Масло из лампадки и «праведный гнев»

Это было на мои именины. Мы с сыном — ему тогда было лет 5 — пришли на литургию, как обычно прямо к причастию. А после службы он захотел приложиться к особо почитаемой у нас Иверской иконе Божией Матери. Я поднял его под мышки, он потянулся… и задел рукой лампадку, пролив приличное количество масла.




Ох, как же мне хотелось тогда его отчитать! Ну как же, ведь святыньку разлил. О том, что парень по собственной воле потянулся к иконе, я в тот момент не думал. Равно как и о том, что подобное «благочестие» — как несправедливый подзатыльник: может вообще оттолкнуть от веры.
Сейчас-то я понимаю, что сердиться нужно было прежде всего на себя. Это ведь я так неловко подхватил ребенка. Это я хотел быть в своих глазах более благочестивым, чем есть на самом деле. Это я торопился со службы домой и досадовал, что придется задержаться, чтобы вытереть пол, но вместо себя сорвал досаду на сыне. Впрочем, настоятель, к моему удивлению, к разлитому маслу отнесся совершенно спокойно. И это слегка охладило мой «праведный гнев». Пока мы вытирали масло бумажными полотенцами, народ разошелся. Отдать промасленную бумагу, чтобы ее сожгли, было некому, и мы решили заглянуть в алтарь — там, кажется, кто-то еще остался. Хотя, если честно, было боязно. Во-первых, я понятия не имел, как там себя вести (это мне потом объяснили, сколько раз нужно перекреститься и какую молитву прочитать, где ходить можно, а где нет). А во-вторых, раздражение на сына еще не прошло — как с таким настроением входить в святое место? Открыл нам седовласый протодиакон, замечательный рассказчик, кладезь всевозможных историй о чудесах, которые случались с ним самим, его знакомыми, прихожанами и просто знакомыми.
И я тут же вспомнил, как он когда-то сказал, что в жизни православного человека случайностей не бывает. Протодиакон взял у нас бумагу и вдруг спросил моего сына: «Хочешь, я покажу тебе, что находится в алтаре?» Прямо по Евангелию — помните, Христос говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие». Я сходу хотел было отказаться: дескать, неудобно, да и вообще нам домой пора. Слава Богу, я этого не сказал! Не помню, сколько продолжалась наша экскурсия, кажется, минут 30. Протодиакон подробно рассказал нам о священных предметах, находившихся на престоле. Достал уникальную фотографию перста святого Иоанна Предтечи, которому посвящен наш храм, объяснил, что во время службы делают священники, диаконы и алтарники, и где они находятся. Показал удивительную икону «Не рыдай Мене, Мати», на которой Богородица держит тело своего распятого Сына, и другие образа, которых мы обычно не видим.
Выходил я из алтаря совсем в другом расположении духа, чем входил в него. Было спокойно и радостно. Словно это мой небесный покровитель показал мне место, где нужно находиться душою хотя бы во время службы. Я понял: нужно дерзать! Даже если чувствуешь себя недостойным. Если делаешь это с верою, Господь поможет. Прощаясь, протодиакон сказал моему сыну: «Может быть, когда-нибудь ты снова придешь сюда и будешь алтарником». Пока этого не произошло. Но масло мы с тех пор не разливали…

Дмитрий Злодорев
« Памятка: всё, что нужно знать о поклонах
Воскресенский монастырь: узница для царственных... »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.