Почему нам так трудно меняться
«Каждый раз с началом Великого поста мы надеемся: ну вот, наконец, что-то произойдет, поменяется в нашей жизни. И действительно, это возможно. Но пост проходит, и все остается по-прежнему». Почему мы ничего не делаем, а ждем, что все решится само собой? Об этом рассуждает протоиерей Алексий Уминский в книге «Удержать Пасху».
Тридцать восемь лет человек лежит рядом со святыней и ждет, когда в его жизни что-то изменится! Вот и мы именно так ожидаем перемен — вдруг вода возмутится и все пройдет само собой — и слепота, и хромота, и глухота, и бессилие, и расслабление, и паралич воли… Почему мы все такие расслабленные?
Проходят годы, но ничего не происходит, не меняется, человек так и лежит возле купели.
Каждый раз с началом Великого поста мы надеемся: ну вот, наконец, что-то произойдет, поменяется в нашей жизни. И действительно, Великим постом в жизни многое может поменяться. Но пост проходит, и все остается по-прежнему.
Чем, собственно, отличается время Великого поста — разве нужно исполнять другие заповеди или читать другое Евангелие? Или, может быть, Христос становится другим во время Великого поста? Что Великим постом человек должен делать сверх того, о чем сказано в Евангелии и заповедях Божиих, чему учит Христос?
В чем существенная разница? Да никакой разницы нет.
Просто мы все время ищем внешнего образа действия — когда что-то будет сделано помимо нас самих. Ляжешь спать гордым, а утром — раз! — проснешься смиренным.
Так и проходит жизнь, как в Евангелии описано: тридцать восемь лет человек лежит у купели и ждет чуда. А потом к нему приходит Христос и спрашивает: «А ты действительно хочешь быть здоровым?» И тот отвечает: «Да, хочу». — «Ну, тогда, — говорит Христос, — возьми одр твой и иди».
И все! Никакого возмущения воды, никаких внешних действий! Просто искренний ответ на заданный Христом вопрос: «А хочешь ли ты по-настоящему что-то изменить в себе, готов ли что-то реальное для этого сделать? Или будешь ждать, когда все произойдет помимо тебя, каким-то особенным чудом?» И человек отвечает честно: «Да, хочу». Встает и идет.
Этот вопрос Христа обращен к каждому из нас: а всерьез ли нам хочется встать и идти, не оправдывая свою немощь, глупость, малодушие, лень, лукавство? Или же удобнее со всем этим жить?
Ведь что странно: человеку очень удобно быть расслабленным! Потому что в таком состоянии он вроде бы ни за что не отвечает. Я слепой, глухой, немой, немощный — что с меня взять? Другие вон ходят, летают, творят прекрасные дела — им хорошо. А я лежу 38 лет, и ничего со мной не происходит…
Весь вопрос в том, по-настоящему ли ты хочешь выздороветь — ходить, видеть, слышать? Если по-настоящему, то должен нести ответственность за все увиденное — в том числе за увиденное внутри самого себя, за все услышанное — как ты вслушиваешься, как реагируешь на то, что услышал, и что с тобой потом происходит. Если хочешь по-настоящему ходить — будь ответствен за путь, который выбрал.
Если честно — человек не всегда хочет такой жизни, потому что тогда ему придется проживать каждый день ответственно, полноценно. А это трудно. Да, жизнь прекрасна и удивительна, однако полнота бытия — в готовности каждую минуту думать, чувствовать, анализировать, принимать на себя чужую боль.
Поэтому когда Христос спрашивает: «Хочешь ли быть здоровым?» — Он спрашивает: «Хочешь ли ты жить по-настоящему?» Человек отвечает: «Да, Господи, я хочу жить!» — и Господь ему подает такие силы, что он встает и идет за Христом. Идет и не боится жить с Богом. Вот тогда-то и происходит чудо, когда Богу отвечают: «Да, Господи, я хочу жить!» Душа оживает, и человек уже здесь, на земле, понимает, что такое вечная жизнь с Богом, что такое Его любовь и Его милосердие, и начинает жить по-настоящему.
Настоящая жизнь, в общем-то, зависит только от степени готовности к ней. Если человек не готов и не хочет ничего менять — пролежит до конца своих дней у дверей Дома милосердия и, даже когда другие исцелятся, все равно скажет: «Как же хорошо другим! А ко мне, бедному, никто не придет, руку не протянет, никому я не нужен!» И на вопрос: «Хочешь ли встать и быть здоровым?» ответа у него так и не найдется…
Сегодняшнее Евангелие призывает и нас, как того расслабленного, ответить на вопрос: «А хочешь ли ты здрав быть? Хочешь ли быть живым?
