Вера помогает стать добрее и обрести свободу
Так случается — отец, разговаривая с ребенком, вместо того чтобы выслушать его, отпускает ироничные замечания. А ребенок, видя ироничное к себе отношение, замыкается, злится и в конце концов просто перестает общаться, но одновременно и привыкает к этому. И очень трудно ему будет потом избегать подобной иронии, презрения, пренебрежения и грубости — ведь его учили этому с детства. Как привычки и страсти мешают нам жить и портят отношения с окружающими, рассказывает митрополит Лимассольский Афанасий (Николау).
Если человек привык наслаждаться грехом, если всем сердцем полюбил свои страсти — отказ от «вредной привычки» потребует больших усилий.
Приведу такой пример. Ты привык обильно солить еду — настолько, что любая пища с небольшим количеством соли кажется тебе безвкусной, хоть она и полезна, и врачи рекомендуют питаться именно так — с малым количеством соли. Но поскольку твоему здоровью угрожает опасность, приходится переходить на такую пищу, и это нелегко, требует усилий — чтобы вновь привыкнуть к блюдам с меньшим количеством соли.
Митрополит Лимассольский Афанасий
То же самое — и с любой страстью. Человек с алкогольной зависимостью видит бутылку — и ему больше ничего не надо. Есть даже такой анекдот: пьяница приходит к священнику на исповедь, и батюшка говорит: «Пойми, алкоголь — твой самый страшный враг!» На другой день этот человек снова приходит к батюшке — мертвецки пьяный. «Я же говорил тебе — не пей!» — сердится священник. — «Батюшка, но ведь вы и еще кое-что говорили: любите врагов ваших!»
Видите, до чего доводит любовь ко греху! «Раз это мой враг, буду любить его еще сильнее!» Так что для того, чтобы вернуться на путь истинный, придется потрудиться.
И «привлекательный», «жизненно необходимый» грех будет для него обычной мерзостью — даже если это всего лишь помысел. То есть даже если он сам, по доброй воле захочет подумать о плохом, греховные мысли не принесут ему ни наслаждения, ни удовольствия. Он почувствует лишь отвращение — так как его сердце и душа настолько привыкли к чистоте мыслей, что любое «инородное тело» вызывает в нем брезгливое чувство.
Но тот, кто сроднился с грехом, не желает слушать слово Божие. Такой человек отвращается от него, гнушается и смеется над ним, ничего не понимая. Любое слово, сказанное о Боге, кажется ему глупостью, а любой поступок людей святых и праведных представляется странным и непонятным.
Однако если такой человек приближается к Богу и узнает Его, все меняется: совершая свой личный подвиг, он начинает обращаться к себе прежнему и в ужасе недоумевает: «Как я мог так жить?» И прежнее состояние рождает у него в сердце великую скорбь и боль.
Вот почему размышление о страстях и добродетелях актуально не только в перспективе жизни после смерти, то есть жизни вечной, но и нашей земной жизни, то есть сейчас. К чему привык человек – так он и поступает.
То, как человек привык выражать себя, свои мысли — очень важно. Например, отец, разговаривая с ребенком, вместо того чтобы выслушать его, ответить на вопрос и т.п., отпускает ироничные замечания. Да, чаще всего именно отцы так разговаривают. А ребенок, видя ироничное к себе отношение, замыкается, злится и в конце концов просто перестает общаться, но одновременно и привыкает к такому стилю общения.
И очень трудно ему будет впоследствии избегать подобной иронии, презрения, пренебрежения и грубости — ведь его учили этому с детства. Это уже привычка, а привычка, как мы знаем, — это вторая натура, и от человека потребуется много труда и усилий, чтобы искоренить ее в себе.
Привычка овладевает человеком и превращается в настоящего тирана, и чтобы избавиться от такого господства, в первую очередь необходимо осознать, что то, как мы поступаем, — плохо. Для одного этого потребуется большое усилие, потому что понять и принять такое нелегко. Человек просто не в состоянии понять, что то, как он говорит и ведет себя — ужасно.
Вы и сами наблюдаете каждый день, как люди вокруг общаются, как ведут себя по дороге на работу, в автобусе, в школе, в армии — вроде бы разговаривают на самые обычные темы, а звучит одна ругань. Вместо обычного «Как дела, дружище?» — сквернословие. Как так? Можно же просто поздороваться… Но человек привык так общаться, он по-другому не умеет — вот и разговаривает, как может.
Это очень страшно — сродниться с грехом. Когда же человек, напротив, сроднился с добром, с добродетелью, с жизнью по заповедям Божиим — тогда это все для него естественно и в любой момент поддерживает его в жизни. Например, есть от природы стеснительные люди, которых стыд уберегает от многих вещей. И ничего нет страшного в том, что человек стеснительный и скромный: это гораздо лучше, чем бесстыдство и распущенность. Человек по природе своей скромен.
