Новое Небо и Новая Земля: почему христиане с радостью ждут конца света?
В своей статье Сергей Худиев объясняет, почему христиане с радостью ждут «конец света».
Для язычников мир ходил по кругу. Время представляло собой ряд вложенных друг в друга и бесконечно повторяющихся циклов. Это было по-своему понятно — люди видели циклы в природе — смена дня и ночи, приливов и отливов, фаз луны, времен года — и верили в «вечное возвращение», когда история совершит оборот, она начнет все сначала.
Библейское откровение разрывает эту закольцованность и показывает время как линейное, историю — как космическую драму, которая разворачивается от истинного начала к истинному концу. История мира разворачивается от Сотворения, через Грехопадение, Искупление и Страшный Суд к своей подлинной цели — Небесному Иерусалиму, где Бог будет все во всем.
Мир, в котором мы живем, мир греха и неправды, зыбок, преходящ, непрочен — число его дней сочтено Богом. Христиане не могут быть укоренены в нем; наш дом — не здесь, мы принадлежим другому миру. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17)
Как мы видим из этих слов Апостола, мир сей — это система ценностей и отношений, основанных на отверждении или игнорировании Бога, на стремлении к удовольствиям («похоти плоти»), обладанию («похоти очей») и престижу («гордости житейской»). Этот мир проходит — Апостол говорит о том, что «пользующиеся миром сим, [должны быть] как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31)
Наш Господь вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых, и история этого мира завершится. Для нас это звучит скорее пугающе — мы привыкли к тому, что «конец света» это что-то ужасное, всеобщая гибель, сюжет из фильмов-катастроф, где какие-нибудь разрушительные силы сметают род человеческий с лица земли. Но с точки зрения Священного Писания это, напротив, настолько радостное событие, что в него трудно поверить именно потому, что оно настолько прекрасно. Завершится история греха и боли, борьбы и изнеможения, и явится новый мир — как сказал поэт, «мир с лица, а не с изнанки», мир, где будет править любовь Божия, и все творение будет согрето ее светом.
Уже ветхозаветные Пророки говорят о Царстве праведности и мира, которое Бог установит на земле в конце истории: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море»(Ис.11:6-9)
Смерть будет уничтожена, слезы страдальцев отерты самим Богом, и все народы сядут за праздничный пир в Царстве Божием.
«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:6-9)
Книга Откровения Иоанна Богослова обещает Новое Небо и Новую Землю:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. (Откр.21:1-7)
Бог приведет Свое творение к чему-то невыразимо прекрасному и радостному — и христианская жизнь есть жизнь в напряженном ожидании этого дня. Как говорится в «учении двенадцати Апостолов», «Да приидет благодать и да прейдет мир сей»
Мы знаем, что этот мир с его угрозами и соблазнами, его империями и царствами, его обманом и фальшью — не наш мир. Мы — представители иной цивилизации, граждане иного града, подданные иного Царя, ожидающие Его возвращения.
Мысленно мы уже там — и смотрим на нашу жизнь, наши отношения с людьми, и наши обязанности оттуда. Однако ожидание конца мира — такое естественное и необходимое для христиан — иногда принимало и принимает ошибочные и болезненные формы. Поэтому нам важно понять, что мы можем знать о конце истории из Писания и Предания — и что это означает для нашей жизни здесь и сейчас.
Для язычников мир ходил по кругу. Время представляло собой ряд вложенных друг в друга и бесконечно повторяющихся циклов. Это было по-своему понятно — люди видели циклы в природе — смена дня и ночи, приливов и отливов, фаз луны, времен года — и верили в «вечное возвращение», когда история совершит оборот, она начнет все сначала.
Библейское откровение разрывает эту закольцованность и показывает время как линейное, историю — как космическую драму, которая разворачивается от истинного начала к истинному концу. История мира разворачивается от Сотворения, через Грехопадение, Искупление и Страшный Суд к своей подлинной цели — Небесному Иерусалиму, где Бог будет все во всем.
Мир, в котором мы живем, мир греха и неправды, зыбок, преходящ, непрочен — число его дней сочтено Богом. Христиане не могут быть укоренены в нем; наш дом — не здесь, мы принадлежим другому миру. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17)
Как мы видим из этих слов Апостола, мир сей — это система ценностей и отношений, основанных на отверждении или игнорировании Бога, на стремлении к удовольствиям («похоти плоти»), обладанию («похоти очей») и престижу («гордости житейской»). Этот мир проходит — Апостол говорит о том, что «пользующиеся миром сим, [должны быть] как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31)
Наш Господь вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых, и история этого мира завершится. Для нас это звучит скорее пугающе — мы привыкли к тому, что «конец света» это что-то ужасное, всеобщая гибель, сюжет из фильмов-катастроф, где какие-нибудь разрушительные силы сметают род человеческий с лица земли. Но с точки зрения Священного Писания это, напротив, настолько радостное событие, что в него трудно поверить именно потому, что оно настолько прекрасно. Завершится история греха и боли, борьбы и изнеможения, и явится новый мир — как сказал поэт, «мир с лица, а не с изнанки», мир, где будет править любовь Божия, и все творение будет согрето ее светом.
Уже ветхозаветные Пророки говорят о Царстве праведности и мира, которое Бог установит на земле в конце истории: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море»(Ис.11:6-9)
Смерть будет уничтожена, слезы страдальцев отерты самим Богом, и все народы сядут за праздничный пир в Царстве Божием.
«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис.25:6-9)
Книга Откровения Иоанна Богослова обещает Новое Небо и Новую Землю:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. (Откр.21:1-7)
Бог приведет Свое творение к чему-то невыразимо прекрасному и радостному — и христианская жизнь есть жизнь в напряженном ожидании этого дня. Как говорится в «учении двенадцати Апостолов», «Да приидет благодать и да прейдет мир сей»
Мы знаем, что этот мир с его угрозами и соблазнами, его империями и царствами, его обманом и фальшью — не наш мир. Мы — представители иной цивилизации, граждане иного града, подданные иного Царя, ожидающие Его возвращения.
Мысленно мы уже там — и смотрим на нашу жизнь, наши отношения с людьми, и наши обязанности оттуда. Однако ожидание конца мира — такое естественное и необходимое для христиан — иногда принимало и принимает ошибочные и болезненные формы. Поэтому нам важно понять, что мы можем знать о конце истории из Писания и Предания — и что это означает для нашей жизни здесь и сейчас.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.