Церкви на акварелях Владимира Орлова

В Музее христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» работает выставка «Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова».
Эта выставка не просто демонстрация качественных профессиональных акварелей, на которых можно увидеть памятники храмовой русской архитектуры. Это еще и своего рода возвращение в культурный контекст имени хорошего художника. Никогда еще работы Владимира Орлова не выставлялись в таком объеме, как на выставке. Да и сегодня мало кто знает его имя…
Идея выставки принадлежит хранителю фондов музея, специалисту по графике Оксане Ивановне Зарицкой. «В основном внимание в музее всегда уделялось иконам. Произведения графики хранились в фондах, и к ним обращались очень редко, – говорит Оксана Ивановна. – Я шаг за шагом разбирала коллекцию графики и увидела большое количество (их оказалось 185) рисунков Владимира Орлова. Каждый лист был подписан автором и оформлен в паспарту. Когда рассмотрела их внимательно, поняла, что надо делать выставку! Коллеги со мной согласились».




Оксана Ивановна Зарицкая, специалист по графике

В фонды музея рисунки поступили, скорее всего, в начале 1960-х годов, от кого – неизвестно. Про самого Владимира Орлова известно, что… Да тоже почти ничего и не известно, кроме того, что он был профессионал, до революции окончил Строгановское училище, затем работал там преподавателем.
«Даты жизни художника туманны, мы можем лишь предполагать. Родился он, скорее всего, в начале 1880-х годов, поскольку 1907 годом датируются самые ранние из наших рисунков. К тому времени он, вероятно, должен был уже окончить обучение… Самый поздний из рисунков коллекции датируется 1959 годом. Один из тех Орловых, которых я обнаружила, пытаясь идентифицировать мастера, чьи работы хранятся в наших фондах, имеет даты жизни 1882–1962. Но автор ли это рисунков нашей коллекции или нет, пока сказать нельзя. Остальные музеи, в которых хранятся работы «нашего» Орлова, по инерции ставят именно эти даты. Но никаких документальный подтверждений я не нашла. Есть еще Орлов, который фигурирует как польский художник, но с этими же датами жизни», – рассказывает Оксана Зарицкая.
В работы Орлова хочется всматриваться, каждая из них заслуживает пристального и внимательного изучения. Когда работ много, можно увидеть, что с годами, на протяжении полувека, менялось в творчестве художника, а что оставалось неизменным.




Новгород. Церковь Спаса на Торгу. Врата Знаменского монастыря. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства»

Менялась, прежде всего, стилистка.
«В начале ХХ века, когда художник рисует церкви Новгорода. Пскова, Углича, он работает в стиле позднего модерна начала ХХ века. В его работах тех лет, выполненных в смешанной технике (акварель – гуашь), можно видеть прозрачность красочного слоя, лаконичность в передаче облика, объема архитектуры. Дореволюционный блок работ (1907–1918 гг.) очень цельный. Что в новгородских, что в псковских работах, что в работах, посвященных деревянному русскому зодчеству. Затем художник создает довольно много работ в Москве, поскольку преподает здесь», – говорит Зарицкая.
В 1920–1930-е годы, когда художник работал в Ростове Великом, Ярославле, в Костроме, в Вологде, в его пейзажах заметен более реалистичный подход, это видно, в том числе, и в цветопередаче. В целом же образы архитектуры получаются даже более внутренне светлыми, чем это было раньше.




Вид храма в Ростове Великом. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства

Как уже говорилось выше, последние работы мастера – виды Троице-Сергиевой лавры, датированы 1959 годом, они необычайно красочны, праздничны.
Не меняется главное – предмет изображения, смысловая составляющая работ. Орлов рисовал храмы, давая одновременно собственное впечатление от них и – точный, выверенный архитектурный образ. Художника интересовал именно архитектурный рисунок.
«Судя по работам, по отношению к архитектуре, Владимир Орлов получил в Строгановском училище именно архитектурное образование, – рассказывает Оксана Зарицкая. – Причем рисовал он не только в России. Подтверждение тому – хранящиеся в Музее Москвы и в музее-заповеднике «Шушенское» два его рисунка с видами итальянских храмов. Скорее всего, Орлов был в Италии на стажировке, что более вероятно, или в путешествии, где-то в промежутке между 1912 и 1916 годом. 1916 год для меня под вопросом – ведь в это время во всю идет Первая мировая война, самые горячие сражения, как он возвращался в Россию? Вообще, нет точных, документально подтвержденных фактов, когда он уехал из Италии, есть только догадки».
Для художника всегда принципиально важен образ храма – конкретного, того, над которым он сейчас работает. Окружающее пространство – часто лишь фон, чтобы выделить, более ярко и точно показать древнюю архитектуру.
Но есть работы, в которых архитектура не то, чтобы главенствует, а становится частью окружающего пространства, настолько гармонично вписывается в него, что, кажется, эти храмы стояли здесь всегда («На реке Кокшеньге», 1920).



