Ликбез: что такое вечерня?

Вечерня — это одна из церковных служб суточного круга, т. н. совершаемых в течение суток. В ранней Церкви богослужения были привязаны к определённому времени. Некоторые из них сохранили время их совершения в названиях. Например, повечерие (совершалось после ужина, по церковно-славянски — вечери), полунощница (совершалась в полночь). Название вечерни также указывает на время, в которое совершается эта служба — вечером.






Вечерня — первое богослужение суточного круга. Она начинается с чтения или пения 103 псалма, главная тема которого — сотворение мира Богом. В нем восхваляются деяния Творца и описывается мир со всеми его обитателями.
Воспоминание о сотворении мира переплетается с темами грехопадения Адама и покаяния. Они отражены в т. н. светильничных молитвах, которые священник про себя читает во время пения 103-псалма. Всего молитв семь. Светильничными они называются потому что в это время по церковному уставу полагается зажигать в храме свечи и лампады.
С темой покаяния связаны и избранные тексты из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», которые исполняются далее. Они пропитаны тоской падшего человека по Богу и надеждой на милосердие Божие.
Центральная тема вечерни — это тема Света. В одном из ее главных песнопений — «Свете Тихий» Светом называется Сам Христос. Это песнопение считается одним из самых древних молитвенных текстов. Оно выражает молитвенные переживания древних христиан, которые, наблюдая вечерний заход солнца, обращали свои молитвы ко Христу — Свету, Который не заходит никогда. Как писал святитель Киприан Карфагенский в III веке, «поскольку Христос есть истинное солнце и день истинный, то при захождении солнца, когда молимся и просим, да приидет на нас свет, молимся о пришествии Христовом, имеющем подать благодать света вечного».
Церковнославянский текст: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит»
Перевод: «Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного — Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами счастливыми, Сын Божий, дающий жизнь, — потому мир Тебя славит».
Тема света, принесенного Иисусом Христом людям, находит продолжение и в славословии Симеона Богоприимца, ветхозаветного праведника, который жил ожиданием исполнения пророчества о пришествии в мир Спасителя. Именно он и встретил в Иерусалимском храме принесенного туда Иосифом и Марией младенца Иисуса. Слова, которые Симеон произнес при этой встрече, завершают вечерню:
Церковнославянский текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Перевод: Сейчас отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твоё, которое Ты приготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Таким образом, вечерня символически охватывает время от начала истории мира и до прихода на землю Спасителя, который завершает время Ветхого завета.

Что такое вечерня в церкви?

Православная вечерня в своей обрядовой части уходит своими корнями в ветхозаветное богослужение. Сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме во время вечерней службы непременно совершался обряд возжигания светильника и воскурялись благовония. И сегодня использование ладана, вынос свечей и возжигание лампад составляют неотъемлемую обрядовую сторону вечерни.
Вечерня одно из самых древних богослужений, которое совершалось уже в раннехристианской Церкви. Сохранилось два описания вечерней службы первых веков. Одно находится в VIII книге «Постановлений апостольских», которая датируется исследователями 380 годом. Второе описание оставлено в записках паломницы Этерии, которые относятся к 393-394 годам. Тексты не содержат полного чинопоследования вечерни, но определенное сходство между раннехристианской службой и современной вечерней проследить можно. Отдельные молитвословия напоминают тексты молитв, которые и сегодня можно слышать в церкви.
Самое существенное влияние на формирование вечерни оказал преподобный Савва Освященный (+ 532 г.) основатель «Великой лавры» — известного мужского монастыря в Иудейской пустыне и создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в Православных церквях. Именно Иерусалимский устав был положен в основу современного чинопоследования православной вечерни.

