Замысел о Богородице

Дни празднования Благовещения мы часто встречаем в течение святой Четыредесятницы. Седмичные богослужения Постной триоди не имеют праздничных знаков и совершаются особым чином. Праздничные богослужения редки, и поэтому с особой радостью мы подходим к их совершению. Суббота Акафиста, Лазарева суббота, Вход Господень во Иерусалим и праздник Благовещения особенно ярко отражаются в церковной жизни каждого христианина.




Праздник Благовещения относится к двунадесятым праздникам. В разных литургических традициях древней Церкви праздник Благовещения совершался с некоторыми различиями. Так, например, в Иерусалиме V–VII веков службу совершали на четвертый день Богоявления.
В церковном обиходе есть такое понятие, как «Кириопасха» (Κύριο Πάσχα – Господня Пасха). Это связано с датировкой в византийской традиции трех важнейших событий человечества: первым днем творения, Благовещения и Воскресения Христова. В понимании Константинопольской Церкви истинная «господственная» Пасха совершается в 25-й день марта.
В русской богослужебной традиции праздник Благовещения твердо закреплен за 25 марта / 7 апреля. И только устав совершения праздника каждый год изменяется – указания на это приводят так называемые «Марковы главы» Типикона.
Но от устава и датировок стоит перейти к сути праздника. Воспоминание событий Благовещения началось еще в первые века христианства. Особое почитание этого дня сложилось во всех древних Церквях, что отразилось и в святоотеческом учении, и в многочисленных гимнографических текстах, посвященных этому событию.
В начале праздничных служб, на вечерне Благовещения, поют стихиру, которая особенно выделяется в русской богослужебной традиции. Текст данной стихиры небольшой, но чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника:
«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь».
Греческий оригинал стихиры таков:
«Βουλὴν προαιώνιον, ἀποκαλύπτων σοι Κόρη, Γαβριὴλ ἐφέστηκε, σὲ κατασπαζόμενος, καὶ φθεγγόμενος· Χαῖρε γῆ ἄσπορε, χαῖρε βάτε ἄφλεκτε, χαῖρε βάθος δυσθεώρητον, χαῖρε ἡ γέφυρα, πρὸς τοὺς οὐρανοὺς ἡ μετάγουσα, καὶ κλῖμαξ ἡ μετάρσιος, ἣν ὁ Ἰακὼβ ἐθεάσατο· χαῖρε θεία στάμνε τοῦ Μάννα, χαῖρε λύσις τῆς ἀρᾶς, χαῖρε Ἀδάμ ἡ ἀνάκλησις, μετὰ σοῦ ὁ Κύριος».
Приведем русские переводы стихиры.
Протоиерей Владимир Успенский:
«Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, явился пред Тобою Гавриил, приветствуя Тебя и возглашая: радуйся, земля ненасеянная; радуйся, купина (куст) несгораемая; радуйся, глубина, непроницаемая взором; радуйся, мост, переводящий к небесам; радуйся, лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, разрешение от клятвы: радуйся, воззвание Адама, Господь с Тобою!».
Митрополит Иларион (Алфеев):
«Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь».

Предвечный замысел Троицы

Представлена эта стихира в знакомом каждому православному христианину виде. Первая повествовательная часть и вторая – прямая речь – вместе образуют текст, напоминающий икосы акафиста.
Сначала обратимся к первой части. Как кажется, в ней и сосредоточен основной замысел. Первое слово «Совет» в греческом оригинале представлено словом «βουλή», что имеет много схожих значений, но сейчас проанализируем слово «замысел». Стоит оно в винительном падеже, а значит, Архангел Гавриил открыл Деве Марии замысел о Ней. Но какой замысел? Замысел предвечный.
В этой повествовательной части отражается событие, описанное в первой главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38). В шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи послан был Гавриил в город Назарет к Деве Марии, чтобы возвестить Ей, что через Нее родится Господь Бог. Замысел предвечный – тот, который был до того, как что-либо начало быть, и через данный замысел все и начало быть. Замысел этот и есть Сам воплотившийся Христос, как говорит святой евангелист Иоанн: «Слово было Бог» (Ин. 1: 1).
Теперь рассмотрим «βουλή» в значении некоего Совета, который был до сотворения веков. Живоначальная Троица, «собравшись к Себе на собор, единым советом воли Своей» определила прежде всех веков вочеловечение Бога Слова и обожение человека. И этот Великий Совет ныне открывается Деве Марии Архангелом. В тот момент, когда Гавриил открывает Деве Марии Замысел Бога, Христос воплощается. Как говорит святитель Григорий Богослов:
«Ангел выслушал это (повеление Божие о Благовестии. – Л.М., М.С.) и, вероятно, размышлял сам с собою: необыкновенное это дело; превосходит разумение то, что сказано мне».

Начало Нового Завета

Так что же празднуем мы в этот день? Первый стих, первое слово стихиры говорят нам: мы празднуем начало Нового Завета!
Поэтому в древней традиции Церкви первый день творения и день Благовещения празднуются одновременно.
Данная стихира также поется и в Субботу Акафиста. Службы Праздника Благовещения и Субботы Акафиста тесно связаны. И предполагается, что акафист, посвященный Божией Матери, написан именно для праздника Благовещения. На это указывает и пение по шестой песни канона на утрене Благовещения первого кондака и икоса акафиста, и предписание в древнейшем Кондакаре X века, где сказано о совершении акафиста в день Благовещения.
Акафист в целом, если его внимательно прочитать, посвящен теме Боговоплощения: от событий Благовещения мы с каждым кондаком продвигаемся к теме Рождества; от нее – к теме Сретения Господня, и уже в двенадцатом кондаке поем: «Прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание». Вот она, суть праздника: Господь воплощается, чтобы спасти род человеческий, а мы совершаем торжество начала этого Спасения.
Как же восхвалять нам Ту, Которой все это Таинство совершилось? Как воспевать нам в словах то, что превосходит разумение ангела? Перенесемся на девять месяцев вперед и произнесем слова задостойника Рождества Христова:
«Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу по нашему усердию достойно восхвалять Тебя».

Благословенная Богородица

«Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова:
«Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2: 2).
Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая», называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос.
«Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно», – пишет блаженный Феодорит Кирский.
«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит.
Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею:
«Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит.
«Радуйся, глубино неудобозримая!»:
«Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства», – говорит святитель Фотий Константинопольский.
«Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθεώρητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию. Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе.
«Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения:
«Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).
«Радуйся, Божественная стамно манны!»: стамно (στάμνος) – сосуд, имеющий внутри себя Божие благословение – манну, которая питала избранный народ в пустыне. Мы же имеем сосудом Саму Богородицу, через Которую пришло к нам благословение – Сам Христос, Который питает нас и избавляет от жажды.
«Радуйся, разрешение клятвы! Радуйся, Адамово воззвание!»: этими словами заканчивает свои приветствия гимнограф. В мир через Деву Марию приходит Спаситель людей, Спаситель рода Адама, Он разрушит клятву – проклятие рода нашего.
Благовещение – начало, «главизна» нашего спасения. Вознесем хвалебные песни Богу, нас ради воплотившемуся, прославим и Пречистую Его Матерь Марию Деву, воспевая: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк. 1: 28).

Лариса Маршева, Митрофан Середа
« Как возникло и менялось таинство Покаяния
Ждать чудес от освящённого маслица — это... »
  • +8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.