«Кто не работает, тот не ест»: смысл и происхождение крылатого выражения
Фразу «Кто не работает, тот не ест» люди, рожденные в СССР, и их потомки слышали с самого детства. Многим она кажется уже довольно избитой сермяжной правдой или выражением утопической мечты идеологов — кому какое мировоззрение ближе. Шутники сочинили на нее немало пародий. Но первоисточник фразы в нашей культуре — это выражение Священного Писания, а не творения теоретиков социализма.
В Библии оно звучит так: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес 3:10). В сочинениях Ленина и других большевистских агитационных материалах она приобрела вид «Кто не работает, тот не ест». Смысл ее также поменялся, о чем красноречиво говорит иллюстрация к этой фразе в агитационном букваре 1920 года: несолоно хлебавши куда-то уходят монахи с четками, которых советская власть незаслуженно заклеймила тунеядцами.
В социалистическом государстве лозунг «Кто не работает, тот не ест» имел силу закона. 12-я статья Конституции «победившего социализма» от 1936 года так и гласит: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». Против тунеядцев, к которым относили не только настоящих антиобщественных личностей, но и духовенство и часть интеллигенции, государственная машина без колебаний пускала в ход принудительные меры.
А что же имел в виду апостол Павел? Прочитаем фразу в контексте.
Откуда цитата «Кто не работает, тот не ест»?
Откроем Второе послание к Фессалоникийцам и найдем третью главу — 2 Фес 3:6–15.
На русском:
Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
На церковнославянском:
Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас: сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас: не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам. Ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам: яко аще кто не хощет делати ниже да яст. Слышим бо некия безчинноходящыя у вас, ничтоже делающыя, но лукавно обходящыя: таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. Вы же, братие, не стужайте, доброе творяще. Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата.
Советские пропагандисты, искажая смысл через призму своего понимания классовой теории, говорили, будто Библия написана только для рабов и учит их усерднее служить своим господам. Но мы видим в послании апостола Павла совсем иную картину: он предостерегает всякого брата, поступающего бесчинно (2 Фес 3:6). А в частности, его слова обращены к бездельникам, которых появилось много среди христиан Фессалоников. И это явно были не рабы, а люди, имеющие много свободного времени и попусту его тратящие. Они не занимались ничем полезным, а только суетились — по объяснению святителя Феофана Затворника, они лишь ходили туда-сюда, глазели, болтали, спорили, сплетничали, ругались друг с другом. В то самое время лжепророки объявляли, что Второе Пришествие Господне состоится совсем скоро, даже составили подложное письмо — якобы от имени Павла. И некоторые подумали, что больше нет смысла в повседневных делах и их можно оставить. Как бы то ни было, они вели пустую жизнь, вопреки увещаниям Павла. Поэтому апостол напоминает им заповедь – по всей видимости, ту же самую заповедь, что была дана Богом Адаму после его грехопадения: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19).
В чем же отличие библейской заповеди от лозунга строителя коммунизма? Прежде всего — в происхождении и в цели. Заповедь, которой Павел научил фессалоникийцев, была дана Богом, исполнять ее безусловно необходимо всякому человеку, желающему спастись и жить вечно в раю. Коммунистический призыв к добродетели не имеет в виду никакого рая Божия, но нацелен на создание рая на земле — утопии. А строителям этой утопии совершенно не было понятно, зачем священники приносят Бескровную Жертву в храмах, зачем монахи тратят ночи на молитву — что они, мол, производят полезного для большевистского светлого будущего? Какое спасение от Бога, если собрались добиваться рая своею собственной рукой? Поэтому атеисты, разделяющие коммунистическую идеологию, и клеймили, и до сих пор клеймят тружеников Духа бездельниками, в душе мечтая принудительно отправить их на заводы и шахты.
Итак, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — в Библии это не лозунг государственной политики, направленной на передел собственности, не программа построения общества, где «каждому по потребностям», а личный призыв к совести каждого христианина, чтобы стыдно было есть пищу, не прилагая усилий к труду.
В Библии оно звучит так: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес 3:10). В сочинениях Ленина и других большевистских агитационных материалах она приобрела вид «Кто не работает, тот не ест». Смысл ее также поменялся, о чем красноречиво говорит иллюстрация к этой фразе в агитационном букваре 1920 года: несолоно хлебавши куда-то уходят монахи с четками, которых советская власть незаслуженно заклеймила тунеядцами.
