В рациональном христианстве нет тайны и радости
Согласно статистическим данным, только за несколько месяцев текущего года свое официальное членство в Финской Православной Церкви прекратило более тысячи человек: весной 2020 года в ней числилось 59600, а к осени стало 58540 верующих. Причем уходят ежедневно, и процесс этот продолжается.
Что это значит для Церкви, о чем говорит уход людей, по каким причинам они покидают приходы, катастрофа ли это – об этом мы рассуждаем с профессором богословия, устроителем монашеского центра «Панагия» в финском городке Ламми, Ханну Пёюхененом.
– Господин профессор, я не могу сказать, что факт прекращения официального членства в Православной Церкви Финляндии вызывает радость. Тут, скорее, оторопь: самая маленькая официальная конфессия страны становится еще меньше. Понимаю, что речь идет только о внешней стороне проблемы. Как бы вы описали положение христианства в вашей стране сегодня? Можно ли судить об этом положении, опираясь исключительно на внешнее? – Мы тоже были удивлены, услышав об исходе прихожан из нашей Поместной Церкви. Это, конечно же, трагично, очень трагично. Никакой христианин, даже принадлежащий к другим деноминациям, не может испытывать по этому поводу радостных чувств. Радоваться могут только противники Церкви и Христа. К сожалению, в наше время их можно найти в изобилии, что выражается в ослаблении положения христианства во всех странах Европы. В нашей стране есть даже специальный Интернет-ресурс «выйдиизцеркви», поддерживающийся сектой «свободомыслящих» и созданный именно для того, чтобы максимально облегчить официальный процесс выхода из Церкви одним нажатием клавиши. Таким образом уже сотни тысяч людей покинули свои приходы, преимущественно в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.
– Как вы думаете, в чем причины массового отхода от Церкви?
Христианство вообще живет в непростое время. Общество и условия жизни людей сильно изменились, что сказывается и на характере семейной жизни. Наш современник уже не получает с малого возраста ростки христианской веры и опыта жизни во Христе в своей семье так, как это было естественно для предыдущих поколений. Уже не получает в родном доме этого крепкого фундамента, на котором строится жизнь как отдельного человека, так и всего общества, народа. Как следствие, человек становится доступным для различных воздействий на сознание, часто негативных и сильно отличающихся от христианского вероучения.
Помимо этого, такой человек становится очень критично настроенным ко всему, и такому отношению, я бы назвал его «взгляд на всё с недоверчивым прищуром», нас учат уже со школьной скамьи.
Не будем забывать, что наш современник стал еще и откровенным потребителем, который научился выбирать всегда только то, что лично ему приятно и что лично ему подходит. Это приводит к ситуации, когда христианство перестает привлекать человека, и он выбирает из совершенно разных духовных течений какие-то элементы с целью построить свой духовный мир, отвечающий именно его потребностям потребителя.
Кроме того, миграционные процессы в Европе сделали ранее редкие здесь религии ближе к традиционным, что, с одной стороны, заставило людей усомниться в исключительности своей веры и познакомиться с новыми религиозными веяниями. Хорошим примером может послужить йога, которая прочно закрепилась в жизни как многих христиан, так и даже христианских общин. Плодородной почвой для этого стал западный рационализм, который противоречит человеческой потребности мистического переживания. В этой связи я считаю, что Православная Церковь могла бы ярче подчеркивать ценность своего Предания, поскольку именно оно, как я искренне уверен, является единственной формой христианства, которая во все времена остается источником всегда свежей и живой воды. Предание нашей Церкви безгранично глубоко, и чем дольше мы остаемся на пути самоочищения, тем больший смысл становится доступным для нашего понимания, полностью утоляя нашу внутреннюю жажду.
Статистические цифры, сколько людей принадлежит к Церкви и сколько людей ушло, говорят о многом, но не обо всем. Число людей, покинувших свои приходы, может также говорить о том, что, придя в Церковь, они не нашли то христианское свидетельство веры, которое было бы убедительным для них и сподвигло бы их на построение своего жизненного пути. В числе этих людей есть и те, кто искренне стремится найти Христа, а в числе «верных» членов могут быть и те, кто лишь формально приписан к приходу, но уже давно не участвует в духовной жизни – примеры из Нового Завета, я думаю, приводить не стоит.
