Дар Бога: что такое поэтическое слово

Не раз мне приходилось размышлять о поэтическом слове, искать краткое определение ему. И появилось на свет четверостишие под окончательным названием «Предназначение слова»:

Не только для услады слуха! –

В стихах слова –

Ладьи для переправы духа

В мир вещества.

Дар Бога: что такое поэтическое слово

Николай Алексеевич Некрасов считал, что в сердце человека есть дверца, которую может открыть только поэзия. Поэтическое слово – великий дар людям от Бога. Поэзия сродни музыке, философии, а порой и пророческому дару. Она и для поэтов – явление таинственное. Если бы поэты не сочиняли стихов, не звучали бы и песни. Не происходило бы чуда образного постижения жизни. Насколько душевно беднее была бы тогда жизнь людей на земле!

В стихотворении, наряду со смыслами, образами, присутствуют и чувства автора, намеренно или непроизвольно передающие отношение поэта к теме произведения. Погружаясь по мере воцерковления в русскую духовную поэзию, я обратила внимание на то, что не всегда в стихотворениях других авторов, посвященных событиям Священной истории, отражены чувства, которые испытываю я, вникая в евангельские или в ветхозаветные сюжеты.

В желании передать свое личное отношение к Рождеству Христову я написала несколько стихотворений. Судьба одного из них оказалась необычной. В течение почти тридцати лет я наблюдаю за жизнью среди людей стихотворения «Колыбельная Девы Марии» и не перестаю удивляться.

Дело в том, что на сегодня я знаю уже десять мелодий, написанных на эти стихи в разных местах нашего Отечества. Мелодии для песен создали авторы-исполнители: Светлана Прядка (Симферополь), Олег Шеляг (Севастополь), народная мелодия в обработке для детского хора (Алупка), Светлана Потера (Киев), Ирина Личманова-Орел (Запорожье), народная мелодия (Почаев), Лада Ершова (Москва), Татиана Чуслова (Санкт-Петербург), Ольга Лебедева (Санкт-Петербург), Александр Михайлов (Тольятти).

Порой задумываюсь над тем, как в одном тексте может содержаться столько мелодий, совсем не похожих друг на друга? Благодарю своих соавторов, хотя лично знакома лишь с частью из них. Видимо, авторы-исполнители воспринимают Рождество Христово так же, как чувствую я. Иначе не могу объяснить широкий отклик музыкально одаренных людей на стихотворение.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЕВЫ МАРИИ

Над землею – темень метельная,

А над яслями – песнь колыбельная.

Молвит с лаской слова святые

Матерь Божия – Дева Мария:

«Под звездой Вифлеемской прекрасною

Засыпай, Мое Солнышко ясное.

Постелила Тебе сено душистое –

Засыпай, Мое Дитятко чистое.

Рано-рано Тебя потревожу Я,

Сына Моего, Сына Божия.

Ждет нелегкий нас путь кочевный,

Свете Moй Невечерний.

Горестна по земле дорога

Для Правды – Превечного Бога.

За добро от людей хлебнем лиха Мы.

Потерпи, Мое Сияние тихое.

Одолеешь Ты зло не силою –

Любовью Своей негасимою».

На востоке заря занимается,

Над Младенцем Мария склоняется…

За Ребенка Своего, за Небесного,

Радуйся, Невесто Неневестная!

Симферополь, 1996

Поручение-благословение: «Напишите стихотворение»

Глубокой осенью 2007 года в Святодуховском духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры шла презентация моих поэтических сборников. Представляя книги, я обратила внимание, что в зале присутствует человек в черной рясе с пышной копной седых волос. Прежде на своих творческих встречах я его не видела.

В середине программы к сцене подошел сопровождавший его мирянин и передал просьбу уделить несколько минут седовласому монаху в связи с тем, что им сейчас надо уезжать. Я извинилась перед зрителями и вышла на веранду.

Иеромонах сообщил, что он занимается восстановлением Николо-Беседного монастыря в Тихвине. Рассказал, что послушник по имени Георгий увидел, как беседуют Матерь Божия и святитель Николай, и подарил мне календарь с образом святого великомученика Георгия Победоносца.

