Что такое ревность и как от неё избавиться
Почему мы ревнуем? Каковы причины ревности? Как избавиться от ревности? На все эти вопросы ответил профессор Московской духовной Академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.
Этот вопрос мучает часто и многих. И дело здесь не только в отношениях между мужчиной и женщиной, мужем и женой… Ревность часто проявляется и до свадьбы, а также и в отношениях между товарищами и друзьями. Это чувство сопровождает нас во многих жизненных ситуациях.
Ревность в конечном счете свидетельствует о том, что я подсознательно (а, может, и сознательно) считаю себя лучше других. Почему она, а не я ему понравилась? Я же лучше!
Причина кроется в духовном состоянии человека. А духовное состояние определяется тем, в какой степени человек видит себя, рассматривает себя.
Многие святые отцы достигали того, что на святоотеческом языке называется познанием себя. Видение того, чем наполнена моя душа. А чтобы увидеть, чем она наполнена, человек может для начала хотя бы отследить свои мысли и сравнить их с тем, что описано в Евангелие.
Сколько у нас внутри мыслей, чувств, желаний, целей… Насколько душа в прямом смысле этого слова загрязнена – там и лукавство, и лицемерие, и осуждение, и гнев, и ненависть, и тщеславие, и жажда денег, и жажда славы… Человек, который не замечает этого в себе, полагая, что он –, в случае, если выбрали не его (ее), начинает страдать.
Эразм Роттердамский в своей книге «Похвала глупости» очень часто использует одно греческое слово – «филофтия», что в переводе означает самолюбие, самовлюбленность.
Итак, главный корень ревности заключается в самомнении.
Людей больше интересует вопрос «как избавиться от ревности?», а я говорю о причине. Потому что невозможно вылечить болезнь, не узнав причину. Очень важно понять причину.
Главная причина и ревности, и зависти и всего прочего заключается в том, что мы видим себя хорошими, и не хотим видеть свои недостатки и грехи. Отсюда проистекает и ревность, и зависть, и тщеславие. В данном случае ревность – только одно из направлений.
Какой можно сделать вывод? До тех пор, пока человек не познал себя (какие страсти во мне живут? чем я наполнен? что во мне творится?), он никогда не сможет избавиться ни от ревности, ни от прочего. Всё зависит от степени познания самого себя.
Познание себя дает возможность человеку пожелать исправиться. К примеру, нехорошо осуждать людей направо и налево. Я осознал, что нехорошо, и даже на исповеди в этом признался. Только отошёл – тут же осудил других. И так на каждом шагу приходится «ловить» себя.
Когда я осуждаю других, что в этот момент происходит? Я считаю себя выше. И не только это. Когда я осуждаю, это означает, что я этого человека не прощаю. Представляете, какие вещи с нами происходят?
Когда человек начинает хоть немножко себя видеть и сравнивать состояние своей души с тем, что описано в Евангелие… Нужно не осуждать – не могу; нужно не завидовать – не могу; нужно не злиться – не могу; нужно не объедаться – не могу… А что я могу?
Как писал Достоевский, смирись, гордый человек!
Смирение – это не унижение, это объективный взгляд на то, кем я являюсь. По мере смирения в человеке проявляется великодушие к другим людям, чувство любви к другим людям, если хотите.
По мере смирения угасают наши страсти, наша самовлюбленность, наше тщеславие, наша ревность. Это очень важное состояние.
Если говорить о ревности, как о факте, нужно прямо сказать, что для человека, охваченного ревностью, это своего рода полезное искушение, которое свидетельствует: «Господи, что же со мной творится?»
Если у меня не было самовлюбленности, тщеславия, гордыни, искаженного чувства справедливости, вероятно, я бы по-другому реагировал на эти вещи.
Как же избавиться от ревности? Только правильной христианской жизнью, которая заключается в том, чтобы стараться во что бы то ни стало жить, на сколько хватит сил, не нарушая заповедей Божьих. Осудил – покайся, был тщеславным – покайся…
Правильная христианская жизнь умиротворяет душу человека, делает ее менее уязвимой для этих страстей. В частности, к ревности.