– Вы имеете в виду Иуду и тех, кто, услышав странные для них слова Христа, отошли от Господа. А можем ли мы осуждать тех, кто прекращает свое официальное членство в Православной Церкви?
– Я считаю, что не стоит осуждать тех, кто уходит из Церкви. Другое дело – те случаи, когда это делается ради провокации, публично и с хулой на Бога. Господь один им Судья. С другой стороны, мы знаем, что, покидая лоно Церкви, человек отходит и от Христа – со всеми вытекающими последствиями на веки вечные. По любви и заботе о ближнем нам стоит сказать это каждому, кто помышляет покинуть Церковь. Думаю, что в сердце человек не понимает до конца эти последствия своего поступка, и надеюсь на Божию милость по отношению к этим людям. Очень хочется надеяться и на то, что люди, оставившие Церковь, все-таки еще одумаются и вернутся обратно до перехода в мир иной. Может быть, в будущем какой-то жизненный кризис (или даже война, другое страшное испытание) смогут помочь им пересмотреть свои жизненные ценности. По любви к человеку Господь попускает нам разные испытания именно для того, чтобы дать нам возможность найти источники «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Окрестности монашеского центра «Панагия»
– Какие главные причины, по вашему мнению, влияют на принятие решения об уходе из Церкви?
– Я думаю, люди устали от «рационального христианства». Такой подход ничего не дает сердцу, в нем не хватает радостной тайны, возможности настроить настоящую связь с Триединым Богом. Этот рационализм – не более чем полупустая корзина, лишь с инструкциями на уровне этики.
Но ваш вопрос все-таки касается нынешнего положения христианства в Финляндии, в нашей Поместной Церкви. Для нас, насельников центра «Панагия», этот большой исход прихожан из Церкви оказался совершенной неожиданностью, поскольку все происходило потихоньку и незаметно. В открытом информационном пространстве никто об этом ничего не писал и подозрений не высказывал. Таким образом, если брать Финляндию, то уходу из Церкви, скорее всего, послужил целый комплекс причин.
Многим надоели скандалы, подрывающие авторитет нашей Поместной Церкви, о которых с большим усердием пишут СМИ. Плохие отношения между епископами ни для кого не являются большим секретом, и поэтому поводу даже Патриарх Варфоломей пригласил всех архиереев в Константинопольский Вселенский Патриархат в Стамбуле. Помимо этого, в последние годы наша Церковь была участником многих судебных процессов, связанных с внутренними делами, конфликтами и финансовыми недоразумениями. Такая удручающая атмосфера не могла не повлиять на наших прихожан. Это совершенно новая ситуация, ведь за последние десятилетия Православная Церковь была действительно любимицей финских СМИ, и о ней писалось только все самое хорошее, с уважением.
В монашеском центре
– Не могу не спросить, как повлияла пандемия коронавируса на ситуацию в Церкви.
– Я считаю, что меры, предпринимаемые нашей Церковью по борьбе с коронавирусом, повлияли, как минимум опосредованно, на количество покидающих Церковь прихожан. В Финляндии православные храмы были полностью закрыты для посещения до конца июля… несмотря на отсутствие таких требований со стороны правительства страны! В период ограничений богослужения совершались причтом при закрытых дверях. Верующих не допускали до богослужений даже в больших храмах, в которых можно было бы в достаточной мере обеспечить меры безопасности. В результате люди начали привыкать к жизни без богослужений, без Церкви. Самое грустное в этой ситуации, что живое общение со священниками и епископами, по всей видимости, нарушилось. Мы все понимаем, что происходит, когда пастух покидает стадо, и овцы начинают самостоятельно блуждать в поисках лучшей доли. Овцы теряют силы, разбегаются, пропадают, и в конце многие погибают.
