Радость по «заслугам»: протоиерей Алексей Уминский о посте
Сегодня ты ешь вот это, завтра вот это, в третий день ты вообще ничего не ешь, а в четвертый тебе позволено немножко порадоваться — мы увлеченно изучаем Типикон, чтобы найти для себя хоть какие-то ориентиры. Но каждый человек постится, потому что это ОН постится, уверен протоиерей Алексий Уминский.
И в это время важно задуматься о потере и поиске отношений с Богом, соскучиться по Нему, обрадоваться встрече. Можно ли заслужить радость у Бога, почему человеку нужен ориентир и как нам понять цель своего личного поста?
Почему иногда кажется, что как ни соблюдай пост, все равно немного «виноват»?
Я с этим совершенно не согласен. Пост не ставит человеку задачу оправдаться перед Богом или перед ближним. И если человек хочет оправдаться перед Богом постом, как всяким другим делом, значит, он не очень хорошо понимает, Кто его Бог. И поэтому самое главное чтение, которое звучит перед Великим постом, — это Евангелие от Матфея: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И вопрос поста лежит не в том, чтобы оправдываться какими-то внешними делами, что-то в себе умерщвлять, от чего-то постоянно отказываться или превращать пост в постоянное переживание о своей негодности или никчемности.
Это вопрос того, как ты теряешь Бога, это поиск отношений, когда Бог по-настоящему необходим, когда Бог для человека — это живое, родное, это Отечество наше. Когда человек по Богу может соскучиться, когда он при встрече с Ним необыкновенно радуется и может назвать Его по имени, как это делал царь-пророк Давид: «Радость моя!» И в этом смысле пост никак не может быть тем, о чем вы меня сейчас спросили.
Может ли и должен ли человек решать сам, как ему поститься?
Как человеку поститься — это, конечно, в его воле. Но тем не менее нам всегда необходимы, особенно в области церковной, некоторые ориентиры. Человек — существо воспитуемое, и пост в том числе — это один из методов церковной педагогики, если можно так сказать. И поэтому человеку надо понять, в чем заключается его пост, каковы приоритеты этого поста должны быть именно для него, на чем акцентирует внимание Церковь.
Человеку гораздо проще исполнять внешние установления.
Ему очень легко получать указания: сегодня ты ешь вот это, завтра вот это, в третий день ты вообще ничего не ешь, а в четвертый тебе позволено немножко порадоваться — две красовули вина и горшочек масла. И тогда человек очень увлеченно начинает изучать церковный Типикон, экспериментировать со своим организмом, что очень часто плохо кончается. Поэтому, конечно, для человека нужны определенные ориентиры и понимание, для чего нужен пост и что является целью этого поста. А вот уже способ прохождения поста у каждого свой.
Многие вещи в церковной традиции стали коллективными, то есть безличностными, когда для всех все одинаково и из коллективного никто не должен вырываться, все должны идти общим строем. Так вот нет. Ни пост, ни богослужение, ни молитва не могут быть вещью коллективной, это всегда вещь очень личностная. Каждый человек постится, потому что это он постится. И в этом смысле у него есть понимание, которое дает свободу провести пост правильно, глубоко, чтобы он был полезен и плодоносен.
Не пора ли уже ввести пост для мирян?
Да, конечно. То, что Церковь сегодня предлагает в качестве строгого монашеского устава палестинских или египетских монастырей, мало подходит к реалиям человека в городе в XXI веке. И это связано не только с тем, что мы не монахи в своем большинстве, а церковные монашеские уставы древности не по плечу ни одному человеку, в том числе иногда и современному монаху. В XXI веке само отношение к пище изменилось — в Европе, например, люди давно уже не испытывают никакого дефицита питания. Переизбыток продуктов, 30% пищевой промышленности не потребляется, а уничтожается. Поэтому представить себе постящегося человека в раннем Средневековье и современном мире — это два разных образа поста.
Пост как замена одной пищи на другую — вещь достаточно условная, апостол Павел не зря говорит нам, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него. Царствие Небесное есть не пища и не питие, а радость о Святом Духе. Наверное, эта проблема назрела уже давно: церковная община, которая живет в городе или в других местах, скажем, не монашеская община, конечно, нуждается в собственном уставе, и не только в уставе поста, но и в уставе богослужения и приходской молитвы. Мысль о том, что мирянин, совершая пост, все время делает что-то недолжное, все время находится в формальном нарушении поста, может тревожить очень многих людей и делать их действительно виновными перед Типиконом, но никак не перед Богом.
Человек может очень постараться и соблюсти все правила монастырского устава и тем самым повредить своему здоровью — и физическому, и психическому. Поэтому я уверен, что давно назрела необходимость пересмотреть отношение к посту и к постам: постов у нас чрезмерно много, эти постные уставы сложились исторически в течение многих-многих веков. В XXI веке, наверное, что-то может поменяться. По календарю у нас постных дней значительно больше, чем дней непостных, и это совершенно ненормально.
Как не удариться в пост ради поста?
Если человек ставит целью сам пост и внешнее делание имеет для него важнейшее значение, тогда пост будет для него либо формой соревнования, либо формой работы, за которую он будет ожидать некое вознаграждение. Пост как определенный труд, совершаемый ради каких-то вещей, которыми можно что-то заслужить у Бога, — это пост ради поста. У Бога ничего нельзя заслужить, потому что в конечном итоге мы услышим слова Иоанна Златоуста, который будет говорить для постящихся и непостящихся: «Итак, все войдите в радость Господа нашего». Бог не раздает радости, не раздает благодать по каким-то заслугам, ее хватает на всех.
