Дар Бога: что такое поэтическое слово

Не раз мне приходилось размышлять о поэтическом слове, искать краткое определение ему. И появилось на свет четверостишие под окончательным названием «Предназначение слова»:
Не только для услады слуха! –
В стихах слова – Ладьи для переправы духа
В мир вещества.






Николай Алексеевич Некрасов считал, что в сердце человека есть дверца, которую может открыть только поэзия. Поэтическое слово – великий дар людям от Бога. Поэзия сродни музыке, философии, а порой и пророческому дару. Она и для поэтов – явление таинственное. Если бы поэты не сочиняли стихов, не звучали бы и песни. Не происходило бы чуда образного постижения жизни. Насколько душевно беднее была бы тогда жизнь людей на земле!
В стихотворении, наряду со смыслами, образами, присутствуют и чувства автора, намеренно или непроизвольно передающие отношение поэта к теме произведения. Погружаясь по мере воцерковления в русскую духовную поэзию, я обратила внимание на то, что не всегда в стихотворениях других авторов, посвященных событиям Священной истории, отражены чувства, которые испытываю я, вникая в евангельские или в ветхозаветные сюжеты.
В желании передать свое личное отношение к Рождеству Христову я написала несколько стихотворений. Судьба одного из них оказалась необычной. В течение почти тридцати лет я наблюдаю за жизнью среди людей стихотворения «Колыбельная Девы Марии» и не перестаю удивляться.
Дело в том, что на сегодня я знаю уже десять мелодий, написанных на эти стихи в разных местах нашего Отечества. Мелодии для песен создали авторы-исполнители: Светлана Прядка (Симферополь), Олег Шеляг (Севастополь), народная мелодия в обработке для детского хора (Алупка), Светлана Потера (Киев), Ирина Личманова-Орел (Запорожье), народная мелодия (Почаев), Лада Ершова (Москва), Татиана Чуслова (Санкт-Петербург), Ольга Лебедева (Санкт-Петербург), Александр Михайлов (Тольятти).
Порой задумываюсь над тем, как в одном тексте может содержаться столько мелодий, совсем не похожих друг на друга? Благодарю своих соавторов, хотя лично знакома лишь с частью из них. Видимо, авторы-исполнители воспринимают Рождество Христово так же, как чувствую я. Иначе не могу объяснить широкий отклик музыкально одаренных людей на стихотворение.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЕВЫ МАРИИ

Над землею – темень метельная,
А над яслями – песнь колыбельная.
Молвит с лаской слова святые
Матерь Божия – Дева Мария:
«Под звездой Вифлеемской прекрасною
Засыпай, Мое Солнышко ясное.
Постелила Тебе сено душистое –
Засыпай, Мое Дитятко чистое.
Рано-рано Тебя потревожу Я,
Сына Моего, Сына Божия.
Ждет нелегкий нас путь кочевный,
Свете Moй Невечерний.
Горестна по земле дорога
Для Правды – Превечного Бога.
За добро от людей хлебнем лиха Мы.
Потерпи, Мое Сияние тихое.
Одолеешь Ты зло не силою –
Любовью Своей негасимою».
На востоке заря занимается,
Над Младенцем Мария склоняется…
За Ребенка Своего, за Небесного,
Радуйся, Невесто Неневестная!
Симферополь, 1996

Поручение-благословение: «Напишите стихотворение»

