Святители Московские
18 октября святая Церковь совершала память первосвятителей Русской Православной Церкви, просиявших делами благочестия и мудрого управления паствою Христовою, — святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.
Эти русские первосвятители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности ко спасению вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви, готовые положить души свои за ближних. В тяжёлое для Церкви время они сумели управить кораблём церковным, и сохранить его среди бушующего моря житейских страстей. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца православной России. Святитель Петр завещал похоронить его в Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской Земли.
Подвиг его продолжил святитель Алексий, духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Всю свою жизнь он отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Победа на Куликовом поле стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.
Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона — достойный преемник первопрестольников Российских. В 1439 году в Царьграде был поставлен митрополитом латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Он стал первым Предстоятелем Автокефа́льной Русской Церкви.
В XVI веке Россия была единственной страной, над которой не тяготело иноземное иго. В 1547 году в Москве, оплоте православия, состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. Святитель созвал в Москве Соборы, которые явили «новых чудотворцев» — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа. В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника. Много лет подвизался в Соловецкой обители, был в ней игуменом. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови. Ярость царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Первый патриарх Русской Церкви, Иов, ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол, многие молитвы. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русскими полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь.
Святитель Ермоген, будучи еще приходским священником, участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а затем составил Сказание о ее обретении и Службу. Господь привел святого Ермогена на патриарший престол в Смутное время. Духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом-Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных". Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Святитель Московский Филарет стоял во главе перевода Библии на русский язык, известный как Синодальный перевод. Так же он составил «Христанский Катихизис». Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти. Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия.
В 1867 году преставился святитель Филарет и на его место был назначен святитель Иннокентий. Он привлек к себе любовь духовенства и паствы добротой, доступностью, простотой общения. Явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря.
Святитель Макарий (Невский) известен как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием. Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Синоде, которая определила учение имяславцев православным, не содержащим ереси.
Патриарха Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси. Это была действительно святость, величественная в своей простоте. В годы гонений и расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Причину бедствий он видел во грехе: «Грех растлил нашу землю,— говорил он, и призывал: очистим сердца покаянием и молитвой».
В своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона, пути твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Эти русские первосвятители управляли Церковью в разное время, но все они, благодаря своей ревности ко спасению вверенных им душ, имели один и тот же дух Христовой любви, готовые положить души свои за ближних. В тяжёлое для Церкви время они сумели управить кораблём церковным, и сохранить его среди бушующего моря житейских страстей. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздаёт каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца православной России. Святитель Петр завещал похоронить его в Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской Земли.
Подвиг его продолжил святитель Алексий, духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Всю свою жизнь он отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. Друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Победа на Куликовом поле стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.
Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона — достойный преемник первопрестольников Российских. В 1439 году в Царьграде был поставлен митрополитом латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Он стал первым Предстоятелем Автокефа́льной Русской Церкви.
В XVI веке Россия была единственной страной, над которой не тяготело иноземное иго. В 1547 году в Москве, оплоте православия, состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. Святитель созвал в Москве Соборы, которые явили «новых чудотворцев» — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа. В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника. Много лет подвизался в Соловецкой обители, был в ней игуменом. Возведенный по воле Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп взывал к милосердию, мужественно обличал царя в пролитии невинной крови. Ярость царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти.
Первый патриарх Русской Церкви, Иов, ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол, многие молитвы. В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он обращался с патриотическими воззваниями к русскими полкам и воеводам, обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь.
Святитель Ермоген, будучи еще приходским священником, участвовал в прославлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а затем составил Сказание о ее обретении и Службу. Господь привел святого Ермогена на патриарший престол в Смутное время. Духоносный старец-Патриарх стал поистине Ангелом-Хранителем истерзанной врагами Москвы, вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных". Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.
Святитель Московский Филарет стоял во главе перевода Библии на русский язык, известный как Синодальный перевод. Так же он составил «Христанский Катихизис». Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти. Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия.
В 1867 году преставился святитель Филарет и на его место был назначен святитель Иннокентий. Он привлек к себе любовь духовенства и паствы добротой, доступностью, простотой общения. Явил в себе образ любвеобильного отца-пастыря.
Святитель Макарий (Невский) известен как добрый восстановитель мира в афонских спорах об имени Божием. Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Синоде, которая определила учение имяславцев православным, не содержащим ереси.
Патриарха Тихона называли молитвенником народным, старцем всея Руси. Это была действительно святость, величественная в своей простоте. В годы гонений и расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Причину бедствий он видел во грехе: «Грех растлил нашу землю,— говорил он, и призывал: очистим сердца покаянием и молитвой».
В своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона, пути твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян.
Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.