Возможно, период пандемии мог повлиять, хоть и незначительно, на спад численности православных еще из-за того, что не было возможности нормально совершать таинство Крещения, как это происходило ранее. Но это, скорее всего, незначительный фактор.
Если попробовать сказать вкратце, то статистика исхода из Церкви говорит об отсутствии перспективы, исправить которую наша Церковь пока не смогла, по крайней мере убедительно.
– Как вы думаете, это трагедия или обычный вызов мiра, «который во зле лежит»?
– Да, это трагедия с духовной точки зрения для Церкви, поскольку каждый член Церкви находится в Христовом стаде. Пастырь Христос ради одной заблудившейся в горах овцы оставил 99 остальных. Церковная жизнь продолжается, независимо от того, сколько человек и кто именно в ней состоит. Каждый имеет право на свой выбор.
Церковь неодолима; врата ада не одолеют ее, как говорит сам Христос (ср. Мф. 16, 18). Благая весть Церкви должна достичь каждого, собрать всех в свое лоно, но – не легкими методами, не заискиванием перед людьми, не потаканием эгоизму. Она должна быть верной своему Главе. Для Церкви первостепенно качество, а не количество прихожан.
– Паниковать, таким образом, не нужно?
– Конечно, Церкви не нужно паниковать из-за спада численности прихожан, даже из-за сокращения налоговых отчислений. Налоговые отчисления – честное слово, не повод для паники. Пока Церковь живет согласно своему предназначению, все не так страшно.
В Церкви сокрыта жизнеутверждающая сила, которую обнаруживает каждый человек, стремящийся творить добро, особенно в переломные моменты своей жизни. Ведь он всегда может вернуться. Возможно, в переживаемую нами эпоху материализма происходит сильная поляризация духовности, когда верующие углубляются в духовную жизнь, а те, кому все равно, вполне конкретно удаляются в поиске ценностей этого мира. Апостол Иоанн говорит в своем Откровении так:
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11).
– Где же пути выхода из кризиса?
Хоть Церкви и не надо впадать в панику, она все равно должна продолжать свое дело ради спасения каждого человека, как тех, кто еще не вступил в нее, так и тех, кто уже вступил или, когда-то вступив, в какой-то момент покинул. О тех, кто когда-то через таинство Крещения стал частью Тела Христова, особое попечение Церкви, независимо от уровня в иерархии – будь то епископы или миряне. За каждого из них Христос пострадал на Кресте, и мы должны быть готовы поступить также.
– Как сейчас живет монашеский центр «Панагия»? Приезжают ли гости? Идут ли службы?
– Наша община пока малочисленна, и жизнь в нашем центре довольно однообразна. Несмотря на это, в период коронавирусной пандемии нас посещало больше людей, чем в обычное время. Особенно молодежь противится этим удивительным событиям, есть своего рода добрый протест, и молодые приезжают сюда в поисках нового вдохновения – в богослужениях и братских беседах о вере.
Литургии в период пандемии служились в нашем центре очень редко, по причине отсутствия своего священника. Причиной этому является нежелание нашей Поместной Церкви создавать новые монастыри. Как свидетельствуют великие старцы нашего времени, в противовес секуляризации нужны именно монастыри, где совершается молитва и непреходящая Благая весть христианства становится реальностью. Монастыри, как я считаю, – единственная надежда на исправление духовности в обмирщенном обществе, посреди протестантизма, потерявшего свои идеалы. Особое вдохновение, подкрепление нашим надеждам мы получили в прошлом году во время паломничества в Грецию, там мы были в одном крупном монастыре, общались с игуменьей. Она рассказала, что, будучи духовным чадом святого Порфирия, часто слышала от него следующие удивительные слова: «В Финляндии тоже появятся монастыри. В Финляндии люди спасутся». Дай Господь, чтобы так произошло здесь у нас, и чтобы монастыри в других странах духовно укрепились. Ведь они – хранители веры в грядущие сложные времена, о чем свидетельствуют многие прозорливые подвижники, например, святой преподобный Паисий Святогорец.