Глубокой осенью 2007 года в Святодуховском духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры шла презентация моих поэтических сборников. Представляя книги, я обратила внимание, что в зале присутствует человек в черной рясе с пышной копной седых волос. Прежде на своих творческих встречах я его не видела.
В середине программы к сцене подошел сопровождавший его мирянин и передал просьбу уделить несколько минут седовласому монаху в связи с тем, что им сейчас надо уезжать. Я извинилась перед зрителями и вышла на веранду.
Иеромонах сообщил, что он занимается восстановлением Николо-Беседного монастыря в Тихвине. Рассказал, что послушник по имени Георгий увидел, как беседуют Матерь Божия и святитель Николай, и подарил мне календарь с образом святого великомученика Георгия Победоносца.
– Я объясню вам символическое значение этого образа, а вы напишите об этом стихотворение. Я вас благословляю, – сказал он твердо.
Скрывая растерянность от неожиданно полученного задания, я с интересом выслушала рассказ о значении образа воина-христианина. Раньше мне не приходилось слышать и читать о смыслах, заложенных в святой образ Георгия Победоносца.
Месяц за месяцем я носила в себе необычное поручение, но приступить к написанию стихотворения не могла. Так прошло два года. Видимо, нужно было дозреть до сложной для меня темы, да и не раз помолиться, чтобы исполнить благословение. И однажды наступила минута вдохновения, когда стихотворение «Георгий Победоносец» появилось на свет за несколько минут.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Сплавилась на века
русская с ним судьба –
Он на Руси стоит
в самом ядре герба.
Воин святой копьем
с белого бьет коня
змия, чья пасть горит
словом – страшней огня.
…В храме, в котором свет
вглубь алтаря проник,
мне подарил монах
Победоносца лик.
И образок вручив,
инок возвысил глас –
к Воину приложил
тайный духовный сказ:
«Вникни ты в образ сей,
в смыслы его глубин:
Победоносец – знай! –
каждый христианин.
Конь – дарований клад –
тех, что дает Господь.
С помощью их сумей
ворога побороть!
Дух над врагом возвысь,
в руку возьми копье.
Сила копья – усвой! –
это слово твое.
В символе нам дана
заповедь для Руси:
Словом благим врага –
змия в язык разить!
Небо – рядом с тобой:
Спасу всегда молись.
Помни, что бить врага
надо лишь сверху вниз!
И не убойся, дщерь,
силы его огня!
Смело седлай на бой
ты своего коня!
Знай, тебя одолеть
власти у змия – нет!»
…Был тот седой монах
Белым, как лунь. Как свет!
Тосно, 2009

Плод раздумий

В нулевых годах текущего века, в Страстную Пятницу, придя домой после службы, я сидела на диване и думала о том, как смог разбойник благоразумный, страдая на кресте, увидеть Мессию в страдающем Иисусе?
Погрузившись в размышления, я прониклась к разбойнику живым чувством сострадания. И вдруг, словно стоя рядом с его крестом, неожиданно для себя сказала разбойнику вслух: «Но терпи, да не усомнись, что уходишь вверх, а не вниз!»
Прозвучавший в тишине квартиры собственный голос вернул меня к реальности. Из этого погружения в Голгофскую историю в тот же день родилось стихотворение «Разбойнику Благоразумному».

РАЗБОЙНИКУ БЛАГОРАЗУМНОМУ

1
На Голгофе – казней чреда:
три креста над ней. Три креста.
У толпы на зрелища спрос:
на кресте висит Сам Христос.
Слева – тать в мученьях. И тот
черным словом Спаса клянет.
Как всегда на милость скупа,
вместе с татем шипит толпа.
2
Справа – муку свою терпел
душегуб от разбойных дел.
Окровавив словом уста,
не себя пожалел – Христа.
Из распада вздернутых сил
ко Христу лицо обратил,
воздохнул, идущий на слом:
«Помяни мя в Царстве Твоем».
До мгновенья «савахвани»
встретились глазами они,
и навек она зачалась
эта – с Богом – живая связь.
И сказал Господь: «В мир иной
ныне же войдешь ты со Мной».
3
Со Христовой правдой в груди
знаешь – пытка ждет впереди.
Ведь теперь ты Сыну – родня:
тьма – и над тобой среди дня!
И тебя понудила смерть
на затменье солнца смотреть!!!
С губ твоих срывается стон:
Избавитель мира пронзен…
А палач? – ему ль не спешить
голени твои размозжить?!
Треск! – и страшен боли обвал!..
Никогда ты так не страдал,
но терпи, да не усомнись,
что уходишь вверх, а не вниз!
Скоро уж ты с Богом своим
встретишься – да царствуешь с Ним, –
утвердив крестом – не перстом:
в рай восходят лишь со Христом.
Тосно, 2006
Татьяна Шорохова
« Полотно Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел»:...
Почему мы молимся за усопших и нужны ли им наши... »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.