Так что рано или поздно каждый из нас выбирает, каким быть, и затем поступает так, как считает нужным. И конечно, любой наш выбор возвращается к нам самим.
Если мы научимся любить ближнего и помогать ему, то и нам это будет помощь и забота. Если постараемся быть внимательными, вежливыми и добрыми — это непременно вернется к нам. Нельзя измерять разными мерами — к себе относиться так, а к ближнему этак. Если человек добр к ближнему, его доброта рано или поздно вернется к нему, и к себе он будет относиться так же.
Очень важно понять эту взаимосвязь, потому что основная проблема в наших отношениях — это проблема в отношениях с самим собой. Крайне актуальная и очень болезненная проблема: человек не в состоянии быть самому себе другом.
А ведь лучший наш друг — это наше «я». Когда же это случается? Когда наше «я» перестанет действовать беспорядочно; когда нам удастся освободиться от непоследовательности: хочу одно, делаю другое, а думаю третье. Бог дал нам ум, чтобы мы могли управлять собой.
Можно сказать, наш ум — это наш руль. Представьте себе автомобиль, который едет без водителя — сам поворачивает, сам тормозит… Бывает такое? Разве что в парке аттракционов.
Человек должен управлять собой, понимать, что с ним происходит. А как это возможно, если весь ты охвачен страстями? Первое, что нейтрализуется страстями сразу же, как только они начинают действовать, — именно человеческий ум.
Вы и сами, по собственному опыту, знаете, что стóит страсти активизироваться, ум моментально угасает. В плену у страсти он не может реагировать адекватно, невозможно сказать себе: «Остановись! Что ты делаешь?» Все, конец.
Страсть овладевает умом, и лишь когда она перестанет действовать, он очнется, но уже в ином, испорченном состоянии, и вместо того, чтобы восстановить утраченное, человек впадает в эгоизм и начинает обвинять все и вся, демонстративно вопрошая: «Почему я должен исправляться? Зачем мне это? Зачем мне исповедь?» Сплошные «зачем» да «почему»… И начинается уныние, тысячи внутренних проблем.
Душевный мир человека требует гармонии. Она — начало всему. Но как достичь этой гармонии? Приведем в качестве примера строящееся здание. Здесь гармония необходима — не должно быть пустот, дыр и прочего. Здание с дырами не может быть гармонично. Возводится, к примеру, стена — и тут вдруг строитель забывает положить кирпич. Получается дыра, и сооружение уже нельзя считать устойчивым. Пустоты необходимо заполнять, причем важно делать это правильно, а не как попало. Иными словами, любое дело требует четкой последовательности, верной расстановки приоритетов. И у человека, чья душа наполнена, без пустот, — путь тоже ровный и гладкий, и внутренний мир наполнен гармонией, которая распространяется и на всю жизнь.
С другой стороны, откуда может появиться гармония, когда в человеке нет самого главного — присутствия Бога, Небесного Отца? Если Отец наш Небесный не живет в нас, ничто не заполнит эту пустоту.
Ничто не может заменить Бога, нашего Творца. Получается какофония. Те, кто разбирается в музыке, знают, что если струна не натянута, каким бы искусным ни был музыкант, ничего не получится. Нужно как следует натянуть струну, чтобы она зазвучала вместе с остальными. Поэтому человек, стремящийся к внутренней гармонии, должен обрести необходимые составляющие в своей душе.
Первое и самое важное здесь, то, на чем держится все остальное, — крепкая и живая связь с Богом, Отцом Небесным. А уже затем занимает соответствующее место все остальное: учеба, карьера, здоровье, удовольствия… Если же иерархия выстроена неправильно — будут проблемы. И в какой-то момент нас непременно постигнет разочарование — и будет казаться, что нас бросили, предали, — а все потому, что своим существом мы отдались временному и относительному, возведенному в свое время в абсолют.
Итак, вернемся к нашим взаимоотношениям с окружающими и самими собой. Когда мы помогаем людям, когда у нас все хорошо с теми, кто рядом, это непременно возвращается к нам и помогает нам самим. И еще большей эта помощь будет, если поддерживать живую связь с Богом, которая дает нам внутреннюю гармонию и мир. Мир душевный делает человека другом самому себе, и тогда легко любить и себя, и ближнего, и всех людей — все.
Наше «я» — наш лучший друг, лучший лекарь, благодаря которому мы можем найти причину своих страданий и исцелиться — душевно, не телесно. И познав опытным путем душевную гармонию, человек замечает, а затем и преодолевает все пустоты своего сердца.
Если человек привык наслаждаться грехом, если всем сердцем полюбил свои страсти — отказ от «вредной привычки» потребует больших усилий.
