Кто такие старцы, как искать себе наставника и о чём с ним говорить?
Стоит ли ездить к старцам? В каких случаях и кому? Всё ли, что они скажут, исполнять? Отвечает священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново.
Мне, как представителю «белого духовенства», сложно судить об этом явлении, потому что оно относится к сфере исключительно монашеской жизни. Но как священник я, безусловно, сталкивался в разных формах (к счастью, косвенно) с тем явлением, которое на сегодняшний день получило особый термин – «младостарчество». То есть старчество ложное, не настоящее, ведущее человека к погибели.
Монашеский путь очень сложен, и без опытного проводника можно зайти совсем не туда. Подлинная монашеская жизнь – это, прежде всего, молитва и духовное делание, и именно для восхождения по лествице преображения и необходима помощь старца.
Таким образом, специфика существования и необходимость старчества заключается в следующем: а) характерно оно исключительно для монашеской среды, и б) необходимо как поддержка именно в духовном пути.
То есть старец не может быть не монахом (отдельные единичные случаи все же были), и для него присуща деятельность, связанная с духовным руководством послушника (послушник тоже монах). Поэтому отвечать на вопросы, такие как: «жениться мне или нет?», «искать ли новую работу?», «почему муж пьет?», «почему жена изменяет?» и прочее, он не должен, поскольку эти вопросы при всей их важности не относятся непосредственно к духовной жизни человека.
К сожалению, в наше духовно непростое время люди ищут тех, кого они называют «старцами», именно для ответов на всё вышеперечисленное. В принципе, нет ничего плохого в том, что человек хочет решить свои проблемы, но зачем же для этого искать «сверхлюдей»? Разве этому нас учит Писание? Разве Христос и апостолы призывали «ищите старца и обрящете Жизнь Вечную»?
К сожалению, Писание нас вообще мало чему учит, потому что — и это великая наша проблема — занимает в жизни православных десятое место…
Без знания Писания, без его изучения (вместе с догматикой Церкви) поездка к «старцу» в лучшем случае оказывается бессмысленной. В худшем — чрезвычайно опасной. Можно стать жертвой и проходимца, и психически больного, и прельщенного (водимого духами тьмы под видом ангелов).
К сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Как-то на катехизаторской беседе один из родителей оглашенных рассказал, что его жена после поездки в монастырь и разговора со «старицей» начала практиковать многочасовые молитвы и резко изменила свою жизнь в сторону аскетики. Вроде бы все хорошо, но, оказывается, монахиня рассказала, что в «прошлой жизни» (!) эта женщина была воином, убила много людей, поэтому каяться ей надо и за «прошлую жизнь».
Я, было, попытался сострить, не в калмыцкий ли дацан ездила женщина, но шутка не удалась: дело было в одной из «русских» областей (кажется, Нижегородской), и монастырь был православным! При этом женщина и далее ходит в храм, участвует в таинствах с твердым и решительным убеждением отмаливать грехи «прошлой жизни».
Конечно, случай особый. И «монастырь», куда она ездила, может быть, совсем и не монастырь. Но дело в другом. Неужели если бы она хоть немного знала основы веры, произошло бы нечто подобное? Поэтому вместо культивации старческой культуры и «сердечных рассказов» на тему «душа умилилась старцем и его котиком», необходимо серьезно заняться православной дидактикой, иначе мы будем слышать ещё множество подобных историй.
Мы же с вами еще богаче братьев богача (простите за тавтологию). У нас есть и Писание, и громадный святоотеческий опыт. Не познакомившись с этой духовной сокровищницей, куда едешь, ты, человек!?
Если на пути встретился действительно подлинный духовник, уходить от него, конечно, не стоит, но в специальном поиске духовника есть что-то подозрительное. А если уж решили все-таки искать и даже кандидата нашли, то внимательнейшим образом к нему присмотритесь, перед тем как подходить и просить о духовничестве.
Очень и очень сложно в духовной жизни разобраться по внешним признакам. А сердце видеть дано лишь Господу Богу. Перед вами может быть исключительный аскет и внешне духовный подвижник, но, как мы знаем из истории, немало раскольников и еретиков было суровыми аскетами. К примеру, Арий. Современники видели в нем величайшего подвижника. Очень худой, он имел изможденный вид и грустное выражение лица, обладал вкрадчивым и мягким голосом. Вылитый современный образ псевдостарца! А этот Арий, как мы, опять же, знаем из истории, чуть не взорвал Церковь изнутри.
Поэтому тем, кто хочет специально искать духовника, отвечу так, как говорят в Одессе: «А оно вам надо?!» Спасение и наличие духовника никак напрямую не связаны. Прекрасно, если у вас есть истинный духовник, но и без духовного отца Господь не оставит, если стремимся жить по Его заповедям.
