Кого мне благодарить и за что, если всё время не везёт в жизни?
Благодарность — одно из важных качеств, свойственных человеку. Благодарность Богу — это то, что выводит нас за пределы трехмерного мира и открывает двери Божественной реальности. Поблагодарить Господа — значит преодолеть собственную ограниченность, приникнуть к источнику жизни, добра и любви, преобразить собственное существование, ощутить счастье общения и единения с Творцом.
«Самый несчастный человек на свете — это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту», — писал Гилберт Кийт Честертон.
Благодарность Богу — одна из часто встречающихся тем в Священном Писании. Она составляет основное содержание многих псалмов. Глубоким чувством благодарности наполнены прекрасные библейские гимны: песнь Мариам, воспетая сестрой пророка Моисея после чудесного перехода евреев через Красное море, и песнь трех отроков, которую они вознесли, когда Ангел Божий спас их от смерти в огненной печи. Иисус Христос удивляется неблагодарности исцеленных Им прокаженных, из которых только один пришел Его поблагодарить. А апостол Павел прямо заповедует: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Но каким образом может поселиться в сердце благодарность Богу, если жизнь идет под откос, мир вокруг рушится и впереди не видно никакой перспективы? Оказывается, может, но лишь в том случае, если мы посмотрим на обстоятельства нашей жизни и ее смысл под иным углом зрения.
Чаще всего мы сами является причиной как наших бед, так и радостей. Конечно, речь тут не идет о неизлечимой, смертельной болезни или иной напасти, которая обрушивается на человека внезапно и не является следствием его мировоззрения, характера и поведения. Хотя и тут высказываются мнения, что многие заболевания — в том числе рак — имеют психосоматическую природу и берут свое начало во внутреннем устроении человека. Но в любом случае не Бог является причиной наших горестей, а произошедшее в результате грехопадения удаление человечества от Бога и несовершенство нашего лежащего во зле мира (ср. 1 Ин 5:19). Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Бог, напротив, любит нас и, несмотря на наши грехи и ошибки, предоставляет нам возможность оставить грех и начать новую жизнь, ведущую к счастью. Для этого Он воплотился на земле, пострадал за грехи людей и воскрес вместе с воспринятой Им человеческой природой, исцелив ее от греха и открыв таким образом для каждого из нас путь к Себе. Уже упомянутый выше Афанасий Великий сказал об этом очень ярко и образно: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Понимание того, что, несмотря на мои грехи и заблуждения, Бог все равно любит меня, желает мне спасения и готов при наличии у меня воли и стремления к изменению дать мне благодатные силы и помочь обрести спасение, может стать основой для благодарности. А к этому постепенно добавится и остальное — человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке. Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения.
Не случайно именно Евхаристия — что в переводе с греческого означает «благодарение» — выступает центральным, самым важным таинством Церкви. Участвовать в ней — это не просто сказать Богу спасибо за какие-то обстоятельства нашей жизни. Это значит прикоснуться к вечности, которая охватывает всю историю творения, страдания, смерть и воскресение Спасителя, Его вознесение, Страшный суд и простирается дальше в бесконечность, когда будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). «Вспоминая же эту спасительную заповедь и всё, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь, Твоё от твоих Тебе приносим от всех и за всё» — произносит священник от лица церковной общины перед призыванием Духа Святого на стоящие на престоле Святые Дары.
За этот прорыв во времени и пространстве, за возможность усвоить плоды искупительного подвига Спасителя, духовно и физически соединиться с Ним в таинстве Причастия не благодарить невозможно. Невозможно без благодарности и само ощущение жизни, даже если в ней происходят болезненные события — ведь и они тоже позволяют понять что-то важное или избавляют от чего-то ненужного. Эта благодарность нужна не Богу, она нужна нам. Когда мы искренне благодарим Бога, то тем самым приближаемся к Нему, производим очень важное изменение в самих себе, возрастаем в подобие Божие.
Священник Евгений Мурзин
«Самый несчастный человек на свете — это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту», — писал Гилберт Кийт Честертон.
Благодарность Богу — одна из часто встречающихся тем в Священном Писании. Она составляет основное содержание многих псалмов. Глубоким чувством благодарности наполнены прекрасные библейские гимны: песнь Мариам, воспетая сестрой пророка Моисея после чудесного перехода евреев через Красное море, и песнь трех отроков, которую они вознесли, когда Ангел Божий спас их от смерти в огненной печи. Иисус Христос удивляется неблагодарности исцеленных Им прокаженных, из которых только один пришел Его поблагодарить. А апостол Павел прямо заповедует: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Но каким образом может поселиться в сердце благодарность Богу, если жизнь идет под откос, мир вокруг рушится и впереди не видно никакой перспективы? Оказывается, может, но лишь в том случае, если мы посмотрим на обстоятельства нашей жизни и ее смысл под иным углом зрения.
Чаще всего мы сами является причиной как наших бед, так и радостей. Конечно, речь тут не идет о неизлечимой, смертельной болезни или иной напасти, которая обрушивается на человека внезапно и не является следствием его мировоззрения, характера и поведения. Хотя и тут высказываются мнения, что многие заболевания — в том числе рак — имеют психосоматическую природу и берут свое начало во внутреннем устроении человека. Но в любом случае не Бог является причиной наших горестей, а произошедшее в результате грехопадения удаление человечества от Бога и несовершенство нашего лежащего во зле мира (ср. 1 Ин 5:19). Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Бог, напротив, любит нас и, несмотря на наши грехи и ошибки, предоставляет нам возможность оставить грех и начать новую жизнь, ведущую к счастью. Для этого Он воплотился на земле, пострадал за грехи людей и воскрес вместе с воспринятой Им человеческой природой, исцелив ее от греха и открыв таким образом для каждого из нас путь к Себе. Уже упомянутый выше Афанасий Великий сказал об этом очень ярко и образно: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Понимание того, что, несмотря на мои грехи и заблуждения, Бог все равно любит меня, желает мне спасения и готов при наличии у меня воли и стремления к изменению дать мне благодатные силы и помочь обрести спасение, может стать основой для благодарности. А к этому постепенно добавится и остальное — человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке. Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения.
Не случайно именно Евхаристия — что в переводе с греческого означает «благодарение» — выступает центральным, самым важным таинством Церкви. Участвовать в ней — это не просто сказать Богу спасибо за какие-то обстоятельства нашей жизни. Это значит прикоснуться к вечности, которая охватывает всю историю творения, страдания, смерть и воскресение Спасителя, Его вознесение, Страшный суд и простирается дальше в бесконечность, когда будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). «Вспоминая же эту спасительную заповедь и всё, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие вновь, Твоё от твоих Тебе приносим от всех и за всё» — произносит священник от лица церковной общины перед призыванием Духа Святого на стоящие на престоле Святые Дары.
За этот прорыв во времени и пространстве, за возможность усвоить плоды искупительного подвига Спасителя, духовно и физически соединиться с Ним в таинстве Причастия не благодарить невозможно. Невозможно без благодарности и само ощущение жизни, даже если в ней происходят болезненные события — ведь и они тоже позволяют понять что-то важное или избавляют от чего-то ненужного. Эта благодарность нужна не Богу, она нужна нам. Когда мы искренне благодарим Бога, то тем самым приближаемся к Нему, производим очень важное изменение в самих себе, возрастаем в подобие Божие.
Священник Евгений Мурзин
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.