 335 году в Иерусалиме, близ Голгофы, во время археологических раскопок. Организовали их приехавшая в Палестину мать императора Константина Великого императрица Елена и иерусалимский епископ Макарий.Столетиями в этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: «Господи, помилуй!»
Это был праздник христианской империи, родившейся в день, когда, по преданию, император Константин увидел знамение — Крест и слова: «Сим победиши!» Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями. Праздник того христианского мира, который распадается на наших глазах.
Обновление храма
Церковное предание сохранило разные версии обретения Святого Креста. По самой древней из них — ее приводят церковные историки V века — Крест, бывшую на нем табличку с именем Иисуса и гвозди, которыми Он был прибит к орудию казни, нашли под святилищем Венеры, воздвигнутом римлянами на месте разрушенного ими Иерусалимского храма. Но поскольку крестов было обнаружено три, епископ Макарий предложил поочередно приложить каждый из них к тяжелобольной женщине: от прикосновения к тому, на котором был распят Господь, женщина исцелилась.Другое предание, получившее большее распространение в Средневековье, рассказывает, что место, где нужно было искать Крест Господень, подсказал императрице Елене старый еврей по имени Иуда, а определили, какой из трех крестов — тот самый, когда от прикосновения им к мертвецу, которого проносили мимо, тот ожил. Иуда потом крестился с именем Кириак. Это сказание даже вошло в число обязательных церковных текстов, предназначенных для чтения в праздник Воздвижения.
А между тем праздник этот изначально был лишь составной частью многодневного торжества, установленного в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Воскресение Словущее
Праздник в честь обновления храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) в Иерусалиме, получивший в Русской Церкви загадочное название Воскресение Словущее, отмечается теперь 26 сентября, накануне праздника Воздвижения.В 70 году войска императора Тита, завоевав город, не просто разрушили Иерусалимский храм, но, словно задавшись целью в точности исполнить пророчество Христа (Мк 13:1–2), буквально не оставили там камня на камне. А во II веке, при императоре Адриане, на месте разоренного Иерусалима римляне построили новый город — Элию Капитолину. Гроб Господень был засыпан землей и камнями, а на Голгофе возвели храм Венеры.
И вот по приказу императора Константина на этом месте было начато строительство церкви. Строили ее 10 лет. Завершения императрица Елена так и не дождалась — она скончалась в 327 году, а работы закончились в 335-м. В тот год в городе Тире (на территории современного Ливана) проходил церковный Собор, и всех участвовавших в нем епископов пригласили на освящение нового храма. К тому же в эти дни отмечали 30-летие правления императора Константина, и торжество получилось очень пышным. В тот день был освящен и весь город Иерусалим, а в память об этом был установлен церковный праздник.
На Руси он получил второе название — Воскресение Словущее. Согласно словарю Даля, «словущий» означает «прославленный, знаменитый, славный». В этом смысле Воскресение Словущее может относиться только к Воскресению Христа.
Поэтому во всех Воскресенских храмах, которых так много в России, служба в этот день совершается пасхальным чином: с пасхальной заутреней, пением канона и стихир Пасхи и ликующими пасхальными возгласами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». А над алтарем появляются буквы «Х В».
Бой между «честью» и «нечестью»
Но к VII веку связь праздников Обновления и Воздвижения ощущаться перестала — возможно, из-за нашествия персов, которые в 614 году разграбили Иерусалим и увезли Крест с собой в качестве трофея. После того как через 14 лет императору Ираклию удалось вернуть святыню и ее торжественно принесли в Иерусалим, высоко поднимая и поворачивая во все стороны, чтобы все собравшиеся могли ее увидеть, праздник Воздвижения приобрел двойное значение.В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из «персидского плена» сделало Воздвижение одним из главных праздников литургического года. В память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А частицы Животворящего Древа во многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.
На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные «обетные» кресты — в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. В народе ходило сказание, как на Воздвижение происходит бой между «честью» и «нечистью», правдой и кривдой, а когда «наваждение от лукавого» начинает одолевать и всё, стоящее за веру правую, дрожит-колышится, воздвигается из недр земных Свят-Господень Крест, и вся вселенная сияет, как солнце, а все зло тает, как воск.
***
В кондаке праздника поется: «…Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».
Но чтобы приобщиться к этой победе, надо сперва откликнуться на призыв Христов: …кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8:34). Надо «отвергнуться себя» — и плохого, и хорошего, и своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг… А для этого — для начала — просто прийти в себя, как пришел в себя блудный сын. Или хотя бы осознать, что именно тебе и никому другому предназначен этот лежащий посреди храма крест.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.