Почему Церковь не одобряет курения?
Применительно к курению, равно как и к любой другой вредной привычке, необходимо учитывать физический и духовный аспекты, которые неразрывно связаны друг с другом. Медицинская наука еще в прошлом веке убедительно доказала, что курение наносит серьезный вред нашему здоровью, становится причиной развития многих смертельных заболеваний.
И если по поводу пресловутого бокала вина среди врачей и нутрициологов еще существуют разногласия: насколько польза содержащихся в вине антиоксидантов и прочих микроэлементов перевешивает вред от алкоголя, — то вопросов о полезных свойствах табачных смесей уже давно никто не поднимает. Сегодня достаточно взглянуть на пачку сигарет, чтобы убедиться в губительности курения. Курильщик совершенно осознанно и намеренно наносит вред своему здоровью, сознательно укорачивает свою жизнь.
Между тем христианин призван бережно и ответственно относиться к своему здоровью. Ведь, как и жизнь, здоровье — это дар Божий, талант, которым нужно служить Богу, а не зарывать его в землю. В отличие от ряда религиозных учений христианство с почтением относится к физическому телу человека. Тело не темница души, а храм Духа Святого, как о том пишет апостол Павел: Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор 6:19). В другом послании, к римлянам, тот же апостол разъясняет, что физические силы необходимы человеку для служения Господу, для того чтобы достойно, с благодарностью ответить Богу на Его любовь к человеческому роду, в ответ на Его жертву принести Ему в жертву себя: …умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим 12:1).
Здоровье дается нам не для того, чтобы губить его вредными привычками, но чтобы использовать его для благих дел. Само по себе здоровье не является самоцелью. Оно необходимо для достижения высшей жизненной цели, спасения. Получив дар жизни от Бога человек должен, по слову святителя Иоанна Златоуста, «явить жизнь, достойную дара». Это выражение святителя, как и приведенные выше цитаты из апостола Павла, выстраивают правильную иерархию ценностей, в которой на первый план выходит духовная составляющая.
Наша плоть, то есть та часть нашего человеческого естества, которая привязывает нас к мирскому, материальному, совокупность наших чувств, мыслей, привычек, установок, чаще всего не хочет жить по духовным ориентирам. Нам сложно поститься, молиться, по воскресеньям вставать рано утром и идти на службу, совершать добрые дела. Если идти на поводу у плоти, то человек постепенно скатится на уровень животного существования. Поэтому апостол и призывает своих адресатов, а вместе с ними и всех христиан предоставить тела, то есть нашу психофизическую часть, Богу как жертву. В сознании античного человека, к которому обращается Павел, при слове «жертва» возникал предельно конкретный образ жертвенного животного, которое не спрашивают о его желаниях, а связывают и против его воли приносят на жертвенник.
Наша плоть может стать препятствием для спасения, если одержит верх над духом, или, наоборот, будучи поставлена на службу духу, послужить инструментом для реализации Божьего замысла о нас.
Для того чтобы обуздать тело, нам необходима сила воли, желание и способность реализовать свободу выбора. Курение же подчиняет волю человека, сковывает его свободу. Не случайно курение, алкоголизм, наркоманию называют зависимостями. Человек становится зависимым от сигареты, рюмки водки или некоего химического продукта. И в этом — духовная пагубность вредных привычек.
Курение, как и любая другая аддикция, препятствует выстраиванию правильной иерархии духа души и тела, вносит в нас внутренний разлад. Одновременно вредные привычки подрывают здоровье человека, сокращают продолжительность жизни, что сужает возможности для служения Богу и ближнему, которое так необходимо для нашего спасения.
И если по поводу пресловутого бокала вина среди врачей и нутрициологов еще существуют разногласия: насколько польза содержащихся в вине антиоксидантов и прочих микроэлементов перевешивает вред от алкоголя, — то вопросов о полезных свойствах табачных смесей уже давно никто не поднимает. Сегодня достаточно взглянуть на пачку сигарет, чтобы убедиться в губительности курения. Курильщик совершенно осознанно и намеренно наносит вред своему здоровью, сознательно укорачивает свою жизнь.
Между тем христианин призван бережно и ответственно относиться к своему здоровью. Ведь, как и жизнь, здоровье — это дар Божий, талант, которым нужно служить Богу, а не зарывать его в землю. В отличие от ряда религиозных учений христианство с почтением относится к физическому телу человека. Тело не темница души, а храм Духа Святого, как о том пишет апостол Павел: Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор 6:19). В другом послании, к римлянам, тот же апостол разъясняет, что физические силы необходимы человеку для служения Господу, для того чтобы достойно, с благодарностью ответить Богу на Его любовь к человеческому роду, в ответ на Его жертву принести Ему в жертву себя: …умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим 12:1).
Здоровье дается нам не для того, чтобы губить его вредными привычками, но чтобы использовать его для благих дел. Само по себе здоровье не является самоцелью. Оно необходимо для достижения высшей жизненной цели, спасения. Получив дар жизни от Бога человек должен, по слову святителя Иоанна Златоуста, «явить жизнь, достойную дара». Это выражение святителя, как и приведенные выше цитаты из апостола Павла, выстраивают правильную иерархию ценностей, в которой на первый план выходит духовная составляющая.
Наша плоть, то есть та часть нашего человеческого естества, которая привязывает нас к мирскому, материальному, совокупность наших чувств, мыслей, привычек, установок, чаще всего не хочет жить по духовным ориентирам. Нам сложно поститься, молиться, по воскресеньям вставать рано утром и идти на службу, совершать добрые дела. Если идти на поводу у плоти, то человек постепенно скатится на уровень животного существования. Поэтому апостол и призывает своих адресатов, а вместе с ними и всех христиан предоставить тела, то есть нашу психофизическую часть, Богу как жертву. В сознании античного человека, к которому обращается Павел, при слове «жертва» возникал предельно конкретный образ жертвенного животного, которое не спрашивают о его желаниях, а связывают и против его воли приносят на жертвенник.
Наша плоть может стать препятствием для спасения, если одержит верх над духом, или, наоборот, будучи поставлена на службу духу, послужить инструментом для реализации Божьего замысла о нас.
Для того чтобы обуздать тело, нам необходима сила воли, желание и способность реализовать свободу выбора. Курение же подчиняет волю человека, сковывает его свободу. Не случайно курение, алкоголизм, наркоманию называют зависимостями. Человек становится зависимым от сигареты, рюмки водки или некоего химического продукта. И в этом — духовная пагубность вредных привычек.
Курение, как и любая другая аддикция, препятствует выстраиванию правильной иерархии духа души и тела, вносит в нас внутренний разлад. Одновременно вредные привычки подрывают здоровье человека, сокращают продолжительность жизни, что сужает возможности для служения Богу и ближнему, которое так необходимо для нашего спасения.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.