«Зорко одно лишь сердце»: христианские мотивы в произведениях Антуана де Сент-Экзюпери
Христианская жизнь всегда предполагает развитие человека. Нужно постоянно пребывать в поиске чего-то светлого и лучшего. Важно понять, что Евангелие обращено к нашему сердцу. Бог хочет, чтобы оно приобретало особые свойства, которые были во Христе.
Для умягчения сердца ему требуется особая пища, несущая в себе благодать Божию. Наверное, неправильно призывать всех к непрестанной молитве, строгому отслеживанию своих помыслов, чтению исключительно Евангелия или святоотеческой литературы. Безусловно, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленном опыте, скрытом в различных произведениях классической литературы. Обратившись к этому источнику, призвав помощь Божию в молитве, мы можем там найти для себя очень много полезного и назидательного. Во многие произведения христианские истины вшиты невидимыми нитями. Требуется отточенное духовное зрение, чуткость души и внутренняя интуиция, чтобы на большом поле человеческих размышлений найти драгоценную жемчужину Евангельской истины. Этот путь открыт для всех.
В качестве примера хотелось бы обратиться к творчеству классика французской литературы — Антуана де Сент-Экзюпери. Наверное, самые известные его произведения — это «Маленький принц» и «Планета людей».
Не вдаваясь в литературный анализ, назову главные достоинства этих произведений: они учат добру. А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин. Если сочинение наполнено светлым духом, то оно способно согреть наше сердце. Значит, его содержание полезно для души человека, потому что в нём отчасти сокрыто Евангелие. Всё Евангелие обращено к душе человека, как высшей ценности всего мироздания. А. Сент-Экзюпери тоже много говорит о человеке и смысле его жизни.
«Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
В наше время у многих людей пошатнулась система ценностей. На первый план встали деньги. Они заменили Бога, совесть, любовь к Отечеству. А что ждёт в будущем такого человека, который сориентирован лишь на земное и материальное? «Работая только ради материальных благ, — пишет А. Сент-Экзюпери, — мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». — «Верно, кто добивается лишь материального благополучия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить».
А что такое совершенство, о котором так много сказано в Евангелии?
Писатель говорит: «Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять». Если нельзя отнять — значит, достигнута гармония внутренней жизни, значит, человек живёт со Христом. У такого в душе новые качества. А разве можно отнять доброту, честность, умение жалеть и сострадать? Достигший любви — достиг спасения, он уже в Царстве Божием, а его у человека отнять нельзя.
Христос часто в своих изречениях и притчах обращался к теме природы. Она, как известно, — великая книга, проповедующая о величии Божием. Иногда жизнь природы справедливо обличает человека. Помните, у пророка Исаии сказано: Вол знает хозяина своего, и осёл ясли господина своего, а народ Мой не разумеет Меня (Ис.1, 3). Продолжая эту тему, А. Сент-Экзюпери пишет: «В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди, и только люди замыкаются в одиночестве. Как отдаляет нас друг от друга наш внутренний мир».
Если цель христианской жизни — достижение любви (ср. 1 Кор. 14, 1), то нам важно знать эти пути. Так как Бога мы по большей части пытаемся любить в ближних, то примем на этот счёт очень ценный совет французского мыслителя: «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Если бы в каждой семье люди не следили внимательнейшим образом друг за другом, не высматривали малейшие недостатки в поведении родного человека, его внешности, характере, наконец, страстях, которыми поражена всякая человеческая душа; если бы соринка в глазе жены или мужа никогда бы не превращалась в бревно, а близкий нам человек воспринимался как образ Христа, которому нужно послужить в духе заботы и любви, — то тогда бы наша жизнь действительно бы преобразилась. Смотреть в одном направлении, туда, где Христос и Его Евангелие, туда, где вечность и Царство Божие. Как это важно понять и, самое главное, исполнить.
Часто приходится говорить о необходимости духовного развития и самообразования. Царство Небесное нудится…(Мф. 11, 12), т.е. силою берётся. Этот труд потребен всякому. Без него Царства Божия не видать как собственных ушей. Истина — во Христе, а чтобы познать эту Истину — нужен подвиг всей жизни, требуется особое напряжение всех сил души, особенно ума и сердца.
