Добро! Пожаловать!
Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу, как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая определял, да и в некоторых весях и по сей день так считает.
«Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где «добро» во главе стоит.
Поговорок же с пословицами, с добром связанных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибавляются, технологии улучшаются – всё так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеждает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.
Самое простое понятие «доброго дела» в Нагорной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42)?
Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церкви, ее многотомного агиографического наследия, то здесь сомнений нет – святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец. Да и как может быть иначе, если к нему молитва всегда желательна, икона в доме обязательна, а любовь только в превосходной степени определяется?
Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу, как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая определял, да и в некоторых весях и по сей день так считает.
Есть множество свидетельств о реальном участии святителя Николая в жизни верующих, причем, не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних.
Необязательно искать примеры его удивительной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к прихожанам в «николины» дни (их праздничных – два за год, да плюс каждый четверг богослужебный – никольский), обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.
Так почему же этот святитель столь почитаем и любим? Отчего Софрино и прочие церковные мастерские больше всего из иконок с ликами святых именно Николая Чудотворца печатают, пишут и чеканят?
Ответ один – святитель есть воплощение добра. Бог ведь себя большей частью через людей проявляет, через тех, кто творит добро само по себе, не ради чего-то или кого-то, а просто так…
Не искал святитель Мир Ликийских благодарности, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и, наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро – дело наживное, потому что творить добро, было и есть для него естественное состояние…
Никогда бы не понял святитель Николай западно-христианскую теорию о «копилке добра», о сверхдолжных заслугах и прочих банках добродетелей. Он не копил добро, он жил в нем.
Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра особые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: Бывает добро, да не всякому дано.
Не верно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не поселилось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видит.
Случилось мне в своей священнической жизни присутствовать на замене старого престола на новый в алтаре Никольского храма. Подняли мы деревянный престол с почти шестидесятилетней историей, чтобы на новый, красивый и дорогой заменить, а под ним ветхая коробочка с синодиками 50-х годов.
Листаю старенькие ломающиеся страницы «О здравии» и «Об упокоении» и думаю: для чего их под престол положили? Лишь позже узнал, что в хрущевские времена часто храм без священника оставался, и батюшки под престол поминальные записки определяли. Мол, я не помолюсь, так пусть в святом месте имена душ находятся, Бог-то знает, что они с Ним.
Сколько доброты в этом священническом действии! Сколько веры! И недаром, наверное, мне именно в Никольском храме об этом узнать довелось.
Есть еще одна удивительная поговорка, которая к святителю Николаю всегда применяема: Добро не лихо – ходит тихо. И действительно, там где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается.
О таких удовольствиях также поговорка в наличии имеется: Истинное добро всегда просто, да и вторая народная мудрость здесь к месту: Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые дела тишины требуют и веры обязательной. Недаром наше повседневное вечернее богослужение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.
И еще одна черта добра святителя Николая удивительна и во все века человеку полезна. Он не искал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему указывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.
А у нас?
Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?» Недалеко мы, да и я тоже, ушли от Ивана. Выбираем все: этому помогу, этому не дам, а к тому вообще не подойду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: Делай добро и жди добра.
Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожаловать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»
Протоиерей Александр Авдюгин
«Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где «добро» во главе стоит.
Поговорок же с пословицами, с добром связанных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибавляются, технологии улучшаются – всё так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеждает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.
Самое простое понятие «доброго дела» в Нагорной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42)?
Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церкви, ее многотомного агиографического наследия, то здесь сомнений нет – святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец. Да и как может быть иначе, если к нему молитва всегда желательна, икона в доме обязательна, а любовь только в превосходной степени определяется?
Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу, как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая определял, да и в некоторых весях и по сей день так считает.
Есть множество свидетельств о реальном участии святителя Николая в жизни верующих, причем, не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних.
Необязательно искать примеры его удивительной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к прихожанам в «николины» дни (их праздничных – два за год, да плюс каждый четверг богослужебный – никольский), обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.
Так почему же этот святитель столь почитаем и любим? Отчего Софрино и прочие церковные мастерские больше всего из иконок с ликами святых именно Николая Чудотворца печатают, пишут и чеканят?
Ответ один – святитель есть воплощение добра. Бог ведь себя большей частью через людей проявляет, через тех, кто творит добро само по себе, не ради чего-то или кого-то, а просто так…
Не искал святитель Мир Ликийских благодарности, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и, наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро – дело наживное, потому что творить добро, было и есть для него естественное состояние…
Никогда бы не понял святитель Николай западно-христианскую теорию о «копилке добра», о сверхдолжных заслугах и прочих банках добродетелей. Он не копил добро, он жил в нем.
Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра особые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: Бывает добро, да не всякому дано.
Не верно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не поселилось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видит.
Случилось мне в своей священнической жизни присутствовать на замене старого престола на новый в алтаре Никольского храма. Подняли мы деревянный престол с почти шестидесятилетней историей, чтобы на новый, красивый и дорогой заменить, а под ним ветхая коробочка с синодиками 50-х годов.
Листаю старенькие ломающиеся страницы «О здравии» и «Об упокоении» и думаю: для чего их под престол положили? Лишь позже узнал, что в хрущевские времена часто храм без священника оставался, и батюшки под престол поминальные записки определяли. Мол, я не помолюсь, так пусть в святом месте имена душ находятся, Бог-то знает, что они с Ним.
Сколько доброты в этом священническом действии! Сколько веры! И недаром, наверное, мне именно в Никольском храме об этом узнать довелось.
Есть еще одна удивительная поговорка, которая к святителю Николаю всегда применяема: Добро не лихо – ходит тихо. И действительно, там где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается.
О таких удовольствиях также поговорка в наличии имеется: Истинное добро всегда просто, да и вторая народная мудрость здесь к месту: Не хвались серебром, а хвались добром.
Добрые дела тишины требуют и веры обязательной. Недаром наше повседневное вечернее богослужение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.
И еще одна черта добра святителя Николая удивительна и во все века человеку полезна. Он не искал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему указывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.
А у нас?
Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?» Недалеко мы, да и я тоже, ушли от Ивана. Выбираем все: этому помогу, этому не дам, а к тому вообще не подойду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: Делай добро и жди добра.
Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожаловать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»
Протоиерей Александр Авдюгин
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.