Почему Александр Невский облачён на иконе в горностаевую мантию
Действительно, вряд ли святой благоверный князь Александр Невский носил подбитую горностаем мантию. Эта деталь — символическая, она появилась гораздо позднее прославления святого и написания первых икон. Мощи Александра Невского впервые открыли в 1381 году, после Куликовской битвы. Было установлено монастырское празднование. А в середине XVI века состоялось общецерковное прославление родоначальника московских государей, количество икон и фресок увеличилось.
На иконах допетровской эпохи Александр Невский, принявший перед кончиной схиму, предстает в монашеском чине, в монашеской мантии. Например, в Государственном историческом музее хранится житийный образ XVI века, в центре которого — смиренный князь-схимник.
Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в.
Интересно, что в иконописном подлиннике указано: «сам плечист телом», то есть из молитвенника мы узнаем о физической силе.
Александра Невского изображали и как князя-полководца — в книжной миниатюре или в монументальной живописи. В росписи Архангельского собора Московского Кремля мы видим святого в богатом княжеском облачении: длинной шубе, отороченной мехом шапке. Изображать Александра Невского могли как с крестом, так и с мечом в руке.
В эпоху Петра I глубоко чтимый народом святой стал небесным покровителем новой столицы России. Облик схимника… попал под запрет. По инициативе первого российского императора Священный Синод приказал «в монашеской персоне никому отнюдь не писать… а писать образ во одеждах великокняжеских». Исторический момент внес свои изменения в иконографию: Александр Невский изображается с атрибутами уже не царской, а императорской власти. Такие детали, как скипетр, венец, мантия, подбитая горностаем, указывают, что перед нами — могущественный правитель. Александра Невского изображали даже в рыцарских латах. Но эта деталь не прижилась в иконографии, в отличие от доспехов римского образца.
Прижатая к груди правая рука — характерный жест святого на многих иконах. Он акцентирует наше внимание на том, что святой Александр Невский сочетает в себе черты и мощной фигуры защитника-полководца, и того, кто печалится и молится о земле Русской. В современной иконописи сохраняются все изводы. Выбор при написании иконы зависит от того, какие стороны многогранной личности святого требуется высветить.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
На иконах допетровской эпохи Александр Невский, принявший перед кончиной схиму, предстает в монашеском чине, в монашеской мантии. Например, в Государственном историческом музее хранится житийный образ XVI века, в центре которого — смиренный князь-схимник.
Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в.
Интересно, что в иконописном подлиннике указано: «сам плечист телом», то есть из молитвенника мы узнаем о физической силе.
Александра Невского изображали и как князя-полководца — в книжной миниатюре или в монументальной живописи. В росписи Архангельского собора Московского Кремля мы видим святого в богатом княжеском облачении: длинной шубе, отороченной мехом шапке. Изображать Александра Невского могли как с крестом, так и с мечом в руке.
В эпоху Петра I глубоко чтимый народом святой стал небесным покровителем новой столицы России. Облик схимника… попал под запрет. По инициативе первого российского императора Священный Синод приказал «в монашеской персоне никому отнюдь не писать… а писать образ во одеждах великокняжеских». Исторический момент внес свои изменения в иконографию: Александр Невский изображается с атрибутами уже не царской, а императорской власти. Такие детали, как скипетр, венец, мантия, подбитая горностаем, указывают, что перед нами — могущественный правитель. Александра Невского изображали даже в рыцарских латах. Но эта деталь не прижилась в иконографии, в отличие от доспехов римского образца.
Прижатая к груди правая рука — характерный жест святого на многих иконах. Он акцентирует наше внимание на том, что святой Александр Невский сочетает в себе черты и мощной фигуры защитника-полководца, и того, кто печалится и молится о земле Русской. В современной иконописи сохраняются все изводы. Выбор при написании иконы зависит от того, какие стороны многогранной личности святого требуется высветить.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.