Кому молился Христос, если Он Сам Бог?
В Своем воплощении на земле Иисус Христос навсегда соединил в Себе Божественную и человеческую природы. О том, каким образом и в каком соотношении произошло это соединение, много спорили в первые века истории Церкви. Высказывались разные, порой прямо противоположные мнения.
Так, Константинопольский Патриарх Несторий учил, что Дева Мария родила обычного человека, с которым Бог впоследствии соединился и обитал в Нем, как в храме. Другая точка зрения принадлежала константинопольскому же архимандриту Евтихию, который впал в другую крайность и утверждал, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Оба эти учения были признаны Церковью еретическими и осуждены. В 451 году на IV Вселенском Соборе, который проходил в городе Халкидоне (район Кадыкёй современного Стамбула), было принято определение, согласно которому две природы во Христе соединены «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Таким образом, Иисус Христос — совершенный Бог, и в этом качестве Он прощает грехи и является источником жизни вечной. Одновременно Он и подлинный человек со всеми человеческими свойствами, качествами и потребностями, за исключением подверженности греху. Как человек, Иисус во время земной жизни уставал, испытывал голод и жажду, грусть и радость. Будучи человеком, Иисус Христос пострадал и умер на кресте. Будучи Богом — воскрес и вознесся на Небо. Такое чудесное соединение человеческого и божественного во Христе было необходимо для исцеления человечества от греха и смерти, которые довлели над миром с момента грехопадения прародителей. Вслед за апостолом Павлом, который в Первом послании к Коринфянам проводит параллель между Иисусом и Адамом — как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор 15:22) — церковная традиция называет Христа Новым Адамом, Который Своей жизнью, подвигом и жертвой искупил первородный грех.
Объединив в Себе божественное и человеческое естество, Иисус стал причастен обеим сторонам и выступает Посредником между Богом и людьми. «Поскольку Сын — посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, — один в двух естествах, — писал известный толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский. — Не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником. И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом». А евангелист Иоанн Богослов называет Спасителя ходатаем пред Отцом (1 Ин 2:1). В Иисусе Христе все человечество получило непосредственный доступ к Богу, так что между нами и Господом не осталось никаких преград.
Таким образом, во время молитвы человек Иисус обращался к Богу Отцу, с Которым Он, будучи Богом, обладал единой природой. Его молитва, соединившая в себе человеческое смирение с Божественным присутствием, открывает возможность непосредственного обращения к Богу и для нас. Своей жизнью, начавшейся с рождения в Вифлеемской пещере и уже более не имеющей конца, Христос убрал дистанцию между землей и небом, вызванную грехопадением, вернул людям возможность непосредственного богообщения и открыл человеку путь на то самое Небо, где Он — истинный Бог и истинный человек — теперь постоянно пребывает. Это Небо — Царство Небесное, которое достижимо уже при жизни, о чем свидетельствует опыт многих святых от древности до наших дней. Это Небо — та самая реальность присутствия Бога, в которой жили первые люди и которая теперь доступна всем нам.
Священник Евгений Мурзин
Так, Константинопольский Патриарх Несторий учил, что Дева Мария родила обычного человека, с которым Бог впоследствии соединился и обитал в Нем, как в храме. Другая точка зрения принадлежала константинопольскому же архимандриту Евтихию, который впал в другую крайность и утверждал, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Оба эти учения были признаны Церковью еретическими и осуждены. В 451 году на IV Вселенском Соборе, который проходил в городе Халкидоне (район Кадыкёй современного Стамбула), было принято определение, согласно которому две природы во Христе соединены «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
Таким образом, Иисус Христос — совершенный Бог, и в этом качестве Он прощает грехи и является источником жизни вечной. Одновременно Он и подлинный человек со всеми человеческими свойствами, качествами и потребностями, за исключением подверженности греху. Как человек, Иисус во время земной жизни уставал, испытывал голод и жажду, грусть и радость. Будучи человеком, Иисус Христос пострадал и умер на кресте. Будучи Богом — воскрес и вознесся на Небо. Такое чудесное соединение человеческого и божественного во Христе было необходимо для исцеления человечества от греха и смерти, которые довлели над миром с момента грехопадения прародителей. Вслед за апостолом Павлом, который в Первом послании к Коринфянам проводит параллель между Иисусом и Адамом — как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор 15:22) — церковная традиция называет Христа Новым Адамом, Который Своей жизнью, подвигом и жертвой искупил первородный грех.
Объединив в Себе божественное и человеческое естество, Иисус стал причастен обеим сторонам и выступает Посредником между Богом и людьми. «Поскольку Сын — посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, — один в двух естествах, — писал известный толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский. — Не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником. И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом». А евангелист Иоанн Богослов называет Спасителя ходатаем пред Отцом (1 Ин 2:1). В Иисусе Христе все человечество получило непосредственный доступ к Богу, так что между нами и Господом не осталось никаких преград.
Таким образом, во время молитвы человек Иисус обращался к Богу Отцу, с Которым Он, будучи Богом, обладал единой природой. Его молитва, соединившая в себе человеческое смирение с Божественным присутствием, открывает возможность непосредственного обращения к Богу и для нас. Своей жизнью, начавшейся с рождения в Вифлеемской пещере и уже более не имеющей конца, Христос убрал дистанцию между землей и небом, вызванную грехопадением, вернул людям возможность непосредственного богообщения и открыл человеку путь на то самое Небо, где Он — истинный Бог и истинный человек — теперь постоянно пребывает. Это Небо — Царство Небесное, которое достижимо уже при жизни, о чем свидетельствует опыт многих святых от древности до наших дней. Это Небо — та самая реальность присутствия Бога, в которой жили первые люди и которая теперь доступна всем нам.
Священник Евгений Мурзин
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
так кто же является истинным богом, или и в христианстве многобожие, как в древности у язычников?
- ↓