Вечерня в Ветхом Завете

Ветхозаветное богослужение сводилось в своей основе к совершению жертвоприношений. Как уже говорилось выше, вечернее жертвоприношение предусматривало вдобавок ко всему зажигание светильника, поддержание его горения в течение всей ночи и воскурение фимиама. Запись об этом мы можем найти в книге Исход 30:8: «И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши». Упоминание о вечерней молитве встречается и в книге Левит 24:1-4: «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это — вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда».
Сегодня мы не совершаем жертвоприношений в том виде, как это было принято в Ветхом завете. Однако в привычной нам вечерне сохранились элементы ветхозаветной службы: каждение и возжжение светильников.
Такое родство с ветхозаветной практикой неудивительно. Апостолы происходили из иудейской среды и несли проповедь о Христе в первую очередь своим соотечественникам. Именно поэтому некоторые аспекты новозаветного богослужения напоминают элементы из практики ветхозаветной молитвы.

Вечерня в Новом Завете

Есть мнение, что основой вечерни в новозаветную эпоху стала агапа — вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пищи. Об обычае совершать агапу писал христианский апологет Тертуллиан, живший в конце II — нач. III века в Северной Африке. Тертуллиан упоминает о возжжении светильников, каждении, пении гимнов и традиции присоединять к богослужению трапезу.
Агапа переводится с греческого как любовь. Это название указывало на особую атмосферу братства и единения во Христе, царившую между верующими, которые следовали словам Христа пребудьте в любви Моей (Ин. 15:9), а также подчеркивало благотворительный характер собрания — к участию в общей трапезе приглашались и те, кто не мог обеспечить себя пропитанием.
В апостольский век агапа была продолжением Евхаристии — Таинства Церкви, установленного Иисусом Христом на Тайной вечери и совершаемого поначалу вечером. Впоследствии Евхаристия была отделена от агапы, но традиция собираться вечерами для молитвы и вкушения пищи осталась. По мере расширения Церкви совместная трапеза, совершаемая после молитвы утратила свое первоначальное благочестивое наполнение и со временем практически исчезла из богослужебной практики. Однако и сегодня отголоски этого древнего обычая можно усмотреть в той части вечерни, которая называется литией и совершается по праздникам. Ее кульминация — благословение хлебов, вина и масла, которые потом раздаются участникам богослужения.

Какая бывает вечерня?

Вечерня может быть трёх видов:
Малая
Вседневная
Великая
Также особый чин имеет вечерня, совершаемая в будние дни Великого поста.
Вседневная вечерня встречается в богослужебной практике наиболее часто. Почему? Дело в том, что в Церкви каждый день посвящен памяти того или иного святого, в честь которого и совершается богослужение. Среди святых есть особо почитаемые подвижники, например, Николай Чудотворец и те, почитание которых не столь масштабно. Последних — абсолютное большинство. И если накануне памяти известных святых обычно служится великая вечерня, то в честь остальных угодников Божьих совершается более скромная вседневная вечерня.

Великая вечерня

Великая вечерня — самый праздничный вид службы. Она совершается накануне великих церковных праздников, праздников в честь особо почитаемых икон Пресвятой Богородицы, а также, как уже говорилось выше, дней памяти известных святых. От остальных видов вечерни её отличает праздничный характер: 103 псалом поется, а не читается, во время пения «Свете Тихий» открываются царские врата и совершается торжественный вход с кадилом (в редких случаях с Евангелием), читаются паремии — краткие отрывки из Священного Писания (обычно из Ветхого завета), связанные тем или иным способом с праздником, служится лития. Великая вечерня, как правило, не совершается отдельно и входит в состав всенощного бдения. Последнее помимо вечерни включает в себя еще одно богослужение — утреню.

Малая вечерня

Малая вечерня — самая короткая из всех. Ее предписано совершать перед всенощным бдением после девятого часа. Однако в современной приходской практике это богослужение обычно опускается. Исключение составляют лишь некоторые монастыри.

Вечерня с акафистом

В некоторых приходских храмах и монастырях существует традиция в определенные дни совершать вечерню с акафистом Божией Матери или какому-либо святому. Это богослужение отличается от обычной вечерни только одним — оно включает в себя акафист — так называется церковное поэтическое произведение, которое представляет собой последовательность хвалебных гимнов, посвященных святому, Богородице или Господу.
Источник
« Чудо Богородицы на фронте
Грехи в интернете — это не по-настоящему? »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.