Протоиерей Павел Великанов: «Великий пост — это не челлендж»
Нужно ли ставить себе цели на Великий пост? Если да, то как это делать правильно?
Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ
Отец Павел, стоит ли верующему человеку ставить для себя какие-то цели на пост? Может быть, нужно составить чек-лист и следовать ему? Как это сделать правильно?
Давайте сразу оговоримся, что Великий пост — это не челлендж, его нельзя воспринимать как набор условий, которые нужно выполнить во что бы то ни стало. Мне кажется, писать себе четкий список целей на пост — далеко не универсальный способ прожить эти священные дни и приблизиться к Богу. Наверное, есть люди, которые могут свою жизнь «программировать» определенным способом, и для них этот чек-лист будет работать. Но таких — меньшинство.
Далеко не все планируют свою жизнь, пытаясь упаковать в определенный объем времени много разных событий. Есть люди, которые живут в прямом смысле как Бог на душу положит. Это не значит, что они разгильдяи, которым ничего не нужно. У таких людей есть какое-то внутреннее чувство ритма жизни, приоритетности тех или иных событий. Едва ли для такого человека следование строгим правилам по дневнику Великого поста, который в последнее время стал очень популярным, будет продуктивным. Планы и цели — очень индивидуальные вещи. Пространства поста и молитвы — это пространства отношений между человеком и Богом, где Бог — вовсе не что-то абстрактное, а Тот, с кем мы общаемся, от Кого слышим определенные ответы и подсказки. Лично мне ближе, когда эти отношения выстраиваются не по заранее зафиксированному регламенту, а в каком-то более живом и непосредственном формате.
А как это выглядит на практике?
Приведу простой пример: как выстраиваются отношения между молодым человеком и девушкой? Они начинаются со знаков внимания, обретения чувства взаимности, общения, постепенного узнавания друг друга. Это все происходит в форме диалога, причем не только словесного, ведь и любой подарок, любая отправленная картинка или эмодзи — все это неотъемлемая часть общения. Невозможно представить, чтобы кто-то из них постоянно молчал. Это были бы уже не отношения, а разговор с самим собой.
Такое же происходит и в духовной жизни. Мы можем придумать себе определенный регламент наших отношений с Богом и зациклиться на его реализации. При этом сам регламент станет для нас гораздо важнее, чем реальные отношения. Это опасная ловушка, в которую надо постараться не попасть. Другое дело, когда мы стараемся услышать, есть ли какая-то реакция, ответ на наши усилия и, соответственно, корректируем свое поведение, исходя из этого ответа или его отсутствия. Это совершенно другая модель отношений с Богом, чем когда человек постоянно что-то выдает из себя по направлению к небу и не ожидает никакой обратной связи.
На эту тему у митрополита Сурожского Антония есть потрясающая история: один человек жаловался ему на свой духовный кризис. Он непрестанно совершал Иисусову молитву, но при этом не чувствовал ни поддержки, ни ответа со стороны Бога. В ответ владыка Антоний внезапно сказал: «А вы не думали, что вам нужно просто помолчать? Бог не собирается вас перекрикивать. Он достаточно деликатен для того, чтобы ждать, когда вы закончите и будете готовы Его слушать».
Так вот, когда человек приобретает этот навык взаимодействия с Богом, он может искренне, от сердца сказать: «Господь — мой тайм-менеджер, я не буду суетиться». Такой человек не пытается навязывать себе регламент молитвы, поста, каких-то мероприятий, которые сам и придумал. Он понимает, что Бог через разные обстоятельства, встречи, через то, что мы называем случайностями, постоянно нас «поправляет», и если что-то разрушается в этом регламенте — не страшно. А вот для того, кто привык жить только по расписанию, это трагедия и проблема.
Для человека, который живет по вере, такие «корректировки» планов не доставляют существенного дискомфорта. Он понимает, что Режиссер его жизни — Бог. Господь гораздо лучше выстроит и график, и все остальное, потому что Он исходит из любви. И Он — Премудр! Здесь другая модель поведения, в которой нет попытки ставить фиксированные цели — это может привести к прямо противоположному результату. Например, человек может перенапрячься и расстроится из-за того, что поставленные задачи не были достигнуты. Поэтому в плане поиска ответа на вопрос «как правильно построить свой пост?» я сторонник гармонизации, а не рационализации.