Этот вопрос мучает часто и многих. И дело здесь не только в отношениях между мужчиной и женщиной, мужем и женой… Ревность часто проявляется и до свадьбы, а также и в отношениях между товарищами и друзьями. Это чувство сопровождает нас во многих жизненных ситуациях.
Ревность в конечном счете свидетельствует о том, что я подсознательно (а, может, и сознательно) считаю себя лучше других. Почему она, а не я ему понравилась? Я же лучше!
Причина кроется в духовном состоянии человека. А духовное состояние определяется тем, в какой степени человек видит себя, рассматривает себя.
Многие святые отцы достигали того, что на святоотеческом языке называется познанием себя. Видение того, чем наполнена моя душа. А чтобы увидеть, чем она наполнена, человек может для начала хотя бы отследить свои мысли и сравнить их с тем, что описано в Евангелие.
Сколько у нас внутри мыслей, чувств, желаний, целей… Насколько душа в прямом смысле этого слова загрязнена – там и лукавство, и лицемерие, и осуждение, и гнев, и ненависть, и тщеславие, и жажда денег, и жажда славы… Человек, который не замечает этого в себе, полагая, что он –, в случае, если выбрали не его (ее), начинает страдать.
Эразм Роттердамский в своей книге «Похвала глупости» очень часто использует одно греческое слово – «филофтия», что в переводе означает самолюбие, самовлюбленность.
Итак, главный корень ревности заключается в самомнении.
Людей больше интересует вопрос «как избавиться от ревности?», а я говорю о причине. Потому что невозможно вылечить болезнь, не узнав причину. Очень важно понять причину.
Главная причина и ревности, и зависти и всего прочего заключается в том, что мы видим себя хорошими, и не хотим видеть свои недостатки и грехи. Отсюда проистекает и ревность, и зависть, и тщеславие. В данном случае ревность – только одно из направлений.
Какой можно сделать вывод? До тех пор, пока человек не познал себя (какие страсти во мне живут? чем я наполнен? что во мне творится?), он никогда не сможет избавиться ни от ревности, ни от прочего. Всё зависит от степени познания самого себя.
Познание себя дает возможность человеку пожелать исправиться. К примеру, нехорошо осуждать людей направо и налево. Я осознал, что нехорошо, и даже на исповеди в этом признался. Только отошёл – тут же осудил других. И так на каждом шагу приходится «ловить» себя.
Когда я осуждаю других, что в этот момент происходит? Я считаю себя выше. И не только это. Когда я осуждаю, это означает, что я этого человека не прощаю. Представляете, какие вещи с нами происходят?
Когда человек начинает хоть немножко себя видеть и сравнивать состояние своей души с тем, что описано в Евангелие… Нужно не осуждать – не могу; нужно не завидовать – не могу; нужно не злиться – не могу; нужно не объедаться – не могу… А что я могу?
Как писал Достоевский, смирись, гордый человек!
Смирение – это не унижение, это объективный взгляд на то, кем я являюсь. По мере смирения в человеке проявляется великодушие к другим людям, чувство любви к другим людям, если хотите.
По мере смирения угасают наши страсти, наша самовлюбленность, наше тщеславие, наша ревность. Это очень важное состояние.
Если говорить о ревности, как о факте, нужно прямо сказать, что для человека, охваченного ревностью, это своего рода полезное искушение, которое свидетельствует: «Господи, что же со мной творится?»
Если у меня не было самовлюбленности, тщеславия, гордыни, искаженного чувства справедливости, вероятно, я бы по-другому реагировал на эти вещи.
Как же избавиться от ревности? Только правильной христианской жизнью, которая заключается в том, чтобы стараться во что бы то ни стало жить, на сколько хватит сил, не нарушая заповедей Божьих. Осудил – покайся, был тщеславным – покайся…
Правильная христианская жизнь умиротворяет душу человека, делает ее менее уязвимой для этих страстей. В частности, к ревности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Правильно излагает
- ↓