Тридцать восемь лет человек лежит рядом со святыней и ждет, когда в его жизни что-то изменится! Вот и мы именно так ожидаем перемен — вдруг вода возмутится и все пройдет само собой — и слепота, и хромота, и глухота, и бессилие, и расслабление, и паралич воли… Почему мы все такие расслабленные?
Проходят годы, но ничего не происходит, не меняется, человек так и лежит возле купели.
Каждый раз с началом Великого поста мы надеемся: ну вот, наконец, что-то произойдет, поменяется в нашей жизни. И действительно, Великим постом в жизни многое может поменяться. Но пост проходит, и все остается по-прежнему.
Чем, собственно, отличается время Великого поста — разве нужно исполнять другие заповеди или читать другое Евангелие? Или, может быть, Христос становится другим во время Великого поста? Что Великим постом человек должен делать сверх того, о чем сказано в Евангелии и заповедях Божиих, чему учит Христос?
В чем существенная разница? Да никакой разницы нет.
Просто мы все время ищем внешнего образа действия — когда что-то будет сделано помимо нас самих. Ляжешь спать гордым, а утром — раз! — проснешься смиренным.
Так и проходит жизнь, как в Евангелии описано: тридцать восемь лет человек лежит у купели и ждет чуда. А потом к нему приходит Христос и спрашивает: «А ты действительно хочешь быть здоровым?» И тот отвечает: «Да, хочу». — «Ну, тогда, — говорит Христос, — возьми одр твой и иди».
И все! Никакого возмущения воды, никаких внешних действий! Просто искренний ответ на заданный Христом вопрос: «А хочешь ли ты по-настоящему что-то изменить в себе, готов ли что-то реальное для этого сделать? Или будешь ждать, когда все произойдет помимо тебя, каким-то особенным чудом?» И человек отвечает честно: «Да, хочу». Встает и идет.
Этот вопрос Христа обращен к каждому из нас: а всерьез ли нам хочется встать и идти, не оправдывая свою немощь, глупость, малодушие, лень, лукавство? Или же удобнее со всем этим жить?
Ведь что странно: человеку очень удобно быть расслабленным! Потому что в таком состоянии он вроде бы ни за что не отвечает. Я слепой, глухой, немой, немощный — что с меня взять? Другие вон ходят, летают, творят прекрасные дела — им хорошо. А я лежу 38 лет, и ничего со мной не происходит…
Весь вопрос в том, по-настоящему ли ты хочешь выздороветь — ходить, видеть, слышать? Если по-настоящему, то должен нести ответственность за все увиденное — в том числе за увиденное внутри самого себя, за все услышанное — как ты вслушиваешься, как реагируешь на то, что услышал, и что с тобой потом происходит. Если хочешь по-настоящему ходить — будь ответствен за путь, который выбрал.
Если честно — человек не всегда хочет такой жизни, потому что тогда ему придется проживать каждый день ответственно, полноценно. А это трудно. Да, жизнь прекрасна и удивительна, однако полнота бытия — в готовности каждую минуту думать, чувствовать, анализировать, принимать на себя чужую боль.
Поэтому когда Христос спрашивает: «Хочешь ли быть здоровым?» — Он спрашивает: «Хочешь ли ты жить по-настоящему?» Человек отвечает: «Да, Господи, я хочу жить!» — и Господь ему подает такие силы, что он встает и идет за Христом. Идет и не боится жить с Богом. Вот тогда-то и происходит чудо, когда Богу отвечают: «Да, Господи, я хочу жить!» Душа оживает, и человек уже здесь, на земле, понимает, что такое вечная жизнь с Богом, что такое Его любовь и Его милосердие, и начинает жить по-настоящему.
Настоящая жизнь, в общем-то, зависит только от степени готовности к ней. Если человек не готов и не хочет ничего менять — пролежит до конца своих дней у дверей Дома милосердия и, даже когда другие исцелятся, все равно скажет: «Как же хорошо другим! А ко мне, бедному, никто не придет, руку не протянет, никому я не нужен!» И на вопрос: «Хочешь ли встать и быть здоровым?» ответа у него так и не найдется…
Сегодняшнее Евангелие призывает и нас, как того расслабленного, ответить на вопрос: «А хочешь ли ты здрав быть? Хочешь ли быть живым?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.