В социалистическом государстве лозунг «Кто не работает, тот не ест» имел силу закона. 12-я статья Конституции «победившего социализма» от 1936 года так и гласит: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». Против тунеядцев, к которым относили не только настоящих антиобщественных личностей, но и духовенство и часть интеллигенции, государственная машина без колебаний пускала в ход принудительные меры.
А что же имел в виду апостол Павел? Прочитаем фразу в контексте.
Откуда цитата «Кто не работает, тот не ест»?
Откроем Второе послание к Фессалоникийцам и найдем третью главу — 2 Фес 3:6–15.
На русском:
Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
На церковнославянском:
Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас: сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, нощь и день делающе, да не отягчим никогоже от вас: не яко не имамы власти, но да себе образ дамы вам, во еже уподобитися нам. Ибо егда бехом у вас, сие завещавахом вам: яко аще кто не хощет делати ниже да яст. Слышим бо некия безчинноходящыя у вас, ничтоже делающыя, но лукавно обходящыя: таковым запрещаем и молим о Господе нашем Иисусе Христе, да с безмолвием делающе, свой хлеб ядят. Вы же, братие, не стужайте, доброе творяще. Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится: и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата.
«Кто не работает, тот не ест» в Библии
Теперь, зная контекст, мы можем проанализировать смысл выражения «Кто не работает, тот не ест» в Библии.Советские пропагандисты, искажая смысл через призму своего понимания классовой теории, говорили, будто Библия написана только для рабов и учит их усерднее служить своим господам. Но мы видим в послании апостола Павла совсем иную картину: он предостерегает всякого брата, поступающего бесчинно (2 Фес 3:6). А в частности, его слова обращены к бездельникам, которых появилось много среди христиан Фессалоников. И это явно были не рабы, а люди, имеющие много свободного времени и попусту его тратящие. Они не занимались ничем полезным, а только суетились — по объяснению святителя Феофана Затворника, они лишь ходили туда-сюда, глазели, болтали, спорили, сплетничали, ругались друг с другом. В то самое время лжепророки объявляли, что Второе Пришествие Господне состоится совсем скоро, даже составили подложное письмо — якобы от имени Павла. И некоторые подумали, что больше нет смысла в повседневных делах и их можно оставить. Как бы то ни было, они вели пустую жизнь, вопреки увещаниям Павла. Поэтому апостол напоминает им заповедь – по всей видимости, ту же самую заповедь, что была дана Богом Адаму после его грехопадения: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19).
В чем же отличие библейской заповеди от лозунга строителя коммунизма? Прежде всего — в происхождении и в цели. Заповедь, которой Павел научил фессалоникийцев, была дана Богом, исполнять ее безусловно необходимо всякому человеку, желающему спастись и жить вечно в раю. Коммунистический призыв к добродетели не имеет в виду никакого рая Божия, но нацелен на создание рая на земле — утопии. А строителям этой утопии совершенно не было понятно, зачем священники приносят Бескровную Жертву в храмах, зачем монахи тратят ночи на молитву — что они, мол, производят полезного для большевистского светлого будущего? Какое спасение от Бога, если собрались добиваться рая своею собственной рукой? Поэтому атеисты, разделяющие коммунистическую идеологию, и клеймили, и до сих пор клеймят тружеников Духа бездельниками, в душе мечтая принудительно отправить их на заводы и шахты.
Итак, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — в Библии это не лозунг государственной политики, направленной на передел собственности, не программа построения общества, где «каждому по потребностям», а личный призыв к совести каждого христианина, чтобы стыдно было есть пищу, не прилагая усилий к труду.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Не полностью согласен с этой статьей. При СССР тоже хватало бомжей, страна этим законом боролась с бомжами и дармоедами, этот вопрос спорный и долгий. Почему РПЦ в основном пишет о страданиях священников при Союзе, будто не было безвинно пострадавших обывателей. Много читаю вас и такое ощущение складывается, что при батюшке царе не страдали ни РПЦ, ни люди, все было по писанию. Не согласен с вашими доводами. Всегда и во все времена страдали и пророки и священники и простой люд, так же об этом говорят и Иеговисты и шаманы и жрецы. Человек должен иметь свое горчичное зерно веры и идти правильным путем праведности нашего Господа, но у каждого свой путь, как у каждого своя правда. К сожалению не каждый может принять истину Божью и найти тот узкий путь ведущий к Отцу домой. Поэтому наше оружие есть молитва и труд во имя Господа. Простите.
- ↓