С Ханну Пёюхененом
беседовал Степан Игнашев
Что это значит для Церкви, о чем говорит уход людей, по каким причинам они покидают приходы, катастрофа ли это – об этом мы рассуждаем с профессором богословия, устроителем монашеского центра «Панагия» в финском городке Ламми, Ханну Пёюхененом.
– Господин профессор, я не могу сказать, что факт прекращения официального членства в Православной Церкви Финляндии вызывает радость. Тут, скорее, оторопь: самая маленькая официальная конфессия страны становится еще меньше. Понимаю, что речь идет только о внешней стороне проблемы. Как бы вы описали положение христианства в вашей стране сегодня? Можно ли судить об этом положении, опираясь исключительно на внешнее? – Мы тоже были удивлены, услышав об исходе прихожан из нашей Поместной Церкви. Это, конечно же, трагично, очень трагично. Никакой христианин, даже принадлежащий к другим деноминациям, не может испытывать по этому поводу радостных чувств. Радоваться могут только противники Церкви и Христа. К сожалению, в наше время их можно найти в изобилии, что выражается в ослаблении положения христианства во всех странах Европы. В нашей стране есть даже специальный Интернет-ресурс «выйдиизцеркви», поддерживающийся сектой «свободомыслящих» и созданный именно для того, чтобы максимально облегчить официальный процесс выхода из Церкви одним нажатием клавиши. Таким образом уже сотни тысяч людей покинули свои приходы, преимущественно в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии.
– Как вы думаете, в чем причины массового отхода от Церкви?
Христианство вообще живет в непростое время. Общество и условия жизни людей сильно изменились, что сказывается и на характере семейной жизни. Наш современник уже не получает с малого возраста ростки христианской веры и опыта жизни во Христе в своей семье так, как это было естественно для предыдущих поколений. Уже не получает в родном доме этого крепкого фундамента, на котором строится жизнь как отдельного человека, так и всего общества, народа. Как следствие, человек становится доступным для различных воздействий на сознание, часто негативных и сильно отличающихся от христианского вероучения.
Помимо этого, такой человек становится очень критично настроенным ко всему, и такому отношению, я бы назвал его «взгляд на всё с недоверчивым прищуром», нас учат уже со школьной скамьи.
Не будем забывать, что наш современник стал еще и откровенным потребителем, который научился выбирать всегда только то, что лично ему приятно и что лично ему подходит. Это приводит к ситуации, когда христианство перестает привлекать человека, и он выбирает из совершенно разных духовных течений какие-то элементы с целью построить свой духовный мир, отвечающий именно его потребностям потребителя.
Кроме того, миграционные процессы в Европе сделали ранее редкие здесь религии ближе к традиционным, что, с одной стороны, заставило людей усомниться в исключительности своей веры и познакомиться с новыми религиозными веяниями. Хорошим примером может послужить йога, которая прочно закрепилась в жизни как многих христиан, так и даже христианских общин. Плодородной почвой для этого стал западный рационализм, который противоречит человеческой потребности мистического переживания. В этой связи я считаю, что Православная Церковь могла бы ярче подчеркивать ценность своего Предания, поскольку именно оно, как я искренне уверен, является единственной формой христианства, которая во все времена остается источником всегда свежей и живой воды. Предание нашей Церкви безгранично глубоко, и чем дольше мы остаемся на пути самоочищения, тем больший смысл становится доступным для нашего понимания, полностью утоляя нашу внутреннюю жажду.
Статистические цифры, сколько людей принадлежит к Церкви и сколько людей ушло, говорят о многом, но не обо всем. Число людей, покинувших свои приходы, может также говорить о том, что, придя в Церковь, они не нашли то христианское свидетельство веры, которое было бы убедительным для них и сподвигло бы их на построение своего жизненного пути. В числе этих людей есть и те, кто искренне стремится найти Христа, а в числе «верных» членов могут быть и те, кто лишь формально приписан к приходу, но уже давно не участвует в духовной жизни – примеры из Нового Завета, я думаю, приводить не стоит.
