История чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери

Проста и скромна была Дева Мария при жизни, всегда находясь в тени Своего Сына. В Евангелии о Богородице совсем немного строк. Но зато после Ее слава превзошла всех дев и жен, вместе взятых. Десятки икон явлены и написаны по всему миру. Одни – всемирно известны, другие – почитаемы лишь в определенной местности. Но история каждого образа начинается с проявления Ее материнской любви и заботы людях. Вот, к примеру, Ахтырская икона Божией Матери из поселка Алексеевское республики Татарстан…




Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме

Странствия Ахтырского образа

– Это главная святыня нашего храма, нашего поселка. Ее удивительная история записана в «Летописи Воскресенского храма села Алексеевского», составленной в 1891-м году, – рассказывает нам Любовь Ивановна Абрамова, прихожанка и приходская сотрудница.
Любовь Ивановна долгие годы возглавляла музей родного края в поселке, много сделала для его развития. И потому старина для нее – живая, протягивающая невидимые нити в наше сегодня и дающая надежду на завтра.
Алексеевский образ – список с чудотворной иконы, явленной 15 июля 1739 года в селе Ахтырка Харьковской губернии благочестивому служителю Покровской церкви. Во время сенокоса отец Даниил увидел яркий свет от иконы, а затем обрел и образ Богородицы. Потрясенный священник отнес икону домой и, вероятно, через некоторое время позабыл о чуде.
Так прошло 3 года. Затем Богородица во сне явилась отцу Даниилу и повелела очистить образ, украсив его должным образом. По указанию Божией Матери водой от омовения иконы священник напоил страдавшую от лихорадки дочь. Получили избавление и другие лихорадочные, испившие целительной влаги.
Вскоре икону поместили в храме, и здесь она была прославлена новыми чудесами. По приказу Императрицы Елизаветы Петровны трижды назначали расследования, опрашивали людей из разных мест, испытавших проявление благодатной силы. На основании их показаний в 1751-м году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.




Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме

В 1768-м году на пожертвования Императрицы на месте явления иконы вместо простой сельской церкви был построен величественный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903-м году. Затем образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950-м году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божией Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.
– Ахтырский образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель, – пояснил во время богослужения в обители отец Димитрий Ерин. – По слову старца Симеона, Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их.

Образ, чудом спасенный от поругания

Вот с одним из случаев такого ходатайства и связана история чудотворного образа в селе Алексеевском Казанской губернии. До разорения храма в местном ряду центрального иконостаса, рядом с царскими вратами, находилась Ахтырская икона Божией Матери, богато украшенная серебряной ризой и золотом. Сельчане не знали даты написания образа, но зато широко была известна чудесная история, произошедшая в 1816-м году.
Степан Григорьевич Богомолов, один из старожилов села, рассказал об этом так:
«Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода».




Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери



Обретение иконы в доме старообрядцев. Клеймо чудотворного образа



Омовение иконы. Клеймо чудотворного образа



Исцеление Алексея. Клеймо чудотворного образа



Принесение в дом вдовы. Клеймо чудотворного образа

Иконография этого необычного образа восходит к иконам, написанным под влиянием живописи Ренессанса греческими мастерами, осевшими в Италии после падения Константинополя в 1453-м году.
– Это была бедная вдова, ей некому было помочь, кроме Господа и Матери Божией. Много молились они с сыном, прося о помощи, – подчеркивает Любовь Ивановна Абрамова.
И вот однажды Алексей, проснувшись рано, разбудил мать: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси её сюда, ко мне. Приложусь я к этой иконе и поправлюсь, встану на ноги».
С надеждой на чудо страдающая за сына мать пошла в Алексеевское. И действительно нашла крестьянина по фамилии Тишичкин из старообрядческой семьи.
– Мать попросила отдать ей ненужную икону. И Тишичкины вспомнили, что есть такая – служит крышкой на ларе с зерном, – продолжает рассказ наш экскурсовод.
Очевидно, что икона, написанная под влиянием западным канонов, старообрядцев не интересовала.



