Чего мы хотим от священника: основные тезисы
«Священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды». Публикуем выступление Майи Кучерской на семинаре «Чего мы ждем от священника?», который провел фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Я принадлежу к поколению тех, кто обратился в конце 80-х годов. Сначала наше знание о том, что такое духовный отец, было исключительно книжным. Священники не окружали нас в обычной жизни, ни в детстве, ни в юности. Были школьные учителя, университетские преподаватели, были другие старшие взрослые, были родные, но священников не было.
О том, что бывает и другая форма отношений, я узнала из книг — благодаря чтению аввы Дорофея, «Добротолюбия», Иоанна Лествичника, житий святых. В этих книгах описываются люди с древней закваской веры, любви, люди святые.
Вполне естественно, что, не имея опыта общения с реальными священниками, мы легко отождествили тех, кого увидели в церкви, с теми, о ком читали в этих замечательных книгах. Этот феномен хорошо известен. Священник для нас тогда был почти аввой Дорофеем, Иоанном Лествичником, святым.
Во-первых, я хотела, чтобы священник был мне матерью. Конечно, у меня есть прекрасная мама, почти святая женщина, о ней самой стоит писать книги. Но в юные годы я этого совершенно не понимала. И мне хотелось, чтобы именно священник стал для меня идеальной матерью. Чтобы принимал меня такой, какая я есть: сложную, со своими недостатками, чтобы любил меня безусловной любовью. Чтобы жалел меня, гладил по голове и дарил конфетки.
Мало того, я очень хотела, чтобы священник был мне отцом. Тут и язык меня поддерживал, я надеялась, что вот этот конкретный отец, отец Александр, отец Павел, я называю просто любые имена, чтобы он любил меня отеческой любовью, более суровой, строгой, подсказывающей правильный путь. Батюшка должен был стать моим идеальным папой, который если и наказывает, то с огромной любовью. Помню, как от первых епитимий сердце мое замирало и радовалось, ведь именно так и должен вести себя настоящий отец. Добавлю, что мои мягкосердные родители меня не наказывали практически никогда, вероятно, мне этого недоставало.
Итак, вот он, первый круг ожиданий — священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды. И, конечно, я в этой чудесной картине играю роль малого дитяти, вовсе не взрослого, ведь когда мы вырастаем, мы сами должны заботиться о родителях, звонить, возить к врачам — нет-нет! В этой модели так называемое «духовное чадо» — вечный ребенок, независимо от того, сколько ему лет — восемнадцать, двадцать или пятьдесят.
Кроме того, священник должен быть учителем, экспертом православия. Так назвал Достоевский Лескова, правда, язвительно.
В прежние времена в общем естественно было обратиться к священнику за информацией. В советское время книг о Церкви в открытом доступе не было, интернета не существовало. Но теперь очень многое можно выяснить, читая первоисточники и не тревожа вопросами священника. Однако спросить же проще! Вот еще одна призма: батюшка — учитель, эксперт, знаток, который нас информирует о том, как правильно поститься, молиться, исповедоваться.
Но и это далеко не все. Православные храмы наполнены кем? Женщинами. В основном мы видим там девушек и женщин. Вот и оказывается, что священник становится единственным мужчиной в доме своих прихожанок. Он начинает заменять фигуру мужа, главы семьи, и снова исключительно дающего, такого вот дарителя, перед которым у тебя нет никаких обязанностей. Он жалеет, понимает, любит. У многих это происходит бессознательно, и говорить об этом не очень принято, но каждому практикующему священнику точно есть что об этом рассказать. Причем случается это не только с одинокими женщинами, нередко священник начинает замещать мужа, вполне существующего, просто не такого образцового и любящего, как хочется его жене.
Священник должен превратиться в меня. И принимать за меня все тяжелые и ответственные решения. Уезжать или остаться? Говорить или молчать? Я не знаю. Так пусть же батюшка станет Майей. И решает все за меня. Назовем этот отказ от ответственности послушанием. И это еще одна роль, которую мы предлагаем священнику: быть нами.
Ну и последнее. Мы все, и вот тут уж точно не я одна, мы все так хотим, чтобы наш священник был бесстрашным, независимым, свободным. Пусть выходит на амвон и говорит от имени Христа. Пусть говорит, что убивать нехорошо, а убийство грех. Пусть говорит правду, блаженны изгнанные правды ради. Что ж, вот пусть и будет идеальным христианином. Впрочем, когда кто-то, проявив бесстрашие, лишается, например, права служить или даже сана, мы почему-то не спешим к нему, мы даже не думаем о том, чтобы помочь. Не начинаем кормить его семью, поддерживать его детей и матушку. Он же выполнил свой долг! Пусть страдает.
Итак, если подытожить сказанное, мы хотим от священников, чтобы они стали нашим папой, мамой, мужем, лучшим другом, святым, учителем с большой буквы, Богом и нами. Возможно ли это? И что же это, как не побег от ответственности, отчаянный и вдохновенный, побег от ответственности и жизни.