– Вы имеете в виду Иуду и тех, кто, услышав странные для них слова Христа, отошли от Господа. А можем ли мы осуждать тех, кто прекращает свое официальное членство в Православной Церкви?
– Я считаю, что не стоит осуждать тех, кто уходит из Церкви. Другое дело – те случаи, когда это делается ради провокации, публично и с хулой на Бога. Господь один им Судья. С другой стороны, мы знаем, что, покидая лоно Церкви, человек отходит и от Христа – со всеми вытекающими последствиями на веки вечные. По любви и заботе о ближнем нам стоит сказать это каждому, кто помышляет покинуть Церковь. Думаю, что в сердце человек не понимает до конца эти последствия своего поступка, и надеюсь на Божию милость по отношению к этим людям. Очень хочется надеяться и на то, что люди, оставившие Церковь, все-таки еще одумаются и вернутся обратно до перехода в мир иной. Может быть, в будущем какой-то жизненный кризис (или даже война, другое страшное испытание) смогут помочь им пересмотреть свои жизненные ценности. По любви к человеку Господь попускает нам разные испытания именно для того, чтобы дать нам возможность найти источники «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Окрестности монашеского центра «Панагия»
– Какие главные причины, по вашему мнению, влияют на принятие решения об уходе из Церкви?
– Я думаю, люди устали от «рационального христианства». Такой подход ничего не дает сердцу, в нем не хватает радостной тайны, возможности настроить настоящую связь с Триединым Богом. Этот рационализм – не более чем полупустая корзина, лишь с инструкциями на уровне этики.
Но ваш вопрос все-таки касается нынешнего положения христианства в Финляндии, в нашей Поместной Церкви. Для нас, насельников центра «Панагия», этот большой исход прихожан из Церкви оказался совершенной неожиданностью, поскольку все происходило потихоньку и незаметно. В открытом информационном пространстве никто об этом ничего не писал и подозрений не высказывал. Таким образом, если брать Финляндию, то уходу из Церкви, скорее всего, послужил целый комплекс причин.
Многим надоели скандалы, подрывающие авторитет нашей Поместной Церкви, о которых с большим усердием пишут СМИ. Плохие отношения между епископами ни для кого не являются большим секретом, и поэтому поводу даже Патриарх Варфоломей пригласил всех архиереев в Константинопольский Вселенский Патриархат в Стамбуле. Помимо этого, в последние годы наша Церковь была участником многих судебных процессов, связанных с внутренними делами, конфликтами и финансовыми недоразумениями. Такая удручающая атмосфера не могла не повлиять на наших прихожан. Это совершенно новая ситуация, ведь за последние десятилетия Православная Церковь была действительно любимицей финских СМИ, и о ней писалось только все самое хорошее, с уважением.
В монашеском центре
– Не могу не спросить, как повлияла пандемия коронавируса на ситуацию в Церкви.
– Я считаю, что меры, предпринимаемые нашей Церковью по борьбе с коронавирусом, повлияли, как минимум опосредованно, на количество покидающих Церковь прихожан. В Финляндии православные храмы были полностью закрыты для посещения до конца июля… несмотря на отсутствие таких требований со стороны правительства страны! В период ограничений богослужения совершались причтом при закрытых дверях. Верующих не допускали до богослужений даже в больших храмах, в которых можно было бы в достаточной мере обеспечить меры безопасности. В результате люди начали привыкать к жизни без богослужений, без Церкви. Самое грустное в этой ситуации, что живое общение со священниками и епископами, по всей видимости, нарушилось. Мы все понимаем, что происходит, когда пастух покидает стадо, и овцы начинают самостоятельно блуждать в поисках лучшей доли. Овцы теряют силы, разбегаются, пропадают, и в конце многие погибают.
Возможно, период пандемии мог повлиять, хоть и незначительно, на спад численности православных еще из-за того, что не было возможности нормально совершать таинство Крещения, как это происходило ранее. Но это, скорее всего, незначительный фактор.
