Вифлеемская звезда: при чём тут астрология?
Церковь называет астрологию лженаукой. Но ведь Евангелие начинается с того, что волхвы видят на востоке звезду и, следуя за ней, приходят ко Христу в Вифлеем! Разве это не яркое подтверждение того, что звезды руководят нашими поступками?
Давайте начнем с того, что еще раз вчитаемся в рассказ евангелиста Матфея.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где дóлжно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:1–12). Волхвы увидели на небе необычную звезду и восприняли ее появление как знак рождения Великого Царя. Царя явно более значительного, чем правитель Иудеи: ведь если бы речь шла об иудейском царе, это едва ли сподвигло бы волхвов тронуться в далекий и опасный путь. И все время, пока волхвы двигались в сторону Иерусалима (а потом — Вифлеема), звезда шла перед ними и указывала им путь. Это значит, что она двигалась в нарушение законов движения небесных светил, замечал еще святой Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407). И возможно, была видна волхвам даже днем.
Конечно, явление такой звезды было чудом. Златоуст предполагал даже, что под видом звезды волхвов вел Ангел, посланный Богом. Просто, поскольку они были магами (в оригинальном, греческом тексте Евангелия от Матфея используется именно это слово: μάγοι) и верили в небесные знаки, Господь избрал именно такое, понятное для них, средство навигации.
Но даже если не опираться на гипотезу об ангельской силе, мнение астрологов о роли небесных светил в земных событиях евангельский рассказ никак не поддерживает.
Существует устойчивое церковное предание, согласно которому эти волхвы были родом из Персии или Вавилона. И это многое объясняет. Ведь именно в Вавилоне жил в VI веке до Р. Х. вместе с другими плененными иудеями пророк Даниил, который с поразительной точностью предсказал время прихода в мир Мессии — Иисуса Христа. Согласно пророку Даниилу, Христу дóлжно было явиться через семь седмин и шестьдесят две седмины (то есть 69 «седмин», или 483 года) с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (Дан 9:25). Повеление о восстановлении Иерусалима и храма, разрушенных вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., издал царь Артаксеркс, правитель захватившей Вавилон Персии, и произошло это, по разным датировкам, в 458–453 году до Р. Х. То есть, согласно пророчеству, Христос должен был прийти в мир около 25–30 года н. э. Если считать временем Его пришествия выход на общественное служение (после Крещения и 40-дневного поста в пустыне), когда, как свидетельствует Евангелие, Христос был лет тридцати (Лк 3:23), то получается, что пророчество сбылось достаточно точно: проповедовать Спаситель начал примерно в 24 году.
Иудеи прекрасно помнили это пророчество, и не только они. Ведь еще в III веке до Р. Х. иудейское Священное Писание (та часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, в том числе и Книга пророка Даниила) было переведено в Египте на греческий язык, в ту пору самый распространенный в мире. Отголоски пророчества о времени явления в мир Спасителя должны были сохраняться и на территории Персии. И волхвы, даже если они не читали иудейское Священное Писание, наверняка знали об этом пророчестве из местных преданий. Поэтому, когда на небе зажглась необычная звезда, они сразу поняли, о чем она возвещает, знамением чего и Кого она является.
Но опять-таки эти факты ничего не говорят в пользу астрологии. Ведь из них не следует, что звезды как-то управляли событиями, о которых повествуют евангелисты, или обусловливали их. Это Господь, используя небесные светила, являл людям знамения, чтобы подчеркнуть особенное значение определенных событий.
С точки зрения астрологов — настоящих, а не тех, которые зарабатывают себе на жизнь, составляя «ежедневные гороскопы» для родившихся под разными знаками Зодиака, — и характер, и судьба человека целиком определяются тем взаимным расположением планет, которое фиксируется на небосклоне в момент его рождения. Помните булгаковского Воланда, предсказавшего Берлиозу смерть под трамваем, — как он перед этим невнятно бормотал: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть — несчастье… вечер — семь...»? Вот из этого астрологи и исходят — что, якобы, зная точное время появления человека на свет, можно с высокой точностью предсказать его судьбу.