Приведу такой пример. Ты привык обильно солить еду — настолько, что любая пища с небольшим количеством соли кажется тебе безвкусной, хоть она и полезна, и врачи рекомендуют питаться именно так — с малым количеством соли. Но поскольку твоему здоровью угрожает опасность, приходится переходить на такую пищу, и это нелегко, требует усилий — чтобы вновь привыкнуть к блюдам с меньшим количеством соли.
Митрополит Лимассольский Афанасий
То же самое — и с любой страстью. Человек с алкогольной зависимостью видит бутылку — и ему больше ничего не надо. Есть даже такой анекдот: пьяница приходит к священнику на исповедь, и батюшка говорит: «Пойми, алкоголь — твой самый страшный враг!» На другой день этот человек снова приходит к батюшке — мертвецки пьяный. «Я же говорил тебе — не пей!» — сердится священник. — «Батюшка, но ведь вы и еще кое-что говорили: любите врагов ваших!»
Видите, до чего доводит любовь ко греху! «Раз это мой враг, буду любить его еще сильнее!» Так что для того, чтобы вернуться на путь истинный, придется потрудиться.
«Как я мог так жить?»
И наоборот. Человек святой жизни, чья душа уже настолько тесно соединена с благодатью Духа Святого, так что близость к Богу для него — это и счастье, и радость, и огромное наслаждение, — будет несчастным, если заставить его жить по-другому: он просто не сможет. Если, к примеру, склонять его ко греху, который другие даже не считают за грех, настолько привлекательным или даже жизненно необходимым он кажется, — то душа этого человека не может его принять, потому что живет по другим законам и иначе воспринимает действительность.И «привлекательный», «жизненно необходимый» грех будет для него обычной мерзостью — даже если это всего лишь помысел. То есть даже если он сам, по доброй воле захочет подумать о плохом, греховные мысли не принесут ему ни наслаждения, ни удовольствия. Он почувствует лишь отвращение — так как его сердце и душа настолько привыкли к чистоте мыслей, что любое «инородное тело» вызывает в нем брезгливое чувство.
Но тот, кто сроднился с грехом, не желает слушать слово Божие. Такой человек отвращается от него, гнушается и смеется над ним, ничего не понимая. Любое слово, сказанное о Боге, кажется ему глупостью, а любой поступок людей святых и праведных представляется странным и непонятным.
Однако если такой человек приближается к Богу и узнает Его, все меняется: совершая свой личный подвиг, он начинает обращаться к себе прежнему и в ужасе недоумевает: «Как я мог так жить?» И прежнее состояние рождает у него в сердце великую скорбь и боль.
Вот почему размышление о страстях и добродетелях актуально не только в перспективе жизни после смерти, то есть жизни вечной, но и нашей земной жизни, то есть сейчас. К чему привык человек – так он и поступает.
Привычка как тиран
Есть люди, настолько привыкшие ругаться в семье, что им даже некомфортно прожить неделю без ссор, склок и ругани. Знаю даже семьи, где недели не проходит без тумаков — просто чтобы не потерять «форму», не забыть, как это делается…То, как человек привык выражать себя, свои мысли — очень важно. Например, отец, разговаривая с ребенком, вместо того чтобы выслушать его, ответить на вопрос и т.п., отпускает ироничные замечания. Да, чаще всего именно отцы так разговаривают. А ребенок, видя ироничное к себе отношение, замыкается, злится и в конце концов просто перестает общаться, но одновременно и привыкает к такому стилю общения.
И очень трудно ему будет впоследствии избегать подобной иронии, презрения, пренебрежения и грубости — ведь его учили этому с детства. Это уже привычка, а привычка, как мы знаем, — это вторая натура, и от человека потребуется много труда и усилий, чтобы искоренить ее в себе.
Привычка овладевает человеком и превращается в настоящего тирана, и чтобы избавиться от такого господства, в первую очередь необходимо осознать, что то, как мы поступаем, — плохо. Для одного этого потребуется большое усилие, потому что понять и принять такое нелегко. Человек просто не в состоянии понять, что то, как он говорит и ведет себя — ужасно.
Вы и сами наблюдаете каждый день, как люди вокруг общаются, как ведут себя по дороге на работу, в автобусе, в школе, в армии — вроде бы разговаривают на самые обычные темы, а звучит одна ругань. Вместо обычного «Как дела, дружище?» — сквернословие. Как так? Можно же просто поздороваться… Но человек привык так общаться, он по-другому не умеет — вот и разговаривает, как может.
Это очень страшно — сродниться с грехом. Когда же человек, напротив, сроднился с добром, с добродетелью, с жизнью по заповедям Божиим — тогда это все для него естественно и в любой момент поддерживает его в жизни. Например, есть от природы стеснительные люди, которых стыд уберегает от многих вещей. И ничего нет страшного в том, что человек стеснительный и скромный: это гораздо лучше, чем бесстыдство и распущенность. Человек по природе своей скромен.
