Святитель Иннокентий, отважный просветитель алеутов
Если считать с морскими путешествиями, этот отважный человек преодолел за свою жизнь в общей сложности около 20 000 километров! И это в XIX веке, когда даже пароходы были редкостью!
Четыре поездки по епархии — от 8 до 18 месяцев каждая. Кругосветное морское путешествие с огибанием Южной Америки. Проповеди на Алеутских, Командорских, Курильских островах, Аляске, в Якутии, Приамурье… Нарты и корабли, лодки и повозки, спуск на веревках со скал, шторма, кораблекрушения, вечная мерзлота… Он спасал индейцев от оспы, составлял алфавиты алеутам, колошам, якутам… Богослов и этнограф, натуралист и переводчик, мастер на все руки, он собирал часы, чинил барометры, знал с добрый десяток ремесел и из 82 лет жизни 45 провел в пути. Мальчик из глухого сибирского села, к концу жизни он стал митрополитом Московским и Коломенским, а в конце ХХ века был причислен к лику святых. Святителя Иннокентия называют апостолом Сибири, Дальнего Востока и Америки.
Вот лишь один эпизод из его удивительной жизни.
В 1823 году Святейший Синод распорядился послать отца Иоанна (будущего святителя Иннокентия) на остров Уналашку, который тогда был в составе русских владений на Аляске. Остров Уналашка — главный в гряде Лисьих островов, примыкающих к Алеутским островам. Две тысячи верст от Иркутска. «Лучше в солдаты, — говорили молодые батюшки, — чем на Алеутские острова!»
Четырнадцать месяцев Иоанн с женой, пожилой матерью и годовалым сыном добирался до Уналашки — на повозке, на барже, на лошадях, узкими тропами через густые леса, по болотам, по косогорам и каменистым горам, через скользкие снежные вершины сначала до берега Тихого океана, потом — по воде до самого острова.
На Уналашке батюшка сразу взялся строить храм, хотя жилище, где поселилась его семья, вначале напоминало больше землянку, чем дом. Сам отец Иоанн был богатырской комплекции — крепкий, высокий, сильный, но без помощников даже ему с большой стройкой справиться было тяжело. Священник взял в подмастерья аборигенов — алеутов. Для начала он обучил их плотницкому и кузнечному ремеслам, научил делать из глины кирпичи. Сам выучил алеутский язык — очень удивил местных, когда впервые заговорил с ними по-алеутски, зато коммуникация сразу наладилась. Позже батюшка создал для алеутов азбуку и перевел на их язык Евангелие.
Шестеро детей священника росли вместе с местными ребятишками. Дети отливали восковые свечи для церкви, слушали рассказы о природе острова, о зверях и птицах, о растениях, о ветрах и океане. Вместе с батюшкой они выкладывали каменную дорожку от церкви к океану, а в награду отец Иоанн раздавал им ягоды. Вместе вели наблюдения за тем, как убывает и прибывает в местной речке Уналашке вода. На радость детям батюшка и здесь, как когда-то на Большой земле, мастерил свои деревянные органчики.
А еще священник составил целое исследование о жизни морских котиков, собирал алеутские песни, изучал сказания и легенды…
Отец Иоанн часто плавал на соседние острова. На маленьких алеутских лодочках добирался до них в любую погоду, проводил службы, крестил, причащал, исповедовал, учил Закону Божиему. Слушали его так, что священнослужитель поражался! Пасхальное богослужение продолжалось четыре часа. Прихожане как вставали на службу, так с места и не сходили. Стояли, не шелохнувшись, так что потом можно было по следам определять, сколько человек было в храме! А когда по церковному календарю нужно было говеть, то есть поститься, алеуты, которые привыкли питаться мясом, просто вообще переставали есть. И совсем не страдали от этого.
Много перемен принес алеутам отец Иоанн. Например, у алеутов был жестокий обычай: когда умирал знатный человек, вместе с ним убивали и хоронили его рабов. С принятием христианства эта жестокость прекратилась. Ушло многоженство, меньше стало ссор и драк… Хотя ссор и так было немного. Отец Иоанн отмечал, что алеуты — народ по природе кроткий, в чем-то наивный, но открытый и очень добрый. И всех алеутов батюшка крестил! Всех-всех!