Вы вспомнили митрополита Сурожского Антония. У него есть такая мысль: «В пост нужно отказаться от того, что делает тебя хуже». Я могу неправильно ее понимать, но звучит как постановка цели. Это может быть и что-то примитивное на первый взгляд: например, не объедаться сладким...
Это совсем другое дело. Владыка Антоний говорит скорее о сверхцели, которая лаконично определена. Пост — это сознательное и свободное ограничение себя в том, что не является жизненно необходимым. Если без чего-то в принципе можно обойтись — лучше так и сделать. Без чего конкретно, это уже определяет сам человек — в зависимости от своего состояния, условий, качества жизни, здоровья и так далее. Если для человека не является жизненно необходимым употребление сладкого, то, конечно, нужно отказаться от этого.
Но ведь в Церкви уже есть вполне определенный регламент проведения поста. Разве сам человек должен определять, от чего ему отказываться?
Конечно, в Церкви есть определенный регламент и устав поста. Это необходимая «база», которую нужно соблюдать. Я же говорю скорее о тех вещах, которые остаются за ее пределами. Устав не может «залезть» в душу и вытащить те занозы, которые создают серьезные проблемы в отношениях между человеком и Богом. Сами по себе ни пост, ни молитва, ни какие-то правильные поступки не делают человека лучше. Устав поста — это инструментарий, которым мы должны научиться пользоваться, чтобы убрать препятствия на пути своего духовного развития.
Постараюсь объяснить подробнее. Можно соблюдать пост, ходить в храм, исповедоваться просто потому, что «так правильно». Пришел пост — нужно поститься. Это одна история. Другая — когда предписания поста становятся желанными средствами от избавления от того, что вас мучает.
В формальных границах постного устава даже в отношении еды остается большой диапазон. Например, понятие «строгий пост» для каждого человека будет разным. Для одного — это хлеб и вода, для другого — отказ от мясо-молочной продукции. У третьего может выражаться в том, что он отказывает себе в самом любимом, например в сладком. Сейчас много людей вообще не ест мясо — для них не проблема делать это и в пост, а ведь он требует от нас какого-то сверхусилия над собой. Как поститься человеку, который и так находится круглогодично в состоянии поста в плане, допустим, неупотребления какой-то пищи? Нужно найти в своей жизни излишество и — превратить в ресурс. Запросто может быть такое, что человек пристрастен к безобидным финикам и не может жить без них — а ведь этот продукт формально можно есть в любой день поста! Вот тут человек и должен определять сам, нужно ему это пристрастие в пост или нет. Лишение должно быть ощутимым, иначе не работает.
Подобными вопросами часто озадачиваются те, кто много лет постится по уставу. Для них пост уже не воспринимается как особый подвиг — они привыкли к этому ритму и укладу жизни настолько, что не замечают его. В такой ситуации человеку нужно серьезно задуматься над поиском ресурса, который направить для решения духовных проблем. Я обычно привожу в пример родителя, у которого хронически не хватает времени для общения с детьми. Он это осознает и хочет исправить, но сил недостает. Такой родитель может сознательно лишить себя ежедневного чтения новостей в Интернете и освободившееся время посвятить детям. Я считаю, что это и есть самый настоящий продуктивный пост. Человек нашел излишки, превратил их в ресурс и направил на решение проблемы, которую раньше не мог решить. Это некий алгоритм применения на практике того, о чем говорит Церковь в уставе.
То есть в пост все-таки можно ставить себе цели? Просто они не должны быть мелкими и формальными?
Да. Я сторонник того, чтобы ставить большие цели и не загонять себя в очень узкие рамки. Когда в пост мы себя ужимаем, не позволяем себе того, что раньше для нас было привычным, у нас появляется внутреннее напряжение, продуктивным результатом которого должно стать изменение. Мы начинаем лучше себя видеть, либо по-другому начинаем переживать отношения с Господом. В любом случае, это какая-то динамика и движение к Богу. Именно в этом я вижу сверхцель поста, которую и нужно себе поставить.
Как понять, что ты на правильном пути и отношения с Богом все-таки переходят на другой уровень? Как это выражается?
