Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы
19 июня 2022 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного Спасского собора Пензы. Это большое событие для Сурского края: собор, взорванный в 1934 году, строили более десяти лет. Ему присвоен статус кафедрального. Впереди заключительный этап благоукрашения — роспись.
На протяжении нескольких лет интерьер собора проектирует творческая мастерская «Царьград». Ее руководитель Дмитрий Трофимов рассказал нам, как создают убранство главного храма Пензенской земли.
Дмитрий ТРОФИМОВ
Над убранством Спасского кафедрального собора Пензы вы работаете не первый год. Как архитекторы и художники подходят к благоукрашению, с одной стороны, нового, с другой — исторического, воссоздаваемого храма?
Спасский собор — величественный, стройный, просторный. Работать с таким пространством очень интересно. В самом деле, мастерская «Царьград» немало потрудилась над убранством. По нашему комплексному проекту были выполнены полы из натурального камня, освещение и гипсовое убранство храма. Чтобы было понятнее, насколько это основательный труд, приведу пример. На разработку документации и прорисовку деталей 15 хоросов и 64 настенных бра ушел год. По нашему проекту выполнен весь лепной декор, без которого немыслим храм XIX века. Следующим этапом мастерская создала проект росписи собора.
К благоукрашению главного собора Пензы мы подошли, уже имея за плечами опыт воссоздания исторических церковных интерьеров. Собственно, моим первым серьезным прикосновением к церковному искусству была работа над росписями в Храме Христа Спасителя. Конечно, прежде чем приступать к проектированию, мы познакомились с историей храма, изучили абсолютно все источники, которые удалось найти: архивы, фотографии. Собирали информацию по крупицам. С другой стороны, мы опирались на знание истории церковного искусства, консультировались с искусствоведами. Ведь и академический стиль бывает разным.
Следующий вопрос как раз касается истории. И Спасский собор, и Храм Христа Спасителя изначально были построены в XIX веке. Значит, проект росписи Спасского собора предполагает тот же стиль, что и в ХХС?
Да, и Храм Христа Спасителя, и Спасский собор — это XIX век и торжество академического стиля. Но Храм Христа Спасителя был расписан на 25 лет позже, и это был уже другой стиль и даже, если хотите, подход к программе росписи. Есть отличия, о которых мы знаем и учитываем их.
Что известно об убранстве взорванного Спасского собора?
Что мы знаем? Знаем, что в 1851 году Спасский собор расписали отец и сын — Кузьма и Иван Макаровы. Причем имя Ивана Макарова известно и в мире светского искусства: он был великолепным портретистом, запечатлевшим, к примеру, красоту Натальи Николаевны Пушкиной. Но мне, как церковному художнику, особенно ценно иконописное наследие Ивана Кузьмича. Он расписывал церкви Пензенской губернии, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, писал иконы, причем стремился, прежде чем создать образ на холсте, создать его в уме, внимательно изучая жития святых.
Апостол Иоанн. Иван Кузьмич Макаров
Апостол Иоанн. Мастерская Царьград
Поэтому большое счастье, что мы имеем возможность видеть эскизы Ивана Макарова, выполненные при подготовке к росписи Спасского собора. Это фигуры евангелистов, которые сейчас хранятся в Пензенской картинной галерее имени К. А. Савицкого. На основе замечательных набросков Макарова мы написали акварельные эскизы, которые были включены в проект. В росписи они воплотятся как более масштабные, величественные композиции на пилонах храма.
А что известно о программе росписи исторического Спасского собора?
Дошли до нас одна-две фотографии, а также словесные описания. Из публикаций в газетах мы знаем, что одну половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Очень интересно изучать, как были расположены сюжеты, ведь в программе росписи не может быть ничего случайного. Сопоставление сюжетов выявляло символические связи. Над «Моисеем при Неопалимой Купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона — и люди плакали перед ней о своих грехах, как плакал ветхозаветный пророк. В местной прессе так и писали: «Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению». Таков был запрос — видеть в храме максимальную полноту Священной истории, изображенную живо и выразительно.
Созданный вами проект росписи повторяет замысел Макаровых?
Храм увеличился почти в полтора раза, изменилась внутренняя архитектура, поэтому сделать ту же самую роспись мы не можем. Но гораздо важнее не нарушить, как вы правильно сказали, иконографического замысла Макаровых. Я считаю, что нам это удалось. И рад, что наш проект был тепло встречен в Пензенской епархии. Более того, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим внёс очень много тонких и точных предложений. Мы следовали им и стремились создать светоносное пространство, используя изобразительный язык академической живописи. Проект росписи максимально приближает внутреннее убранство воссозданного собора к интерьерам его исторического предшественника.