Тут самое, наверное, драматичное, что наши пастыри очень часто люди отзывчивые и добрые и они всеми силами пытаются откликнуться на эти наши, вполне безумные, ожидания. И многие стараются быть мамой и папой, заботиться, быть учителем, терапевтом, помогать во всем и решать за нас наши проблемы. Они, как и мы, кажется, не всегда могут оценить, что это выше человеческих сил. Я не раз наблюдала, как даже самые прекрасные священники надрывались. Но если уж искать виноватых, это была взаимная вина, и прихожан, требовавших невозможного, и пастыря, не умевшего от этих требований уклониться. «Пастырь — человек съеденный», — сказал один католический автор. Может, хватит?
Но если хватит, если не хотеть от священника всего перечисленного, чего же тогда от него хотеть? Зачем он вообще нужен? Резонный вопрос.
Не надо, чтобы он жил как идеальный христианин. Точнее, это совершенно не мое дело, кто как живет, и ничье.
Да, прямое дело священника — любить Бога, любить Христа и людей, причем разных, всех, кто к нему приходит. Любить открыто, почти по-детски. В последней проповеди митрополита Антония, которую мы видели сейчас на экране, он как раз вспоминает о таком священнике, которого встретил в ранней юности и который всех детей в том летнем детском лагере очень любил. Как хорошо и красиво. Но признаться, и этого я больше не жду. Пусть просто говорит вслух от Евангелия, пусть говорит о том, как любить и жить христианину сегодня.
А дальше — ну, что я могу, да и как я смею чего-то еще от него хотеть? Пусть живет как умеет, в силу своих возможностей, в пределах своих представлений и взглядов. Хватит ждать и хотеть. А в освободившееся от ожидания время можно просто заняться собой, своей душой и тем, чтобы любить тех, кто живет с нами рядом.
Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, святой
— Сегодняшняя дискуссия называется «Чего мы хотим от священника?». Название включает в себя местоимение «мы». Я не могу говорить от имени загадочных «мы». Так что буду опираться в основном на свой личный опыт, ну и, может быть, некоторых своих друзей и знакомых, и говорить в основном о том, чего хотела от священника я. На протяжении тех лет, что соотношу себя с христианством.Я принадлежу к поколению тех, кто обратился в конце 80-х годов. Сначала наше знание о том, что такое духовный отец, было исключительно книжным. Священники не окружали нас в обычной жизни, ни в детстве, ни в юности. Были школьные учителя, университетские преподаватели, были другие старшие взрослые, были родные, но священников не было.
О том, что бывает и другая форма отношений, я узнала из книг — благодаря чтению аввы Дорофея, «Добротолюбия», Иоанна Лествичника, житий святых. В этих книгах описываются люди с древней закваской веры, любви, люди святые.
Вполне естественно, что, не имея опыта общения с реальными священниками, мы легко отождествили тех, кого увидели в церкви, с теми, о ком читали в этих замечательных книгах. Этот феномен хорошо известен. Священник для нас тогда был почти аввой Дорофеем, Иоанном Лествичником, святым.
Мать и отец
И чего же мы, чего я от них хотела?Во-первых, я хотела, чтобы священник был мне матерью. Конечно, у меня есть прекрасная мама, почти святая женщина, о ней самой стоит писать книги. Но в юные годы я этого совершенно не понимала. И мне хотелось, чтобы именно священник стал для меня идеальной матерью. Чтобы принимал меня такой, какая я есть: сложную, со своими недостатками, чтобы любил меня безусловной любовью. Чтобы жалел меня, гладил по голове и дарил конфетки.
Мало того, я очень хотела, чтобы священник был мне отцом. Тут и язык меня поддерживал, я надеялась, что вот этот конкретный отец, отец Александр, отец Павел, я называю просто любые имена, чтобы он любил меня отеческой любовью, более суровой, строгой, подсказывающей правильный путь. Батюшка должен был стать моим идеальным папой, который если и наказывает, то с огромной любовью. Помню, как от первых епитимий сердце мое замирало и радовалось, ведь именно так и должен вести себя настоящий отец. Добавлю, что мои мягкосердные родители меня не наказывали практически никогда, вероятно, мне этого недоставало.
Итак, вот он, первый круг ожиданий — священник должен был стать моим родственником, матерью и отцом, идеальными, которые не имеют слабостей и свойств обычных людей, не раздражаются, не сердятся, полностью разделяют твои взгляды. И, конечно, я в этой чудесной картине играю роль малого дитяти, вовсе не взрослого, ведь когда мы вырастаем, мы сами должны заботиться о родителях, звонить, возить к врачам — нет-нет! В этой модели так называемое «духовное чадо» — вечный ребенок, независимо от того, сколько ему лет — восемнадцать, двадцать или пятьдесят.
Друг, учитель и муж
Следующий круг — дружеский. Священник — это, конечно, близкий друг, пусть и старший, но он с тобой почти на равных. Ты раскрываешь ему секреты, а он внимательно слушает и опять-таки принимает тебя без критики, и дает тебе умные и проницательные советы, поддерживает в трудную минуту, всегда только так. Он ведь друг сердечный.Кроме того, священник должен быть учителем, экспертом православия. Так назвал Достоевский Лескова, правда, язвительно.