Если попробовать сказать вкратце, то статистика исхода из Церкви говорит об отсутствии перспективы, исправить которую наша Церковь пока не смогла, по крайней мере убедительно.
– Как вы думаете, это трагедия или обычный вызов мiра, «который во зле лежит»?
– Да, это трагедия с духовной точки зрения для Церкви, поскольку каждый член Церкви находится в Христовом стаде. Пастырь Христос ради одной заблудившейся в горах овцы оставил 99 остальных. Церковная жизнь продолжается, независимо от того, сколько человек и кто именно в ней состоит. Каждый имеет право на свой выбор.
Церковь неодолима; врата ада не одолеют ее, как говорит сам Христос (ср. Мф. 16, 18). Благая весть Церкви должна достичь каждого, собрать всех в свое лоно, но – не легкими методами, не заискиванием перед людьми, не потаканием эгоизму. Она должна быть верной своему Главе. Для Церкви первостепенно качество, а не количество прихожан.
– Паниковать, таким образом, не нужно?
– Конечно, Церкви не нужно паниковать из-за спада численности прихожан, даже из-за сокращения налоговых отчислений. Налоговые отчисления – честное слово, не повод для паники. Пока Церковь живет согласно своему предназначению, все не так страшно.
В Церкви сокрыта жизнеутверждающая сила, которую обнаруживает каждый человек, стремящийся творить добро, особенно в переломные моменты своей жизни. Ведь он всегда может вернуться. Возможно, в переживаемую нами эпоху материализма происходит сильная поляризация духовности, когда верующие углубляются в духовную жизнь, а те, кому все равно, вполне конкретно удаляются в поиске ценностей этого мира. Апостол Иоанн говорит в своем Откровении так:
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11).
– Где же пути выхода из кризиса?
Хоть Церкви и не надо впадать в панику, она все равно должна продолжать свое дело ради спасения каждого человека, как тех, кто еще не вступил в нее, так и тех, кто уже вступил или, когда-то вступив, в какой-то момент покинул. О тех, кто когда-то через таинство Крещения стал частью Тела Христова, особое попечение Церкви, независимо от уровня в иерархии – будь то епископы или миряне. За каждого из них Христос пострадал на Кресте, и мы должны быть готовы поступить также.
– Как сейчас живет монашеский центр «Панагия»? Приезжают ли гости? Идут ли службы?
– Наша община пока малочисленна, и жизнь в нашем центре довольно однообразна. Несмотря на это, в период коронавирусной пандемии нас посещало больше людей, чем в обычное время. Особенно молодежь противится этим удивительным событиям, есть своего рода добрый протест, и молодые приезжают сюда в поисках нового вдохновения – в богослужениях и братских беседах о вере.
Литургии в период пандемии служились в нашем центре очень редко, по причине отсутствия своего священника. Причиной этому является нежелание нашей Поместной Церкви создавать новые монастыри. Как свидетельствуют великие старцы нашего времени, в противовес секуляризации нужны именно монастыри, где совершается молитва и непреходящая Благая весть христианства становится реальностью. Монастыри, как я считаю, – единственная надежда на исправление духовности в обмирщенном обществе, посреди протестантизма, потерявшего свои идеалы. Особое вдохновение, подкрепление нашим надеждам мы получили в прошлом году во время паломничества в Грецию, там мы были в одном крупном монастыре, общались с игуменьей. Она рассказала, что, будучи духовным чадом святого Порфирия, часто слышала от него следующие удивительные слова: «В Финляндии тоже появятся монастыри. В Финляндии люди спасутся». Дай Господь, чтобы так произошло здесь у нас, и чтобы монастыри в других странах духовно укрепились. Ведь они – хранители веры в грядущие сложные времена, о чем свидетельствуют многие прозорливые подвижники, например, святой преподобный Паисий Святогорец.
С Ханну Пёюхененом
беседовал Степан Игнашев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Болеет руководство Церкви. Вопрос Величайший: вычистить верхушку, не сломав церковь
- ↓