Вообще критерии прозорливости (то есть знания, получаемого сверхъестественным путем) и чудотворений не являются показателем ни истинного духовника, ни святости как таковой. Мы же не атеисты, нас не нужно убеждать посредством чудес. Нам интересна природа и источник этих чудес. А источник может быть даже ох какой неожиданный…
Как видим из работ Осипова, и в древние времена к человеческой личности относились очень внимательно, понимали ее неоднозначность и многосложность. Сейчас с этим большая проблема. Даже если перед нами высокодуховный подвижник, мы должны понимать, что человек может ничего не смыслить, к примеру, в медицине и политике.
Помню, смотрел по телевизору, как у уважаемого всеми старца берут интервью и спрашивают обо всем на свете. Человек вынужден отвечать, но уровень и качество этих ответов оставляли множество вопросов. Почему же нам кажется, что Господь должен был дать этому высокодуховному человеку соломонову мудрость, с чего мы это взяли!? Кстати, мудрец Соломон в конце жизни погряз в грехах, и мудрость его не спасла.
Речь не о том, кто умней, а о том, кто ближе к Богу. О каждом человеке у Бога свое попечение, и каждый (в том числе и подвижник) должен знать свое дело. Мы же не спрашиваем у известного космонавта о последних тенденциях в современной моде или у слесаря — как лечить подагру?
Человек своими духовными подвигами может быть очень угодным Творцу, но даст ли ему Господь разум и рассудительность, или прозорливость, или еще что-то, одному Господу Богу решать.
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор.15:41). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:28-31)
В заключение хотелось бы напомнить, что стремиться мы должны не к старцам и не к духовникам, а ко Христу, и весь наш религиозный путь от начала и до конца должен быть направлен исключительно к Нему, потому что Он есть «…Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).
Риск зайти не туда
Знакомство с любым явлением лучше всего начинать с определения термина. «Ста́рчество (от старец, старик) в православии — вид монашеской деятельности, связанный с духовным руководством. Старец осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре, реже над приходящими мирянами» (Википедия).Мне, как представителю «белого духовенства», сложно судить об этом явлении, потому что оно относится к сфере исключительно монашеской жизни. Но как священник я, безусловно, сталкивался в разных формах (к счастью, косвенно) с тем явлением, которое на сегодняшний день получило особый термин – «младостарчество». То есть старчество ложное, не настоящее, ведущее человека к погибели.
Монашеский путь очень сложен, и без опытного проводника можно зайти совсем не туда. Подлинная монашеская жизнь – это, прежде всего, молитва и духовное делание, и именно для восхождения по лествице преображения и необходима помощь старца.
Таким образом, специфика существования и необходимость старчества заключается в следующем: а) характерно оно исключительно для монашеской среды, и б) необходимо как поддержка именно в духовном пути.
То есть старец не может быть не монахом (отдельные единичные случаи все же были), и для него присуща деятельность, связанная с духовным руководством послушника (послушник тоже монах). Поэтому отвечать на вопросы, такие как: «жениться мне или нет?», «искать ли новую работу?», «почему муж пьет?», «почему жена изменяет?» и прочее, он не должен, поскольку эти вопросы при всей их важности не относятся непосредственно к духовной жизни человека.
К сожалению, в наше духовно непростое время люди ищут тех, кого они называют «старцами», именно для ответов на всё вышеперечисленное. В принципе, нет ничего плохого в том, что человек хочет решить свои проблемы, но зачем же для этого искать «сверхлюдей»? Разве этому нас учит Писание? Разве Христос и апостолы призывали «ищите старца и обрящете Жизнь Вечную»?
К сожалению, Писание нас вообще мало чему учит, потому что — и это великая наша проблема — занимает в жизни православных десятое место…
Кайся: в прошлой жизни была воином
Если худо-бедно православный люд знает Евангелие, то Павлово богословие (и других апостолов) с мудрыми ответами на серьезные вопросы остается вообще “за бортом”. Практики чтения Писания нет (зато есть практика чтения всякой «старческой чудесятины»), а на богослужениях оно звучит на малопонятном церковнославянском языке. И человек едет сотню километров к некоему «старцу», чтобы спросить о том, о чем черным по белому написано в Книге Книг.Без знания Писания, без его изучения (вместе с догматикой Церкви) поездка к «старцу» в лучшем случае оказывается бессмысленной. В худшем — чрезвычайно опасной. Можно стать жертвой и проходимца, и психически больного, и прельщенного (водимого духами тьмы под видом ангелов).
К сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Как-то на катехизаторской беседе один из родителей оглашенных рассказал, что его жена после поездки в монастырь и разговора со «старицей» начала практиковать многочасовые молитвы и резко изменила свою жизнь в сторону аскетики. Вроде бы все хорошо, но, оказывается, монахиня рассказала, что в «прошлой жизни» (!) эта женщина была воином, убила много людей, поэтому каяться ей надо и за «прошлую жизнь».