В прежние времена в общем естественно было обратиться к священнику за информацией. В советское время книг о Церкви в открытом доступе не было, интернета не существовало. Но теперь очень многое можно выяснить, читая первоисточники и не тревожа вопросами священника. Однако спросить же проще! Вот еще одна призма: батюшка — учитель, эксперт, знаток, который нас информирует о том, как правильно поститься, молиться, исповедоваться.
Но и это далеко не все. Православные храмы наполнены кем? Женщинами. В основном мы видим там девушек и женщин. Вот и оказывается, что священник становится единственным мужчиной в доме своих прихожанок. Он начинает заменять фигуру мужа, главы семьи, и снова исключительно дающего, такого вот дарителя, перед которым у тебя нет никаких обязанностей. Он жалеет, понимает, любит. У многих это происходит бессознательно, и говорить об этом не очень принято, но каждому практикующему священнику точно есть что об этом рассказать. Причем случается это не только с одинокими женщинами, нередко священник начинает замещать мужа, вполне существующего, просто не такого образцового и любящего, как хочется его жене.
Бесстрашный, трудолюбивый и независимый
Священник еще и кумир, Бог, который все знает. Многие прихожане, особенно прихожанки, просто слепо принимают все, что думает и говорит батюшка на любые темы, отнюдь не только связанные с духовной жизнью, но и политические, экономические, культурные. Итак, он наш всеведущий Бог. Но и это не все.Священник должен превратиться в меня. И принимать за меня все тяжелые и ответственные решения. Уезжать или остаться? Говорить или молчать? Я не знаю. Так пусть же батюшка станет Майей. И решает все за меня. Назовем этот отказ от ответственности послушанием. И это еще одна роль, которую мы предлагаем священнику: быть нами.
Ну и последнее. Мы все, и вот тут уж точно не я одна, мы все так хотим, чтобы наш священник был бесстрашным, независимым, свободным. Пусть выходит на амвон и говорит от имени Христа. Пусть говорит, что убивать нехорошо, а убийство грех. Пусть говорит правду, блаженны изгнанные правды ради. Что ж, вот пусть и будет идеальным христианином. Впрочем, когда кто-то, проявив бесстрашие, лишается, например, права служить или даже сана, мы почему-то не спешим к нему, мы даже не думаем о том, чтобы помочь. Не начинаем кормить его семью, поддерживать его детей и матушку. Он же выполнил свой долг! Пусть страдает.
Итак, если подытожить сказанное, мы хотим от священников, чтобы они стали нашим папой, мамой, мужем, лучшим другом, святым, учителем с большой буквы, Богом и нами. Возможно ли это? И что же это, как не побег от ответственности, отчаянный и вдохновенный, побег от ответственности и жизни.
Тут самое, наверное, драматичное, что наши пастыри очень часто люди отзывчивые и добрые и они всеми силами пытаются откликнуться на эти наши, вполне безумные, ожидания. И многие стараются быть мамой и папой, заботиться, быть учителем, терапевтом, помогать во всем и решать за нас наши проблемы. Они, как и мы, кажется, не всегда могут оценить, что это выше человеческих сил. Я не раз наблюдала, как даже самые прекрасные священники надрывались. Но если уж искать виноватых, это была взаимная вина, и прихожан, требовавших невозможного, и пастыря, не умевшего от этих требований уклониться. «Пастырь — человек съеденный», — сказал один католический автор. Может, хватит?
Но если хватит, если не хотеть от священника всего перечисленного, чего же тогда от него хотеть? Зачем он вообще нужен? Резонный вопрос.
Проповедь любви
Я говорила о том, чего ждала и хотела от священника долгие годы. Все это давно позади. Сегодня я знаю, что священник такой же человек, как все мы, все, кто сидит в этом зале. Поэтому единственное, чего я жду от священника — это чтобы он напоминал мне о Христе. Словом, только словом! Мне довольно.Не надо, чтобы он жил как идеальный христианин. Точнее, это совершенно не мое дело, кто как живет, и ничье.
Да, прямое дело священника — любить Бога, любить Христа и людей, причем разных, всех, кто к нему приходит. Любить открыто, почти по-детски. В последней проповеди митрополита Антония, которую мы видели сейчас на экране, он как раз вспоминает о таком священнике, которого встретил в ранней юности и который всех детей в том летнем детском лагере очень любил. Как хорошо и красиво. Но признаться, и этого я больше не жду. Пусть просто говорит вслух от Евангелия, пусть говорит о том, как любить и жить христианину сегодня.
А дальше — ну, что я могу, да и как я смею чего-то еще от него хотеть? Пусть живет как умеет, в силу своих возможностей, в пределах своих представлений и взглядов. Хватит ждать и хотеть. А в освободившееся от ожидания время можно просто заняться собой, своей душой и тем, чтобы любить тех, кто живет с нами рядом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.