– Я объясню вам символическое значение этого образа, а вы напишите об этом стихотворение. Я вас благословляю, – сказал он твердо.

Скрывая растерянность от неожиданно полученного задания, я с интересом выслушала рассказ о значении образа воина-христианина. Раньше мне не приходилось слышать и читать о смыслах, заложенных в святой образ Георгия Победоносца.

Месяц за месяцем я носила в себе необычное поручение, но приступить к написанию стихотворения не могла. Так прошло два года. Видимо, нужно было дозреть до сложной для меня темы, да и не раз помолиться, чтобы исполнить благословение. И однажды наступила минута вдохновения, когда стихотворение «Георгий Победоносец» появилось на свет за несколько минут.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Сплавилась на века

русская с ним судьба –

Он на Руси стоит

в самом ядре герба.

Воин святой копьем

с белого бьет коня

змия, чья пасть горит

словом – страшней огня.

…В храме, в котором свет

вглубь алтаря проник,

мне подарил монах

Победоносца лик.

И образок вручив,

инок возвысил глас –

к Воину приложил

тайный духовный сказ:

«Вникни ты в образ сей,

в смыслы его глубин:

Победоносец – знай! –

каждый христианин.

Конь – дарований клад –

тех, что дает Господь.

С помощью их сумей

ворога побороть!

Дух над врагом возвысь,

в руку возьми копье.

Сила копья – усвой! –

это слово твое.

В символе нам дана

заповедь для Руси:

Словом благим врага –

змия в язык разить!

Небо – рядом с тобой:

Спасу всегда молись.

Помни, что бить врага

надо лишь сверху вниз!

И не убойся, дщерь,

силы его огня!

Смело седлай на бой

ты своего коня!

Знай, тебя одолеть

власти у змия – нет!»

…Был тот седой монах

Белым, как лунь. Как свет!

Тосно, 2009

Плод раздумий

В нулевых годах текущего века, в Страстную Пятницу, придя домой после службы, я сидела на диване и думала о том, как смог разбойник благоразумный, страдая на кресте, увидеть Мессию в страдающем Иисусе?

Погрузившись в размышления, я прониклась к разбойнику живым чувством сострадания. И вдруг, словно стоя рядом с его крестом, неожиданно для себя сказала разбойнику вслух: «Но терпи, да не усомнись, что уходишь вверх, а не вниз!»

Прозвучавший в тишине квартиры собственный голос вернул меня к реальности. Из этого погружения в Голгофскую историю в тот же день родилось стихотворение «Разбойнику Благоразумному».

РАЗБОЙНИКУ БЛАГОРАЗУМНОМУ

1

На Голгофе – казней чреда:

три креста над ней. Три креста.

У толпы на зрелища спрос:

на кресте висит Сам Христос.

Слева – тать в мученьях. И тот

черным словом Спаса клянет.

Как всегда на милость скупа,

вместе с татем шипит толпа.

2

Справа – муку свою терпел

душегуб от разбойных дел.

Окровавив словом уста,

не себя пожалел – Христа.

Из распада вздернутых сил

ко Христу лицо обратил,

воздохнул, идущий на слом:

«Помяни мя в Царстве Твоем».

До мгновенья «савахвани»

встретились глазами они,

и навек она зачалась

эта – с Богом – живая связь.

И сказал Господь: «В мир иной

ныне же войдешь ты со Мной».

3

Со Христовой правдой в груди

знаешь – пытка ждет впереди.

Ведь теперь ты Сыну – родня:

тьма – и над тобой среди дня!

И тебя понудила смерть

на затменье солнца смотреть!!!

С губ твоих срывается стон:

Избавитель мира пронзен…

А палач? – ему ль не спешить

голени твои размозжить?!

Треск! – и страшен боли обвал!..

Никогда ты так не страдал,

но терпи, да не усомнись,

что уходишь вверх, а не вниз!

Скоро уж ты с Богом своим

встретишься – да царствуешь с Ним, –

утвердив крестом – не перстом:

в рай восходят лишь со Христом.

Тосно, 2006

Татьяна Шорохова

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024