На реке Кокшеньге. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства

И до революции, и после Владимир Орлов не меняет предмет своего творческого интереса. Смотришь его работы, одну за одной, и как будто забываешь о том, что происходило вокруг в то время, когда рисунки были созданы, почти не думаешь про исторический контекст.
Кажется, древняя архитектура словно сама по себе защищала, уводила от того, что предлагала современность. Показывала, что эпохи сменяются, но что-то остается неизменным.
Возможно, от современного контекста Орлов пытается, в том числе, и уйти в прошлое, изображая историческую Москву. По мнению Оксаны Ивановны Зарицкой, здесь он в какой-то степени продолжает традиции Аполлинария Васнецова, но по-своему, иначе:
«У Аполлинария Васнецова древняя Москва предстает в довольно крупных работах со сдержанным колоритом, как будто старина проявляется на его полотнах. У Орлова – собственный взгляд на историческую тему, свое представление, которое выразилось в ярких, насыщенных цветом небольших рисунках. Более сорока рисунков художника “запечатлели” древний облик и жизнь Москвы. Орлов подробно рисует Московский Кремль, представляя его виды в XVII веке, – от общих панорам, до древних теремов и несохранившегося храма Спаса на Бору, существовавшего с XIII века в Кремле (на его месте в XX веке построен Дворец съездов). На пейзажах Орлова площади наполнены праздничной толпой. Он “схватывает” виды Китай-города, древние строения по берегам реки Неглинки, взгляд из Кремля на Белый город».
Иногда у Владимира Орлова действительность существует словно в двух измерениях – реальном и сказочно-былинном. Так, например, радостно и немного сказочно, но при этом очень узнаваемо выглядит Ростов Великий в работе «Вид Ростова Великого», открывающийся с озера Неро, по которому скользит современная для того времени лодка, но сидящий в ней человек вполне себе мог жить лет сто или даже двести назад.



«Вид Ростова Великого», 1930-е (?)

Многие архитектурные памятники, храмы художник рисует именно с целью запечатлеть их архитектуру в ее сегодняшнем виде (зафиксировать, сохранить), но при этом они все равно выступают неким связующим звеном с прошлым. Стены Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (работа 1900-х годов) говорят о веках его истории…



Георгиевский собор в Юрьевом монастыре. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства

Поэтому интересно было бы сравнить, как сегодня выглядят те памятники, которые изображал Орлов. В том же Георгиевском соборе на рисунке Орлова мы видим более поздние пристройки, а сегодня перед нами лаконичный величественный силуэт храма, почти такой же, как задумывался и строился в XII веке. Кстати, уже в середине века Орлов мог видеть, как меняется облик собора…
А вот, например, в более поздней работе – «Праздничный день в Троице-Сергиевой лавре» (1958) – ничего практически не изменилось: Успенский собор, Успенский кладезь с часовней (пусть стены и другого цвета). Только берез на площади больше нет, а на первом плане советские пионеры в галстуках кормят голубей. Да и народу гораздо меньше. Сегодня, к счастью, в праздничный день в лавре гораздо многолюднее.



Троице-Сергиева Лавра. Вид с крыльца Трапезной. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства



Сегодня соборы в реставрационных лесах: за ними бережно следят. Фото пресс-службы МДА

Другой пейзаж – «Вид с крыльца Трапезной церкви» (1959) – открывает нам панораму, которую и сегодня можно увидеть, приехав в Троице-Сергиеву лавру. Бросается в глаза лишь то, что женщины на рисунке преимущественно без платков. А некоторые из храмов на рисунках Орлова не сохранились, не дошли до наших дней, особенно это касается деревянной архитектуры: церкви Бережно-Дубовского погоста, вид церкви в честь св. Димитрия Солунского на реке Уфтюге.



Праздничный день в Троице-Сергиевой Лавре. Художник: Владимир Орлов / Музей христианского искусства



Фото пресс-службы МДА

Работы Орлова, написанные с 1940 по 1959 год, в коллекции Музея христианского искусства отсутствуют, совсем. А в 1959 году художник создает серию работ, посвященных как раз Троице-Сергиевой лавре – эти рисунки сохранились.
«В 1959 году шла реставрация самого большого храма Троице-Сергиевой лавры, Успенского собора, которая закончилась в 1960–1961 годах, – рассказывает Оксана Зарицкая. – Тогда в лавру были приглашены многие архитекторы, реставраторы, знатоки архитектуры. Я предполагаю, что и Владимир Орлов был среди приглашенных, потому лавра и появилась в его рисунках. Последние его работы из нашей коллекции отличает необычайная яркость, насыщенные цвета».
Выставка в каком-то смысле символична. Владимир Орлов бережно запечатлевал русскую церковную архитектуру, стремился точно передать ее облик, чтобы донести до зрителей неразрывную связь прошлого и настоящего. И вот теперь работники музея, предлагая нам познакомиться с его наследием, тоже словно устанавливают, а точнее – освещают, выводят из тени еще одно звено в этой цепочке времени.
Я уже не говорю о том, что смотреть грамотные профессиональные работы мастера – это всегда полезно…
Выставка будет работать в Музее христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» до 31 августа 2023 года по адресу: Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Оксана Головко
« В чём смысл тайных молитв
Зелёные платочки: история из женской колонии »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.