Я думаю, что это прежде всего выражается в укреплении веры. Не в плане какой-то декларативности, а, например, в обретении устойчивости в стрессовой ситуации. Например, когда происходят неприятности на работе, в личной жизни или где-либо еще — и при этом человек реагирует на это намного спокойнее, чем раньше. Это и есть укрепление веры и перевод отношений с Богом на новый уровень. Человек больше доверяет Богу и принимает эту данность, а не впадает в уныние, злость или смущение. Чем больше вера крепнет в человеке, тем легче он переносит подобные ситуации. Это и есть свидетельство того, что вера у человека растет. Любые плоды Духа, о которых говорит апостол Павел: любовь, радость, мир, кротость, благость, долготерпение, воздержание, милосердие — развитие этих качеств в душе человека свидетельствует о том, что он находится на правильном пути.
А человек может самостоятельно проанализировать такую динамику отношений с Богом? Или тут обязательно нужен «взгляд со стороны» — от священника?
Да, это идеальный вариант. Вообще, важно помнить, что наличие наставника, который может со стороны подсказать и помочь, очень важно. Поэтому любые подвиги, которые выходят за рамки привычного образа жизни, лучше корректировать со священником, духовником или с другим духовно опытным человеком, которому вы доверяете. Это позволит избежать крайностей, но только сам человек несет ответственность за те поступки, труды и подвиги, которые на себя берет.
Что делать, если такого священника рядом нет?
Да, такое действительно часто случается. Те же приходские батюшки не всех своих прихожан знают хорошо из-за большого их количества. Вот стандартный случай: подходит условная прихожанка и говорит: «Батюшка, у меня болит желудок, благословите мне Великим постом пить молоко». Первая мысль: конечно, разрешить! Но если бы священник знал глубже контекст этой просьбы, то понял бы, что дело вообще не в больном желудке. А в том, что у этого человека, допустим, болезненное пристрастие к йогуртам и он не мыслит себе и дня без этого разнообразия синтетических вкусов. И тут уже совсем другой разговор может быть. Поэтому, если священника нет или он вас плохо знает, остается опираться только на свою совесть, здравомыслие и помнить, что любые крайности к добру не приводят.
Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ
Отец Павел, стоит ли верующему человеку ставить для себя какие-то цели на пост? Может быть, нужно составить чек-лист и следовать ему? Как это сделать правильно?
Давайте сразу оговоримся, что Великий пост — это не челлендж, его нельзя воспринимать как набор условий, которые нужно выполнить во что бы то ни стало. Мне кажется, писать себе четкий список целей на пост — далеко не универсальный способ прожить эти священные дни и приблизиться к Богу. Наверное, есть люди, которые могут свою жизнь «программировать» определенным способом, и для них этот чек-лист будет работать. Но таких — меньшинство.
Далеко не все планируют свою жизнь, пытаясь упаковать в определенный объем времени много разных событий. Есть люди, которые живут в прямом смысле как Бог на душу положит. Это не значит, что они разгильдяи, которым ничего не нужно. У таких людей есть какое-то внутреннее чувство ритма жизни, приоритетности тех или иных событий. Едва ли для такого человека следование строгим правилам по дневнику Великого поста, который в последнее время стал очень популярным, будет продуктивным. Планы и цели — очень индивидуальные вещи. Пространства поста и молитвы — это пространства отношений между человеком и Богом, где Бог — вовсе не что-то абстрактное, а Тот, с кем мы общаемся, от Кого слышим определенные ответы и подсказки. Лично мне ближе, когда эти отношения выстраиваются не по заранее зафиксированному регламенту, а в каком-то более живом и непосредственном формате.
А как это выглядит на практике?
Приведу простой пример: как выстраиваются отношения между молодым человеком и девушкой? Они начинаются со знаков внимания, обретения чувства взаимности, общения, постепенного узнавания друг друга. Это все происходит в форме диалога, причем не только словесного, ведь и любой подарок, любая отправленная картинка или эмодзи — все это неотъемлемая часть общения. Невозможно представить, чтобы кто-то из них постоянно молчал. Это были бы уже не отношения, а разговор с самим собой.