И вот именно с этим тезисом христиане категорически не согласны.
Один из ключевых постулатов библейского Откровения гласит: человек свободен, и никакой судьбы как заранее предрешенной Богом человеческой участи просто не существует. Еще в ветхозаветной книге Второзаконие Господь предлагает израильскому народу свободный выбор: …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 30:19). А Евангелие и другие новозаветные книги буквально на каждой странице говорят о том, как люди совершают личностный выбор. Одни отвергают Христа, подобно части учеников, не принявших слова Спасителя о Себе как о Хлебе, сшедшем с небес (см. Ин 6:32–66). А другие следуют за Ним, как апостол Петр, который в ответ на вопрос Господа Иисуса: Не хотите ли и вы отойти? — воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:67,68).
Православное христианство исходит из того, что каждый человек призван свободно ответить на призыв Божий, выбрать жизнь (вечное блаженство в единстве с Богом) или смерть (автономное существование без Бога). И этот выбор ничем и никем не предопределен — ни звездами, ни «судьбой», ни Самим Богом. Господь бесконечно уважает нашу свободу и делится с нами Своей любовью вне зависимости от того, как мы этой свободой распорядимся.
А знамения наподобие Вифлеемской звезды, которая стала для евангельских волхвов путеводной, не более чем ориентиры, своего рода дорожные знаки, которые Бог расставляет для тех, кто достаточно внимателен, чтобы их замечать, и готов им следовать.
Давайте начнем с того, что еще раз вчитаемся в рассказ евангелиста Матфея.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где дóлжно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:1–12). Волхвы увидели на небе необычную звезду и восприняли ее появление как знак рождения Великого Царя. Царя явно более значительного, чем правитель Иудеи: ведь если бы речь шла об иудейском царе, это едва ли сподвигло бы волхвов тронуться в далекий и опасный путь. И все время, пока волхвы двигались в сторону Иерусалима (а потом — Вифлеема), звезда шла перед ними и указывала им путь. Это значит, что она двигалась в нарушение законов движения небесных светил, замечал еще святой Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407). И возможно, была видна волхвам даже днем.
Конечно, явление такой звезды было чудом. Златоуст предполагал даже, что под видом звезды волхвов вел Ангел, посланный Богом. Просто, поскольку они были магами (в оригинальном, греческом тексте Евангелия от Матфея используется именно это слово: μάγοι) и верили в небесные знаки, Господь избрал именно такое, понятное для них, средство навигации.
Но даже если не опираться на гипотезу об ангельской силе, мнение астрологов о роли небесных светил в земных событиях евангельский рассказ никак не поддерживает.
Но разве не звезда сообщила волхвам о рождении Великого Царя?
Нет. Волхвы лишь истолковали появление звезды как указание на то, что этот Царь родился. А то, что Царь должен родиться, они знали заранее и ждали, когда же это случится.Существует устойчивое церковное предание, согласно которому эти волхвы были родом из Персии или Вавилона. И это многое объясняет. Ведь именно в Вавилоне жил в VI веке до Р. Х. вместе с другими плененными иудеями пророк Даниил, который с поразительной точностью предсказал время прихода в мир Мессии — Иисуса Христа. Согласно пророку Даниилу, Христу дóлжно было явиться через семь седмин и шестьдесят две седмины (то есть 69 «седмин», или 483 года) с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (Дан 9:25). Повеление о восстановлении Иерусалима и храма, разрушенных вавилонским царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., издал царь Артаксеркс, правитель захватившей Вавилон Персии, и произошло это, по разным датировкам, в 458–453 году до Р. Х. То есть, согласно пророчеству, Христос должен был прийти в мир около 25–30 года н. э. Если считать временем Его пришествия выход на общественное служение (после Крещения и 40-дневного поста в пустыне), когда, как свидетельствует Евангелие, Христос был лет тридцати (Лк 3:23), то получается, что пророчество сбылось достаточно точно: проповедовать Спаситель начал примерно в 24 году.