И в это время важно задуматься о потере и поиске отношений с Богом, соскучиться по Нему, обрадоваться встрече. Можно ли заслужить радость у Бога, почему человеку нужен ориентир и как нам понять цель своего личного поста?
Почему иногда кажется, что как ни соблюдай пост, все равно немного «виноват»?
Я с этим совершенно не согласен. Пост не ставит человеку задачу оправдаться перед Богом или перед ближним. И если человек хочет оправдаться перед Богом постом, как всяким другим делом, значит, он не очень хорошо понимает, Кто его Бог. И поэтому самое главное чтение, которое звучит перед Великим постом, — это Евангелие от Матфея: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». И вопрос поста лежит не в том, чтобы оправдываться какими-то внешними делами, что-то в себе умерщвлять, от чего-то постоянно отказываться или превращать пост в постоянное переживание о своей негодности или никчемности.
Это вопрос того, как ты теряешь Бога, это поиск отношений, когда Бог по-настоящему необходим, когда Бог для человека — это живое, родное, это Отечество наше. Когда человек по Богу может соскучиться, когда он при встрече с Ним необыкновенно радуется и может назвать Его по имени, как это делал царь-пророк Давид: «Радость моя!» И в этом смысле пост никак не может быть тем, о чем вы меня сейчас спросили.
Может ли и должен ли человек решать сам, как ему поститься?
Как человеку поститься — это, конечно, в его воле. Но тем не менее нам всегда необходимы, особенно в области церковной, некоторые ориентиры. Человек — существо воспитуемое, и пост в том числе — это один из методов церковной педагогики, если можно так сказать. И поэтому человеку надо понять, в чем заключается его пост, каковы приоритеты этого поста должны быть именно для него, на чем акцентирует внимание Церковь.
Человеку гораздо проще исполнять внешние установления.
Ему очень легко получать указания: сегодня ты ешь вот это, завтра вот это, в третий день ты вообще ничего не ешь, а в четвертый тебе позволено немножко порадоваться — две красовули вина и горшочек масла. И тогда человек очень увлеченно начинает изучать церковный Типикон, экспериментировать со своим организмом, что очень часто плохо кончается. Поэтому, конечно, для человека нужны определенные ориентиры и понимание, для чего нужен пост и что является целью этого поста. А вот уже способ прохождения поста у каждого свой.
Многие вещи в церковной традиции стали коллективными, то есть безличностными, когда для всех все одинаково и из коллективного никто не должен вырываться, все должны идти общим строем. Так вот нет. Ни пост, ни богослужение, ни молитва не могут быть вещью коллективной, это всегда вещь очень личностная. Каждый человек постится, потому что это он постится. И в этом смысле у него есть понимание, которое дает свободу провести пост правильно, глубоко, чтобы он был полезен и плодоносен.
Не пора ли уже ввести пост для мирян?
Да, конечно. То, что Церковь сегодня предлагает в качестве строгого монашеского устава палестинских или египетских монастырей, мало подходит к реалиям человека в городе в XXI веке. И это связано не только с тем, что мы не монахи в своем большинстве, а церковные монашеские уставы древности не по плечу ни одному человеку, в том числе иногда и современному монаху. В XXI веке само отношение к пище изменилось — в Европе, например, люди давно уже не испытывают никакого дефицита питания. Переизбыток продуктов, 30% пищевой промышленности не потребляется, а уничтожается. Поэтому представить себе постящегося человека в раннем Средневековье и современном мире — это два разных образа поста.
Пост как замена одной пищи на другую — вещь достаточно условная, апостол Павел не зря говорит нам, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него. Царствие Небесное есть не пища и не питие, а радость о Святом Духе. Наверное, эта проблема назрела уже давно: церковная община, которая живет в городе или в других местах, скажем, не монашеская община, конечно, нуждается в собственном уставе, и не только в уставе поста, но и в уставе богослужения и приходской молитвы. Мысль о том, что мирянин, совершая пост, все время делает что-то недолжное, все время находится в формальном нарушении поста, может тревожить очень многих людей и делать их действительно виновными перед Типиконом, но никак не перед Богом.
Человек может очень постараться и соблюсти все правила монастырского устава и тем самым повредить своему здоровью — и физическому, и психическому. Поэтому я уверен, что давно назрела необходимость пересмотреть отношение к посту и к постам: постов у нас чрезмерно много, эти постные уставы сложились исторически в течение многих-многих веков. В XXI веке, наверное, что-то может поменяться. По календарю у нас постных дней значительно больше, чем дней непостных, и это совершенно ненормально.
Как не удариться в пост ради поста?
Если человек ставит целью сам пост и внешнее делание имеет для него важнейшее значение, тогда пост будет для него либо формой соревнования, либо формой работы, за которую он будет ожидать некое вознаграждение. Пост как определенный труд, совершаемый ради каких-то вещей, которыми можно что-то заслужить у Бога, — это пост ради поста. У Бога ничего нельзя заслужить, потому что в конечном итоге мы услышим слова Иоанна Златоуста, который будет говорить для постящихся и непостящихся: «Итак, все войдите в радость Господа нашего». Бог не раздает радости, не раздает благодать по каким-то заслугам, ее хватает на всех.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.