Я, было, попытался сострить, не в калмыцкий ли дацан ездила женщина, но шутка не удалась: дело было в одной из «русских» областей (кажется, Нижегородской), и монастырь был православным! При этом женщина и далее ходит в храм, участвует в таинствах с твердым и решительным убеждением отмаливать грехи «прошлой жизни».
Конечно, случай особый. И «монастырь», куда она ездила, может быть, совсем и не монастырь. Но дело в другом. Неужели если бы она хоть немного знала основы веры, произошло бы нечто подобное? Поэтому вместо культивации старческой культуры и «сердечных рассказов» на тему «душа умилилась старцем и его котиком», необходимо серьезно заняться православной дидактикой, иначе мы будем слышать ещё множество подобных историй.
Срочно ищем духовника?
К теме старчества можно добавить участившийся в последнее время в православных СМИ от некоторых священнослужителей призыв всеми силами искать духовника. Сразу вспоминается притча о Богаче и Лазаре. Когда Богач попросил Авраама послать Лазаря предупредить еще живых своих братьев об ожидающих их посмертных муках, что ему ответил Авраам: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их… Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 19:31). То есть если не брать исключительно редкие случаи, в Писании есть ответы на все вопросы духовной жизни, и его вполне достаточно, чтобы не очутиться в вечном огне.Мы же с вами еще богаче братьев богача (простите за тавтологию). У нас есть и Писание, и громадный святоотеческий опыт. Не познакомившись с этой духовной сокровищницей, куда едешь, ты, человек!?
Если на пути встретился действительно подлинный духовник, уходить от него, конечно, не стоит, но в специальном поиске духовника есть что-то подозрительное. А если уж решили все-таки искать и даже кандидата нашли, то внимательнейшим образом к нему присмотритесь, перед тем как подходить и просить о духовничестве.
Очень и очень сложно в духовной жизни разобраться по внешним признакам. А сердце видеть дано лишь Господу Богу. Перед вами может быть исключительный аскет и внешне духовный подвижник, но, как мы знаем из истории, немало раскольников и еретиков было суровыми аскетами. К примеру, Арий. Современники видели в нем величайшего подвижника. Очень худой, он имел изможденный вид и грустное выражение лица, обладал вкрадчивым и мягким голосом. Вылитый современный образ псевдостарца! А этот Арий, как мы, опять же, знаем из истории, чуть не взорвал Церковь изнутри.
Поэтому тем, кто хочет специально искать духовника, отвечу так, как говорят в Одессе: «А оно вам надо?!» Спасение и наличие духовника никак напрямую не связаны. Прекрасно, если у вас есть истинный духовник, но и без духовного отца Господь не оставит, если стремимся жить по Его заповедям.
«Свят, но не искусен»
Говоря о старцах, хотелось бы затронуть еще один аспект. В мною рекомендуемой прекрасной работе А.И.Осипова «Почему исчезли старцы» говорится, что даже воистину святые люди (чего в современных случаях и близко нет!) могли ошибочно давать советы, просто потому, что не имели дара мудрого рассуждения. Про таких даже говорили: «Свят, но не искусен». «Древнее святоотеческое предание сообщает, что игуменом монастыря избирали не чудотворца и прозорливого, а человека праведной жизни и рассудительного, который, может быть, и не имел особых явных даров, но был разумным» (А.И. Осипов).Вообще критерии прозорливости (то есть знания, получаемого сверхъестественным путем) и чудотворений не являются показателем ни истинного духовника, ни святости как таковой. Мы же не атеисты, нас не нужно убеждать посредством чудес. Нам интересна природа и источник этих чудес. А источник может быть даже ох какой неожиданный…
Как видим из работ Осипова, и в древние времена к человеческой личности относились очень внимательно, понимали ее неоднозначность и многосложность. Сейчас с этим большая проблема. Даже если перед нами высокодуховный подвижник, мы должны понимать, что человек может ничего не смыслить, к примеру, в медицине и политике.
Помню, смотрел по телевизору, как у уважаемого всеми старца берут интервью и спрашивают обо всем на свете. Человек вынужден отвечать, но уровень и качество этих ответов оставляли множество вопросов. Почему же нам кажется, что Господь должен был дать этому высокодуховному человеку соломонову мудрость, с чего мы это взяли!? Кстати, мудрец Соломон в конце жизни погряз в грехах, и мудрость его не спасла.
Речь не о том, кто умней, а о том, кто ближе к Богу. О каждом человеке у Бога свое попечение, и каждый (в том числе и подвижник) должен знать свое дело. Мы же не спрашиваем у известного космонавта о последних тенденциях в современной моде или у слесаря — как лечить подагру?
Человек своими духовными подвигами может быть очень угодным Творцу, но даст ли ему Господь разум и рассудительность, или прозорливость, или еще что-то, одному Господу Богу решать.
«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор.15:41). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:28-31)
В заключение хотелось бы напомнить, что стремиться мы должны не к старцам и не к духовникам, а ко Христу, и весь наш религиозный путь от начала и до конца должен быть направлен исключительно к Нему, потому что Он есть «…Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.