Непростые вопросы: школьная программа и религия
Вопрос священнику: «Батюшка, здравствуйте! Я создаю тесты по литературе. Недавно нашла достойную работу, все устраивает. Единственное, не очень нравится, что в требованиях к тестам просят заменять терминологию на общепринятую или совсем избегать тем, касающихся агрессии, политики, Бога, Церкви, храма и др. Когда считаю уместным, вставляю вопросы, связанные с религией.
Заметила, что стараюсь избегать темы религии в этой работе, создавать более нейтральные вопросы, потому что думаю, что иначе работу не примут. Накрутила себя, что не хочу в вопросы о литературе добавлять информацию про Бога и мне хочется сделать это вопреки: раз нельзя, то сделаю. Иначе кажется, что я проявляю маловерие и стесняюсь писать о Боге. Является ли грехом то, что я в своих текстах избегаю тему Бога? Не предаю ли я тем самым Бога?»
Анастасия
хорошо бы понимать, какой именно литературой Вы занимаетесь и для кого составляете тексты. Если это учебное заведение или курсы, связанные с подготовкой, скажем, будущих теологов, религиоведов или в принципе связанные с религией так или иначе, а литература, о которой идет речь, основывается на религиозных идеях или религия играет важную роль в развитии сюжета и характеров героев, то тем религии было бы странно избегать, потому что религиозную подоплеку студентам знать надо.
Если же это тесты, скажем, для школы, и речь идет о самой обычной, скажем так, усредненной программе, или это даже вуз, в котором курс литературы проходится скорее в целом и больше с т.з. филологии, чем религиоведения, а в самих произведениях религиозная тема не акцентируется — то и нет смысла добавлять такие вопросы в тесты или их можно вставлять в той мере, в какой эта тема раскрывается в текстах и, главное, на занятиях. Потому что, если человек не знает религию и не изучал ее, вопрос в тесте будет для него, что называется, «мимо». Именно поэтому, возможно, и существуют такие ограничения. То же самое касается политики: чтобы серьезно рассуждать о политических вопросах, нужно обладать хорошей подготовкой. Такой подготовки точно нет у школьников, в какой мере она имеется у студентов, зависит от вуза и пройденных курсов. И поэтому вопросы о политике будут просто лишними, потому что темы не пройдены, а тесты все-таки призваны проверить уровень освоенности программы, а не общую эрудицию.
Так что я бы Вам посоветовал не переживать, взять программу, по которой учатся те, для кого Вы составляете тесты, и создавать вопросов именно с целью проверки усвояемости данных на занятиях знаний.
Это не предательство Бога — а просто качественное выполнение работы с пользой для учащихся.
Что касается терминологии, принцип такой же: если курсы общие, то и специальной терминологии не предусматривается, а если терминология изучается, то специально создается тест именно на проверку знания этой терминологии. Так что не мучайте проверяемых тем, что они не проходили и знать не обязаны. Ориентируйтесь на их программу.
С Богом!
Заметила, что стараюсь избегать темы религии в этой работе, создавать более нейтральные вопросы, потому что думаю, что иначе работу не примут. Накрутила себя, что не хочу в вопросы о литературе добавлять информацию про Бога и мне хочется сделать это вопреки: раз нельзя, то сделаю. Иначе кажется, что я проявляю маловерие и стесняюсь писать о Боге. Является ли грехом то, что я в своих текстах избегаю тему Бога? Не предаю ли я тем самым Бога?»
Анастасия
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Анастасия,хорошо бы понимать, какой именно литературой Вы занимаетесь и для кого составляете тексты. Если это учебное заведение или курсы, связанные с подготовкой, скажем, будущих теологов, религиоведов или в принципе связанные с религией так или иначе, а литература, о которой идет речь, основывается на религиозных идеях или религия играет важную роль в развитии сюжета и характеров героев, то тем религии было бы странно избегать, потому что религиозную подоплеку студентам знать надо.
Если же это тесты, скажем, для школы, и речь идет о самой обычной, скажем так, усредненной программе, или это даже вуз, в котором курс литературы проходится скорее в целом и больше с т.з. филологии, чем религиоведения, а в самих произведениях религиозная тема не акцентируется — то и нет смысла добавлять такие вопросы в тесты или их можно вставлять в той мере, в какой эта тема раскрывается в текстах и, главное, на занятиях. Потому что, если человек не знает религию и не изучал ее, вопрос в тесте будет для него, что называется, «мимо». Именно поэтому, возможно, и существуют такие ограничения. То же самое касается политики: чтобы серьезно рассуждать о политических вопросах, нужно обладать хорошей подготовкой. Такой подготовки точно нет у школьников, в какой мере она имеется у студентов, зависит от вуза и пройденных курсов. И поэтому вопросы о политике будут просто лишними, потому что темы не пройдены, а тесты все-таки призваны проверить уровень освоенности программы, а не общую эрудицию.
Так что я бы Вам посоветовал не переживать, взять программу, по которой учатся те, для кого Вы составляете тесты, и создавать вопросов именно с целью проверки усвояемости данных на занятиях знаний.
Это не предательство Бога — а просто качественное выполнение работы с пользой для учащихся.
Что касается терминологии, принцип такой же: если курсы общие, то и специальной терминологии не предусматривается, а если терминология изучается, то специально создается тест именно на проверку знания этой терминологии. Так что не мучайте проверяемых тем, что они не проходили и знать не обязаны. Ориентируйтесь на их программу.
С Богом!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.