Такое же происходит и в духовной жизни. Мы можем придумать себе определенный регламент наших отношений с Богом и зациклиться на его реализации. При этом сам регламент станет для нас гораздо важнее, чем реальные отношения. Это опасная ловушка, в которую надо постараться не попасть. Другое дело, когда мы стараемся услышать, есть ли какая-то реакция, ответ на наши усилия и, соответственно, корректируем свое поведение, исходя из этого ответа или его отсутствия. Это совершенно другая модель отношений с Богом, чем когда человек постоянно что-то выдает из себя по направлению к небу и не ожидает никакой обратной связи.
На эту тему у митрополита Сурожского Антония есть потрясающая история: один человек жаловался ему на свой духовный кризис. Он непрестанно совершал Иисусову молитву, но при этом не чувствовал ни поддержки, ни ответа со стороны Бога. В ответ владыка Антоний внезапно сказал: «А вы не думали, что вам нужно просто помолчать? Бог не собирается вас перекрикивать. Он достаточно деликатен для того, чтобы ждать, когда вы закончите и будете готовы Его слушать».
Так вот, когда человек приобретает этот навык взаимодействия с Богом, он может искренне, от сердца сказать: «Господь — мой тайм-менеджер, я не буду суетиться». Такой человек не пытается навязывать себе регламент молитвы, поста, каких-то мероприятий, которые сам и придумал. Он понимает, что Бог через разные обстоятельства, встречи, через то, что мы называем случайностями, постоянно нас «поправляет», и если что-то разрушается в этом регламенте — не страшно. А вот для того, кто привык жить только по расписанию, это трагедия и проблема.
Для человека, который живет по вере, такие «корректировки» планов не доставляют существенного дискомфорта. Он понимает, что Режиссер его жизни — Бог. Господь гораздо лучше выстроит и график, и все остальное, потому что Он исходит из любви. И Он — Премудр! Здесь другая модель поведения, в которой нет попытки ставить фиксированные цели — это может привести к прямо противоположному результату. Например, человек может перенапрячься и расстроится из-за того, что поставленные задачи не были достигнуты. Поэтому в плане поиска ответа на вопрос «как правильно построить свой пост?» я сторонник гармонизации, а не рационализации.
Вы вспомнили митрополита Сурожского Антония. У него есть такая мысль: «В пост нужно отказаться от того, что делает тебя хуже». Я могу неправильно ее понимать, но звучит как постановка цели. Это может быть и что-то примитивное на первый взгляд: например, не объедаться сладким...
Это совсем другое дело. Владыка Антоний говорит скорее о сверхцели, которая лаконично определена. Пост — это сознательное и свободное ограничение себя в том, что не является жизненно необходимым. Если без чего-то в принципе можно обойтись — лучше так и сделать. Без чего конкретно, это уже определяет сам человек — в зависимости от своего состояния, условий, качества жизни, здоровья и так далее. Если для человека не является жизненно необходимым употребление сладкого, то, конечно, нужно отказаться от этого.
Но ведь в Церкви уже есть вполне определенный регламент проведения поста. Разве сам человек должен определять, от чего ему отказываться?
Конечно, в Церкви есть определенный регламент и устав поста. Это необходимая «база», которую нужно соблюдать. Я же говорю скорее о тех вещах, которые остаются за ее пределами. Устав не может «залезть» в душу и вытащить те занозы, которые создают серьезные проблемы в отношениях между человеком и Богом. Сами по себе ни пост, ни молитва, ни какие-то правильные поступки не делают человека лучше. Устав поста — это инструментарий, которым мы должны научиться пользоваться, чтобы убрать препятствия на пути своего духовного развития.
Постараюсь объяснить подробнее. Можно соблюдать пост, ходить в храм, исповедоваться просто потому, что «так правильно». Пришел пост — нужно поститься. Это одна история. Другая — когда предписания поста становятся желанными средствами от избавления от того, что вас мучает.
