Вход Господень в Иерусалим: что нужно знать о празднике?

Воскресенье 17 апреля Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Это переходящий праздник, а значит, его дата не фиксирована и зависит от даты Пасхи. События Вербного воскресенья описывают все четыре евангелиста.






Весной приблизительно 30-го года нашей эры в Иерусалим стекались толпы народа на главный в году иудейский праздник еврейской Пасхи. Понтий Пилат приехал, чтобы предотвратить ожидаемый мятеж местного населения. Спаситель тоже шел в Иерусалим. Накануне Он воскресил своего умершего друга Лазаря. Множество людей видели это чудо и поверили, что Иисус — тот самый Мессия, которого так долго ждал Израиль. А значит, Он возглавит народ и освободит страну от власти жестоких римлян.
В Иерусалиме Спаситель выгнал из Храма всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Простой народ слушал Христа с восхищением, к Нему подходили за исцелением. Однако иудейские первосвященники не узнали в Иисусе долгожданного Мессию. Они решили убить и Его, и Лазаря, потому что видя его воскресение многие уверовали в Иисуса.

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим:

Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)

Кондак на Вход Господень в Иерусалим:

На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Молитва на Вход Господень в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениях духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Ду́хом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Традиции праздника

Внешне праздник Входа Господня в Иерусалим — один из наиболее заметных церковных праздников. Накануне, в субботу и в само Вербное воскресенье многие люди на улице несут веточки с пушистыми почками.
Церковной традицией стало освящение в этот день ваий, то есть молодых ветвей финиковой пальмы. В российских широтах много веков назад их заменили вербы. Они упоминаются в богослужении Вербного воскресенья практически во всех песнопениях. После чтения Евангелия вербы кадят, над ними читают молитву. Тонкие ветки с едва пробивающимися почками символизируют нашу связь с событием тысячелетней давности.
При строгом запрете на вкушение рыбы в течение Великого поста на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.

Особенности православного богослужения

Двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднества (подготовительного периода) и отдания. Накануне в Лазареву субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения брата Марфы и Марии, совершенное Христом незадолго до того, как Он отправился в Иерусалим. На Литургии положены праздничные антифоны (попеременно поющиеся стихи) из 102, 145 и других псалмов.
« Вход Господень в Иерусалим: иконы и фрески...
Не тратьте время на блудников! »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.