Крестный ход с иконой 15 июля
Образ Божией Матери был сильно испачкан, поэтому Бакирова остановилась у ручья и омыла его. Жители Рыбной Слободы вышли встречать икону Богородицы к Слободскому перевозу, перевезли её и внесли в дом Бакировых. Как только этот стихийный крестный ход подошел к дому, Алексей приподнялся и сел, а когда внесли образ в избу – больной твёрдо встал на ноги.
О случившемся в селе чуде рассказали приходскому священнику и попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен. А наутро внесли икону в храм для всеобщего почитания. Несколько дней сельчане радовались – благодарили Бога и Божию Матерь, служили молебны и получали поддержку и утешение.
Однако алексеевцы, услышав о чудесном исцелении, потребовали возвращения Ахтырской иконы Божией Матери. Жители Рыбной Слободы смиренно покорились и с большими почестями проводили образ, о котором мало кто знал и пекся раньше, в обратный путь.
«Всё село вышло навстречу Ахтырской иконе Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили её в церковь, несколько дней кряду было молебствие, и при этом много было исцелений. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец», – читаем мы в летописи.

Время разбрасывать и время собирать

Трагедия православной России в ХХ веке – сколько ни думай, не поймешь ее до конца. Десятилетиями молились алексеевцы в Воскресенском храме у чудотворной иконы. Но пришло богоборческой время, и закрыли, а затем и разрушили они главное украшение своего села. Исчезла и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери.



Храм в честь Воскресения Христова п.г.т. Алексеевское

Колодец же исправно служил людям до 1970-х годов, в то время как часовня была разрушена еще перед Великой Отечественной войной. Затем и колодец зарос кустарником и крапивой, некогда святое для жителей края место превратили в свалку.
– Но приходит время собирать камни. Пришло оно, слава Богу, и в наш поселок. Мы стали возрождать наш храм, – вспоминает Любовь Ивановна Абрамова. – Начали совершать службы, стали молиться. И к нам вернулась наша святыня. Ахтырская икона хранилась в одной семье в Чистополе, несколько лет назад ее вернули в наш храм.
В 1997-м году обнаружили и местонахождение колодца, произошло это в июле, в канун празднования чудотворному образу. Стали возрождать часовню, были облагорожены колодец и прилегающая территория, а через два года вычищено озеро и устроен фонтан.



Любовь Ивановна Абрамова рассказывает о чудотворной иконе

Радостно видеть возрождение внешнее, но еще отраднее – внутреннее. В Алексеевском трудами настоятеля храма протоиерея Павла Чурашова и его многочисленных помощников вот уже почти 30 лет растет и развивается православный приход. А вместе с тем – и традиция праздновать день Ахтырской иконы Божией Матери с особым торжеством и любовью.
– Каждый год мы будто вновь переживаем ту историю. Ахтырский образ 14 июля переносят туда, где произошло исцеление. Не этот, чудотворный, а список в окладе, – поясняет Любовь Ивановна.
Всенощное бдение служат в храме в селе Анатыш, близ Рыбной Слободы. Потом крестным ходом икону несут в Рыбную Слободу, где служат водосвятный молебен.



Аналойная икона в Воскресенском храме в день празднования Ахтырской иконы Божией Матери

15 июля, после Божественной литургии, украшенный цветами образ перевозят на катере по Каме в Алексеевское.
– Мы издалека видим, как блестит он на солнце, и с замиранием сердца встречаем нашу родную святыню, – рассказывает наша собеседница.
Икону крестным ходом переносят к Ахтырской часовне, где совершают водосвятный молебен, а верующие, по давней традиции этих мест, проходят под ней, прося Богородицу о чем-то сокровенном. Затем образ Царицы Небесной проносят по улицам Алексеевского и возвращают в Воскресенский храм. А завершается этот светлый и праздничный день общей трапезой и концертом, посвященным Богородице, на территории храма.
Иногда нам кажется, что это мы, люди, храним свои святыни. Но на самом деле это они хранят – память, традиции и саму возможность вернуться на тот путь, который потеряли когда-то. И пыль нашего небрежения и беспамятства легко сдувает дуновение Господней любви.

Марина Шмелева
Источник
« Почему воскресенье — это день Бога
Как фарисей Савл стал апостолом Павлом »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.