В формальных границах постного устава даже в отношении еды остается большой диапазон. Например, понятие «строгий пост» для каждого человека будет разным. Для одного — это хлеб и вода, для другого — отказ от мясо-молочной продукции. У третьего может выражаться в том, что он отказывает себе в самом любимом, например в сладком. Сейчас много людей вообще не ест мясо — для них не проблема делать это и в пост, а ведь он требует от нас какого-то сверхусилия над собой. Как поститься человеку, который и так находится круглогодично в состоянии поста в плане, допустим, неупотребления какой-то пищи? Нужно найти в своей жизни излишество и — превратить в ресурс. Запросто может быть такое, что человек пристрастен к безобидным финикам и не может жить без них — а ведь этот продукт формально можно есть в любой день поста! Вот тут человек и должен определять сам, нужно ему это пристрастие в пост или нет. Лишение должно быть ощутимым, иначе не работает.
Подобными вопросами часто озадачиваются те, кто много лет постится по уставу. Для них пост уже не воспринимается как особый подвиг — они привыкли к этому ритму и укладу жизни настолько, что не замечают его. В такой ситуации человеку нужно серьезно задуматься над поиском ресурса, который направить для решения духовных проблем. Я обычно привожу в пример родителя, у которого хронически не хватает времени для общения с детьми. Он это осознает и хочет исправить, но сил недостает. Такой родитель может сознательно лишить себя ежедневного чтения новостей в Интернете и освободившееся время посвятить детям. Я считаю, что это и есть самый настоящий продуктивный пост. Человек нашел излишки, превратил их в ресурс и направил на решение проблемы, которую раньше не мог решить. Это некий алгоритм применения на практике того, о чем говорит Церковь в уставе.
То есть в пост все-таки можно ставить себе цели? Просто они не должны быть мелкими и формальными?
Да. Я сторонник того, чтобы ставить большие цели и не загонять себя в очень узкие рамки. Когда в пост мы себя ужимаем, не позволяем себе того, что раньше для нас было привычным, у нас появляется внутреннее напряжение, продуктивным результатом которого должно стать изменение. Мы начинаем лучше себя видеть, либо по-другому начинаем переживать отношения с Господом. В любом случае, это какая-то динамика и движение к Богу. Именно в этом я вижу сверхцель поста, которую и нужно себе поставить.
Как понять, что ты на правильном пути и отношения с Богом все-таки переходят на другой уровень? Как это выражается?
Я думаю, что это прежде всего выражается в укреплении веры. Не в плане какой-то декларативности, а, например, в обретении устойчивости в стрессовой ситуации. Например, когда происходят неприятности на работе, в личной жизни или где-либо еще — и при этом человек реагирует на это намного спокойнее, чем раньше. Это и есть укрепление веры и перевод отношений с Богом на новый уровень. Человек больше доверяет Богу и принимает эту данность, а не впадает в уныние, злость или смущение. Чем больше вера крепнет в человеке, тем легче он переносит подобные ситуации. Это и есть свидетельство того, что вера у человека растет. Любые плоды Духа, о которых говорит апостол Павел: любовь, радость, мир, кротость, благость, долготерпение, воздержание, милосердие — развитие этих качеств в душе человека свидетельствует о том, что он находится на правильном пути.
А человек может самостоятельно проанализировать такую динамику отношений с Богом? Или тут обязательно нужен «взгляд со стороны» — от священника?
Да, это идеальный вариант. Вообще, важно помнить, что наличие наставника, который может со стороны подсказать и помочь, очень важно. Поэтому любые подвиги, которые выходят за рамки привычного образа жизни, лучше корректировать со священником, духовником или с другим духовно опытным человеком, которому вы доверяете. Это позволит избежать крайностей, но только сам человек несет ответственность за те поступки, труды и подвиги, которые на себя берет.
Что делать, если такого священника рядом нет?
Да, такое действительно часто случается. Те же приходские батюшки не всех своих прихожан знают хорошо из-за большого их количества. Вот стандартный случай: подходит условная прихожанка и говорит: «Батюшка, у меня болит желудок, благословите мне Великим постом пить молоко». Первая мысль: конечно, разрешить! Но если бы священник знал глубже контекст этой просьбы, то понял бы, что дело вообще не в больном желудке. А в том, что у этого человека, допустим, болезненное пристрастие к йогуртам и он не мыслит себе и дня без этого разнообразия синтетических вкусов. И тут уже совсем другой разговор может быть. Поэтому, если священника нет или он вас плохо знает, остается опираться только на свою совесть, здравомыслие и помнить, что любые крайности к добру не приводят.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.