Иудеи прекрасно помнили это пророчество, и не только они. Ведь еще в III веке до Р. Х. иудейское Священное Писание (та часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, в том числе и Книга пророка Даниила) было переведено в Египте на греческий язык, в ту пору самый распространенный в мире. Отголоски пророчества о времени явления в мир Спасителя должны были сохраняться и на территории Персии. И волхвы, даже если они не читали иудейское Священное Писание, наверняка знали об этом пророчестве из местных преданий. Поэтому, когда на небе зажглась необычная звезда, они сразу поняли, о чем она возвещает, знамением чего и Кого она является.
Ага! Значит, звезды все же могут служить знамениями!
А этого Библия и не отрицает. Наоборот, она ясно об этом говорит. Еще в начале творения мира, когда Господь создавал небесные светила, Он творил их, как сказано в книге Бытие (самой первой из книг Библии), [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14; подчеркнуто автором статьи). Так что, да, небесные тела могут быть знамениями определенных событий, что мы и наблюдаем в Евангелии. Вифлеемская звезда указала волхвам на исполнение давнего пророчества о рождении Мессии; а спустя 33 года, во время казни Того, Кому приходили поклониться волхвы, сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце (Лк 23:44,45).Но опять-таки эти факты ничего не говорят в пользу астрологии. Ведь из них не следует, что звезды как-то управляли событиями, о которых повествуют евангелисты, или обусловливали их. Это Господь, используя небесные светила, являл людям знамения, чтобы подчеркнуть особенное значение определенных событий.
В чем же тогда христиане не согласны с астрологией?
В решении вопроса о свободе человека. Вот что писал об этом в VIII веке святой Иоанн Дамаскин: «Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то тó, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок… Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях».С точки зрения астрологов — настоящих, а не тех, которые зарабатывают себе на жизнь, составляя «ежедневные гороскопы» для родившихся под разными знаками Зодиака, — и характер, и судьба человека целиком определяются тем взаимным расположением планет, которое фиксируется на небосклоне в момент его рождения. Помните булгаковского Воланда, предсказавшего Берлиозу смерть под трамваем, — как он перед этим невнятно бормотал: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть — несчастье… вечер — семь...»? Вот из этого астрологи и исходят — что, якобы, зная точное время появления человека на свет, можно с высокой точностью предсказать его судьбу.
И вот именно с этим тезисом христиане категорически не согласны.
Один из ключевых постулатов библейского Откровения гласит: человек свободен, и никакой судьбы как заранее предрешенной Богом человеческой участи просто не существует. Еще в ветхозаветной книге Второзаконие Господь предлагает израильскому народу свободный выбор: …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор 30:19). А Евангелие и другие новозаветные книги буквально на каждой странице говорят о том, как люди совершают личностный выбор. Одни отвергают Христа, подобно части учеников, не принявших слова Спасителя о Себе как о Хлебе, сшедшем с небес (см. Ин 6:32–66). А другие следуют за Ним, как апостол Петр, который в ответ на вопрос Господа Иисуса: Не хотите ли и вы отойти? — воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:67,68).
Православное христианство исходит из того, что каждый человек призван свободно ответить на призыв Божий, выбрать жизнь (вечное блаженство в единстве с Богом) или смерть (автономное существование без Бога). И этот выбор ничем и никем не предопределен — ни звездами, ни «судьбой», ни Самим Богом. Господь бесконечно уважает нашу свободу и делится с нами Своей любовью вне зависимости от того, как мы этой свободой распорядимся.
А знамения наподобие Вифлеемской звезды, которая стала для евангельских волхвов путеводной, не более чем ориентиры, своего рода дорожные знаки, которые Бог расставляет для тех, кто достаточно внимателен, чтобы их замечать, и готов им следовать.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.