Отец Иоанн Вениаминов прожил на Уналашке десять лет. А потом отправился за Тихий океан, на остров Ситка, в Новоарханельск. Это был центр русских владений в Северной Америке. Но это уже совсем другая история…
Четыре поездки по епархии — от 8 до 18 месяцев каждая. Кругосветное морское путешествие с огибанием Южной Америки. Проповеди на Алеутских, Командорских, Курильских островах, Аляске, в Якутии, Приамурье… Нарты и корабли, лодки и повозки, спуск на веревках со скал, шторма, кораблекрушения, вечная мерзлота… Он спасал индейцев от оспы, составлял алфавиты алеутам, колошам, якутам… Богослов и этнограф, натуралист и переводчик, мастер на все руки, он собирал часы, чинил барометры, знал с добрый десяток ремесел и из 82 лет жизни 45 провел в пути. Мальчик из глухого сибирского села, к концу жизни он стал митрополитом Московским и Коломенским, а в конце ХХ века был причислен к лику святых. Святителя Иннокентия называют апостолом Сибири, Дальнего Востока и Америки.
Вот лишь один эпизод из его удивительной жизни.
В 1823 году Святейший Синод распорядился послать отца Иоанна (будущего святителя Иннокентия) на остров Уналашку, который тогда был в составе русских владений на Аляске. Остров Уналашка — главный в гряде Лисьих островов, примыкающих к Алеутским островам. Две тысячи верст от Иркутска. «Лучше в солдаты, — говорили молодые батюшки, — чем на Алеутские острова!»
Четырнадцать месяцев Иоанн с женой, пожилой матерью и годовалым сыном добирался до Уналашки — на повозке, на барже, на лошадях, узкими тропами через густые леса, по болотам, по косогорам и каменистым горам, через скользкие снежные вершины сначала до берега Тихого океана, потом — по воде до самого острова.
На Уналашке батюшка сразу взялся строить храм, хотя жилище, где поселилась его семья, вначале напоминало больше землянку, чем дом. Сам отец Иоанн был богатырской комплекции — крепкий, высокий, сильный, но без помощников даже ему с большой стройкой справиться было тяжело. Священник взял в подмастерья аборигенов — алеутов. Для начала он обучил их плотницкому и кузнечному ремеслам, научил делать из глины кирпичи. Сам выучил алеутский язык — очень удивил местных, когда впервые заговорил с ними по-алеутски, зато коммуникация сразу наладилась. Позже батюшка создал для алеутов азбуку и перевел на их язык Евангелие.
Шестеро детей священника росли вместе с местными ребятишками. Дети отливали восковые свечи для церкви, слушали рассказы о природе острова, о зверях и птицах, о растениях, о ветрах и океане. Вместе с батюшкой они выкладывали каменную дорожку от церкви к океану, а в награду отец Иоанн раздавал им ягоды. Вместе вели наблюдения за тем, как убывает и прибывает в местной речке Уналашке вода. На радость детям батюшка и здесь, как когда-то на Большой земле, мастерил свои деревянные органчики.
А еще священник составил целое исследование о жизни морских котиков, собирал алеутские песни, изучал сказания и легенды…
Отец Иоанн часто плавал на соседние острова. На маленьких алеутских лодочках добирался до них в любую погоду, проводил службы, крестил, причащал, исповедовал, учил Закону Божиему. Слушали его так, что священнослужитель поражался! Пасхальное богослужение продолжалось четыре часа. Прихожане как вставали на службу, так с места и не сходили. Стояли, не шелохнувшись, так что потом можно было по следам определять, сколько человек было в храме! А когда по церковному календарю нужно было говеть, то есть поститься, алеуты, которые привыкли питаться мясом, просто вообще переставали есть. И совсем не страдали от этого.
Много перемен принес алеутам отец Иоанн. Например, у алеутов был жестокий обычай: когда умирал знатный человек, вместе с ним убивали и хоронили его рабов. С принятием христианства эта жестокость прекратилась. Ушло многоженство, меньше стало ссор и драк… Хотя ссор и так было немного. Отец Иоанн отмечал, что алеуты — народ по природе кроткий, в чем-то наивный, но открытый и очень добрый. И всех алеутов батюшка крестил! Всех-всех!
Отец Иоанн Вениаминов прожил на Уналашке десять лет. А потом отправился за Тихий океан, на остров Ситка, в Новоарханельск. Это был центр русских владений в Северной Америке. Но это уже совсем другая история…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.