Так что рано или поздно каждый из нас выбирает, каким быть, и затем поступает так, как считает нужным. И конечно, любой наш выбор возвращается к нам самим.
Как стать другом самому себе
Быть милостивым к ближнему. А как при этом и к себе быть милостивым?Если мы научимся любить ближнего и помогать ему, то и нам это будет помощь и забота. Если постараемся быть внимательными, вежливыми и добрыми — это непременно вернется к нам. Нельзя измерять разными мерами — к себе относиться так, а к ближнему этак. Если человек добр к ближнему, его доброта рано или поздно вернется к нему, и к себе он будет относиться так же.
Очень важно понять эту взаимосвязь, потому что основная проблема в наших отношениях — это проблема в отношениях с самим собой. Крайне актуальная и очень болезненная проблема: человек не в состоянии быть самому себе другом.
А ведь лучший наш друг — это наше «я». Когда же это случается? Когда наше «я» перестанет действовать беспорядочно; когда нам удастся освободиться от непоследовательности: хочу одно, делаю другое, а думаю третье. Бог дал нам ум, чтобы мы могли управлять собой.
Можно сказать, наш ум — это наш руль. Представьте себе автомобиль, который едет без водителя — сам поворачивает, сам тормозит… Бывает такое? Разве что в парке аттракционов.
Человек должен управлять собой, понимать, что с ним происходит. А как это возможно, если весь ты охвачен страстями? Первое, что нейтрализуется страстями сразу же, как только они начинают действовать, — именно человеческий ум.
Вы и сами, по собственному опыту, знаете, что стóит страсти активизироваться, ум моментально угасает. В плену у страсти он не может реагировать адекватно, невозможно сказать себе: «Остановись! Что ты делаешь?» Все, конец.
Страсть овладевает умом, и лишь когда она перестанет действовать, он очнется, но уже в ином, испорченном состоянии, и вместо того, чтобы восстановить утраченное, человек впадает в эгоизм и начинает обвинять все и вся, демонстративно вопрошая: «Почему я должен исправляться? Зачем мне это? Зачем мне исповедь?» Сплошные «зачем» да «почему»… И начинается уныние, тысячи внутренних проблем.
Душевный мир человека требует гармонии. Она — начало всему. Но как достичь этой гармонии? Приведем в качестве примера строящееся здание. Здесь гармония необходима — не должно быть пустот, дыр и прочего. Здание с дырами не может быть гармонично. Возводится, к примеру, стена — и тут вдруг строитель забывает положить кирпич. Получается дыра, и сооружение уже нельзя считать устойчивым. Пустоты необходимо заполнять, причем важно делать это правильно, а не как попало. Иными словами, любое дело требует четкой последовательности, верной расстановки приоритетов. И у человека, чья душа наполнена, без пустот, — путь тоже ровный и гладкий, и внутренний мир наполнен гармонией, которая распространяется и на всю жизнь.
С другой стороны, откуда может появиться гармония, когда в человеке нет самого главного — присутствия Бога, Небесного Отца? Если Отец наш Небесный не живет в нас, ничто не заполнит эту пустоту.
Ничто не может заменить Бога, нашего Творца. Получается какофония. Те, кто разбирается в музыке, знают, что если струна не натянута, каким бы искусным ни был музыкант, ничего не получится. Нужно как следует натянуть струну, чтобы она зазвучала вместе с остальными. Поэтому человек, стремящийся к внутренней гармонии, должен обрести необходимые составляющие в своей душе.
Первое и самое важное здесь, то, на чем держится все остальное, — крепкая и живая связь с Богом, Отцом Небесным. А уже затем занимает соответствующее место все остальное: учеба, карьера, здоровье, удовольствия… Если же иерархия выстроена неправильно — будут проблемы. И в какой-то момент нас непременно постигнет разочарование — и будет казаться, что нас бросили, предали, — а все потому, что своим существом мы отдались временному и относительному, возведенному в свое время в абсолют.
Итак, вернемся к нашим взаимоотношениям с окружающими и самими собой. Когда мы помогаем людям, когда у нас все хорошо с теми, кто рядом, это непременно возвращается к нам и помогает нам самим. И еще большей эта помощь будет, если поддерживать живую связь с Богом, которая дает нам внутреннюю гармонию и мир. Мир душевный делает человека другом самому себе, и тогда легко любить и себя, и ближнего, и всех людей — все.
Наше «я» — наш лучший друг, лучший лекарь, благодаря которому мы можем найти причину своих страданий и исцелиться — душевно, не телесно. И познав опытным путем душевную гармонию, человек замечает, а затем и преодолевает все пустоты своего сердца.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.