Икона Богородицы «Благоуханный Цвет»
Происхождение этого иконописного типа связано с Афоном: по склонам Святой Горы росли цветы-бессмертники, символ чистоты. Появление этой иконы относят к XVI — XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII — XVIII веках.
Иконографически образ Божьей Матери схож с иконой Божией Матери «Неувядаемый цвет». В более древних образах на иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладе-нец восседал на правой руке Бо-городицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» – на левой. В современных иконах Божьей Матери часто эти различия не соблюдаются.
Цветок белой лилии в руке Богородицы символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».
Время появления в России этого образа неизвестно. Название «Неувядаемый Цвет» («Благоухан-ный цвет») связано с песнопениями, посвященными Богоматери. На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца.
Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона.
Иконографически образ Божьей Матери схож с иконой Божией Матери «Неувядаемый цвет». В более древних образах на иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладе-нец восседал на правой руке Бо-городицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» – на левой. В современных иконах Божьей Матери часто эти различия не соблюдаются.
Цветок белой лилии в руке Богородицы символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».
Время появления в России этого образа неизвестно. Название «Неувядаемый Цвет» («Благоухан-ный цвет») связано с песнопениями, посвященными Богоматери. На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца.
Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.