Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы

19 июня 2022 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного Спасского собора Пензы. Это большое событие для Сурского края: собор, взорванный в 1934 году, строили более десяти лет. Ему присвоен статус кафедрального. Впереди заключительный этап благоукрашения — роспись.

На протяжении нескольких лет интерьер собора проектирует творческая мастерская «Царьград». Ее руководитель Дмитрий Трофимов рассказал нам, как создают убранство главного храма Пензенской земли.

Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы

Дмитрий ТРОФИМОВ

Над убранством Спасского кафедрального собора Пензы вы работаете не первый год. Как архитекторы и художники подходят к благоукрашению, с одной стороны, нового, с другой — исторического, воссоздаваемого храма?

Спасский собор — величественный, стройный, просторный. Работать с таким пространством очень интересно. В самом деле, мастерская «Царьград» немало потрудилась над убранством. По нашему комплексному проекту были выполнены полы из натурального камня, освещение и гипсовое убранство храма. Чтобы было понятнее, насколько это основательный труд, приведу пример. На разработку документации и прорисовку деталей 15 хоросов и 64 настенных бра ушел год. По нашему проекту выполнен весь лепной декор, без которого немыслим храм XIX века. Следующим этапом мастерская создала проект росписи собора.

Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы

К благоукрашению главного собора Пензы мы подошли, уже имея за плечами опыт воссоздания исторических церковных интерьеров. Собственно, моим первым серьезным прикосновением к церковному искусству была работа над росписями в Храме Христа Спасителя. Конечно, прежде чем приступать к проектированию, мы познакомились с историей храма, изучили абсолютно все источники, которые удалось найти: архивы, фотографии. Собирали информацию по крупицам. С другой стороны, мы опирались на знание истории церковного искусства, консультировались с искусствоведами. Ведь и академический стиль бывает разным.

Следующий вопрос как раз касается истории. И Спасский собор, и Храм Христа Спасителя изначально были построены в XIX веке. Значит, проект росписи Спасского собора предполагает тот же стиль, что и в ХХС?

Да, и Храм Христа Спасителя, и Спасский собор — это XIX век и торжество академического стиля. Но Храм Христа Спасителя был расписан на 25 лет позже, и это был уже другой стиль и даже, если хотите, подход к программе росписи. Есть отличия, о которых мы знаем и учитываем их.

Что известно об убранстве взорванного Спасского собора?

Что мы знаем? Знаем, что в 1851 году Спасский собор расписали отец и сын — Кузьма и Иван Макаровы. Причем имя Ивана Макарова известно и в мире светского искусства: он был великолепным портретистом, запечатлевшим, к примеру, красоту Натальи Николаевны Пушкиной. Но мне, как церковному художнику, особенно ценно иконописное наследие Ивана Кузьмича. Он расписывал церкви Пензенской губернии, участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, писал иконы, причем стремился, прежде чем создать образ на холсте, создать его в уме, внимательно изучая жития святых.

Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы

Апостол Иоанн. Иван Кузьмич Макаров

Спасский собор: новая старая архитектурная жемчужина Пензы

Апостол Иоанн. Мастерская Царьград

Поэтому большое счастье, что мы имеем возможность видеть эскизы Ивана Макарова, выполненные при подготовке к росписи Спасского собора. Это фигуры евангелистов, которые сейчас хранятся в Пензенской картинной галерее имени К. А. Савицкого. На основе замечательных набросков Макарова мы написали акварельные эскизы, которые были включены в проект. В росписи они воплотятся как более масштабные, величественные композиции на пилонах храма.

А что известно о программе росписи исторического Спасского собора?

Дошли до нас одна-две фотографии, а также словесные описания. Из публикаций в газетах мы знаем, что одну половину храма занимали сцены из Ветхого Завета, а вторую — новозаветные. Очень интересно изучать, как были расположены сюжеты, ведь в программе росписи не может быть ничего случайного. Сопоставление сюжетов выявляло символические связи. Над «Моисеем при Неопалимой Купине» была изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем. Напротив «Плача Иеремии о разрушении Иерусалима» находилась Казанская икона — и люди плакали перед ней о своих грехах, как плакал ветхозаветный пророк. В местной прессе так и писали: «Везде взор христианина встречает поучительные события и примеры святых, необходимые на пути к нашему спасению». Таков был запрос — видеть в храме максимальную полноту Священной истории, изображенную живо и выразительно.

Созданный вами проект росписи повторяет замысел Макаровых?

Храм увеличился почти в полтора раза, изменилась внутренняя архитектура, поэтому сделать ту же самую роспись мы не можем. Но гораздо важнее не нарушить, как вы правильно сказали, иконографического замысла Макаровых. Я считаю, что нам это удалось. И рад, что наш проект был тепло встречен в Пензенской епархии. Более того, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим внёс очень много тонких и точных предложений. Мы следовали им и стремились создать светоносное пространство, используя изобразительный язык академической живописи. Проект росписи максимально приближает внутреннее убранство воссозданного собора к интерьерам его исторического предшественника.

Оставить комментарий

Слово Божие. Здесь есть всё - религия, православие, христианство, праздники, обряды, традиции, молитвы, Библия, Бог, Иисус Христос, патриарх, священник, крест, пост, святые, храмы, монастыри, съезды, конференции.
2015 — 2024