По мысли А. Сент-Экзюпери, «Истина не лежит на поверхности. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущества, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека».
А ещё добавим, что «Истина человека то, что делает его человеком». — «Истина это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос». — «Истина — не то, что доказуемо. Истина — это простота».
Сегодня, как никогда, люди страдают от одиночества. Часто человек бывает одиноким даже в собственной семье. Все мы сильно разобщены. Придя к вере, мы должны искать настоящих друзей, родных себе по духу. Ведь верный друг — это услада жизни. А.Сент-Экзюпери, будучи лётчиком, знал цену настоящей дружбы и сказал об этом замечательные слова: «Нет, никто никогда не заменит погибшего товарища, старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба — плод долгих лет».
Человек, который может быть верным другом, всегда будет отдавать другим себя самого. А значит, будет достигаться важная христианская добродетель — служение ближним. Христианство всегда в служении, жертвенном и самоотверженном. Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляемся старому чиновнику, о котором писал А.Сент-Экзюпери: «Старый чиновник! Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своём обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе. Ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звёзд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, и тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты человек. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Видеть Бога, ближних, окружающий мир…Закончим наши размышления о смысле жизни словами Маленького Принца и его друга Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…».
Как это важно — видеть сердцем.
Главное требование для этого — чистота сердца. Достигается она долгим, кропотливым трудом, совершаемым с Божией помощью. Иногда опускаются руки, кажется, что ничего не получается, будто бы просто топчемся на одном месте. Но это не так. Богу ценно любое усилие со стороны человека. Христос всегда рядом и готов прийти нам на помощь. В это нужно твёрдо верить. Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца. Но сердце должно быть мягким, добрым и чистым, ибо Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Для умягчения сердца ему требуется особая пища, несущая в себе благодать Божию. Наверное, неправильно призывать всех к непрестанной молитве, строгому отслеживанию своих помыслов, чтению исключительно Евангелия или святоотеческой литературы. Безусловно, всё это нужно, но требуется и нечто ещё. Речь идёт о накопленном опыте, скрытом в различных произведениях классической литературы. Обратившись к этому источнику, призвав помощь Божию в молитве, мы можем там найти для себя очень много полезного и назидательного. Во многие произведения христианские истины вшиты невидимыми нитями. Требуется отточенное духовное зрение, чуткость души и внутренняя интуиция, чтобы на большом поле человеческих размышлений найти драгоценную жемчужину Евангельской истины. Этот путь открыт для всех.
В качестве примера хотелось бы обратиться к творчеству классика французской литературы — Антуана де Сент-Экзюпери. Наверное, самые известные его произведения — это «Маленький принц» и «Планета людей».
Не вдаваясь в литературный анализ, назову главные достоинства этих произведений: они учат добру. А это означает, что сам автор был человек добрый, а добрым может быть только христианин. Если сочинение наполнено светлым духом, то оно способно согреть наше сердце. Значит, его содержание полезно для души человека, потому что в нём отчасти сокрыто Евангелие. Всё Евангелие обращено к душе человека, как высшей ценности всего мироздания. А. Сент-Экзюпери тоже много говорит о человеке и смысле его жизни.
«Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
В наше время у многих людей пошатнулась система ценностей. На первый план встали деньги. Они заменили Бога, совесть, любовь к Отечеству. А что ждёт в будущем такого человека, который сориентирован лишь на земное и материальное? «Работая только ради материальных благ, — пишет А. Сент-Экзюпери, — мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить». — «Верно, кто добивается лишь материального благополучия, тот пожинает плоды, ради которых не стоит жить».
А что такое совершенство, о котором так много сказано в Евангелии?
Писатель говорит: «Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять». Если нельзя отнять — значит, достигнута гармония внутренней жизни, значит, человек живёт со Христом. У такого в душе новые качества. А разве можно отнять доброту, честность, умение жалеть и сострадать? Достигший любви — достиг спасения, он уже в Царстве Божием, а его у человека отнять нельзя.