На протяжении нескольких лет интерьер собора проектирует творческая мастерская «Царьград». Ее руководитель Дмитрий Трофимов рассказал нам, как создают убранство главного храма Пензенской земли.
Дмитрий ТРОФИМОВ
Над убранством Спасского кафедрального собора Пензы вы работаете не первый год. Как архитекторы и художники подходят к благоукрашению, с одной стороны, нового, с другой — исторического, воссоздаваемого храма?
Спасский собор — величественный, стройный, просторный. Работать с таким пространством очень интересно. В самом деле, мастерская «Царьград» немало потрудилась над убранством. По нашему комплексному проекту были выполнены полы из натурального камня, освещение и гипсовое убранство храма. Чтобы было понятнее, насколько это основательный труд, приведу пример. На разработку документации и прорисовку деталей 15 хоросов и 64 настенных бра ушел год. По нашему проекту выполнен весь лепной декор, без которого немыслим храм XIX века. Следующим этапом мастерская создала проект росписи собора.
К благоукрашению главного собора Пензы мы подошли, уже имея за плечами опыт воссоздания исторических церковных интерьеров. Собственно, моим первым серьезным прикосновением к церковному искусству была работа над росписями в Храме Христа Спасителя. Конечно, прежде чем приступать к проектированию, мы познакомились с историей храма, изучили абсолютно все источники, которые удалось найти: архивы, фотографии. Собирали информацию по крупицам. С другой стороны, мы опирались на знание истории церковного искусства, консультировались с искусствоведами. Ведь и академический стиль бывает разным.
Следующий вопрос как раз касается истории. И Спасский собор, и Храм Христа Спасителя изначально были построены в XIX веке. Значит, проект росписи Спасского собора предполагает тот же стиль, что и в ХХС?
Да, и Храм Христа Спасителя, и Спасский собор — это XIX век и торжество академического стиля. Но Храм Христа Спасителя был расписан на 25 лет позже, и это был уже другой стиль и даже, если хотите, подход к программе росписи. Есть отличия, о которых мы знаем и учитываем их.
Что известно об убранстве взорванного Спасского собора?
Что мы знаем? Знаем, что в 1851 году Спасский собор расписали отец и сын — Кузьма и Иван Макаровы. Причем имя Ивана Макарова известно и в мире светского искусства: он был великолепным портретистом, запечатлевшим, к примеру, красоту Натальи Николаевны Пушкиной. Но мне, как церковному художнику, особенно ценно иконописное наследие Ивана Кузьмича. Он расписывал церкви Пензенской губернии, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, писал иконы, причем стремился, прежде чем создать образ на холсте, создать его в уме, внимательно изучая жития святых.
Апостол Иоанн. Иван Кузьмич Макаров
Апостол Иоанн. Мастерская Царьград
Поэтому большое счастье, что мы имеем возможность видеть эскизы Ивана Макарова, выполненные при подготовке к росписи Спасского собора. Это фигуры евангелистов, которые сейчас хранятся в Пензенской картинной галерее имени К. А. Савицкого. На основе замечательных набросков Макарова мы написали акварельные эскизы, которые были включены в проект. В росписи они воплотятся как более масштабные, величественные композиции на пилонах храма.
А что известно о программе росписи исторического Спасского собора?
Дошли до нас одна-две фотографии, а также словесные описания. Из публикаций в газетах мы знаем, что одну половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Очень интересно изучать, как были расположены сюжеты, ведь в программе росписи не может быть ничего случайного. Сопоставление сюжетов выявляло символические связи. Над «Моисеем при Неопалимой Купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона — и люди плакали перед ней о своих грехах, как плакал ветхозаветный пророк. В местной прессе так и писали: «Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению». Таков был запрос — видеть в храме максимальную полноту Священной истории, изображенную живо и выразительно.
Созданный вами проект росписи повторяет замысел Макаровых?
Храм увеличился почти в полтора раза, изменилась внутренняя архитектура, поэтому сделать ту же самую роспись мы не можем. Но гораздо важнее не нарушить, как вы правильно сказали, иконографического замысла Макаровых. Я считаю, что нам это удалось. И рад, что наш проект был тепло встречен в Пензенской епархии. Более того, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим внёс очень много тонких и точных предложений. Мы следовали им и стремились создать светоносное пространство, используя изобразительный язык академической живописи. Проект росписи максимально приближает внутреннее убранство воссозданного собора к интерьерам его исторического предшественника.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.