Христос часто в своих изречениях и притчах обращался к теме природы. Она, как известно, — великая книга, проповедующая о величии Божием. Иногда жизнь природы справедливо обличает человека. Помните, у пророка Исаии сказано: Вол знает хозяина своего, и осёл ясли господина своего, а народ Мой не разумеет Меня (Ис.1, 3). Продолжая эту тему, А. Сент-Экзюпери пишет: «В нашем мире всё живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди, и только люди замыкаются в одиночестве. Как отдаляет нас друг от друга наш внутренний мир».
Если цель христианской жизни — достижение любви (ср. 1 Кор. 14, 1), то нам важно знать эти пути. Так как Бога мы по большей части пытаемся любить в ближних, то примем на этот счёт очень ценный совет французского мыслителя: «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит вместе смотреть в одном направлении».
Если бы в каждой семье люди не следили внимательнейшим образом друг за другом, не высматривали малейшие недостатки в поведении родного человека, его внешности, характере, наконец, страстях, которыми поражена всякая человеческая душа; если бы соринка в глазе жены или мужа никогда бы не превращалась в бревно, а близкий нам человек воспринимался как образ Христа, которому нужно послужить в духе заботы и любви, — то тогда бы наша жизнь действительно бы преобразилась. Смотреть в одном направлении, туда, где Христос и Его Евангелие, туда, где вечность и Царство Божие. Как это важно понять и, самое главное, исполнить.
Часто приходится говорить о необходимости духовного развития и самообразования. Царство Небесное нудится…(Мф. 11, 12), т.е. силою берётся. Этот труд потребен всякому. Без него Царства Божия не видать как собственных ушей. Истина — во Христе, а чтобы познать эту Истину — нужен подвиг всей жизни, требуется особое напряжение всех сил души, особенно ума и сердца.
По мысли А. Сент-Экзюпери, «Истина не лежит на поверхности. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущества, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека».
А ещё добавим, что «Истина человека то, что делает его человеком». — «Истина это то, что делает мир проще, а отнюдь не то, что обращает его в хаос». — «Истина — не то, что доказуемо. Истина — это простота».
Сегодня, как никогда, люди страдают от одиночества. Часто человек бывает одиноким даже в собственной семье. Все мы сильно разобщены. Придя к вере, мы должны искать настоящих друзей, родных себе по духу. Ведь верный друг — это услада жизни. А.Сент-Экзюпери, будучи лётчиком, знал цену настоящей дружбы и сказал об этом замечательные слова: «Нет, никто никогда не заменит погибшего товарища, старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища дороже, чем столько общих воспоминаний, столько тяжких часов, пережитых вместе, столько ссор, примирений, душевных порывов. Такая дружба — плод долгих лет».
Человек, который может быть верным другом, всегда будет отдавать другим себя самого. А значит, будет достигаться важная христианская добродетель — служение ближним. Христианство всегда в служении, жертвенном и самоотверженном. Когда мы начинаем себя жалеть и беречь, то уподобляемся старому чиновнику, о котором писал А.Сент-Экзюпери: «Старый чиновник! Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты свернулся клубком, укрылся в своём обывательском благополучии, в косных привычках, в затхлом провинциальном укладе. Ты воздвиг этот убогий оплот и спрятался от ветра, от морского прибоя и звёзд. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, и тебе и так немалого труда стоило забыть, что ты человек. Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Видеть Бога, ближних, окружающий мир…Закончим наши размышления о смысле жизни словами Маленького Принца и его друга Лиса: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…».
Как это важно — видеть сердцем.
Главное требование для этого — чистота сердца. Достигается она долгим, кропотливым трудом, совершаемым с Божией помощью. Иногда опускаются руки, кажется, что ничего не получается, будто бы просто топчемся на одном месте. Но это не так. Богу ценно любое усилие со стороны человека. Христос всегда рядом и готов прийти нам на помощь. В это нужно твёрдо верить. Христос и есть то главное, что глазами не увидишь. Для этого требуется зрение сердца. Но сердце должно быть мягким, добрым и чистым, ибо Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.